Смелее, жестче, острее!
Второй сезон «Острых козырьков» заставил тех, кто его смотрел, завидовать тем, кто еще только собирается. Эти шесть эпизодов отменной гангстерской драмы телевидение запомнит надолго, а Томас Шелби уже сейчас по уровню крутизны и изворотливости может составить серьезную конкуренцию Джексу Теллеру и другим главарям банд, промышляющих на современном ТВ.
По сюжету, клан Шелби серьезно раскрутился в Бирмингеме, Козырькам стало тесновато, и Томми вознамерился «взять» Лондон. Там два местных криминальных сообщества — еврейское и итальянское — оказали ему «радушный» прием. Виртуозно решая свои деловые вопросы, Томми Шелби параллельно готовится выполнить важное задание по приказу инспектора Кэмпбелла, а также предпринимает робкие попытки построить новые отношения.
При написании сценария ко второму сезону создатели сериала вдохновлялись такими фильмами, как «Лицо со шрамом» и «Крестный отец». Оно и заметно: насилия стало больше — козырьки стали острее. Причем это касается как общей сюжетной линии шоу, так и отдельно взятых персонажей.
Во втором сезоне много времени уделяется кровавым сценам, начиная с простых «запинаем его ногами» и заканчивая хитрыми многоходовками с участием настоящего козла и туповатых (по сравнению с гангстерами) полицейских. Дважды за шесть серий сценаристы затронули тему сексуального насилия, которое исходило от дорвавшегося до нового модного наркотика и превратившегося в настоящее животное Артура Шелби. Он, как и Томми, страдает от ПТСР, но, в отличие от брата, не замыкается в себе, а выпускает своих демонов погулять без поводка. И это чревато последствиями, особенно под воздействием психостимуляторов.
И речь, заметьте, идет о героях, о тех персонах, чьи судьбы предположительно должны волновать зрителей. А что же злодеи? Инспектор Кэмпбелл, ослепленный яростью из-за ситуации с Грейс, сублимирует свою ненависть в работу, которая, как назло, напрямую связана с Томми. И если в первом сезоне Кэмпбелл просто исполнял свои обязанности, а Шелби был для него лишь целью, во втором к службе примешались личные мотивы, и этот злодейский образ приобрел гораздо более убедительные очертания. Теперь Томми — личный враг, которого необходимо устранить максимально болезненным способом.
Но одним отрицательным персонажем создатель «Козырьков» Стивен Найт не ограничился. Лондонские криминальные авторитеты — это же просто праздник какой-то! Лютый итальянец Сабини видит в Томми досадное недоразумение, и в этом заключается его главный просчет. А вот еврей Альфи Соломонс явно понимает больше, чем пытается показать.
Тут стоит отдать должное Тому Харди, который одним своим именем привлек к проекту целый легион новых зрителей. Пожалуй, этот образ — бородатого лукавого пройдохи, который тяжелее Томми раза в три и при желании может раздавить его мизинчиком, — один из лучших в карьере актера. Ему отлично удалось показать, что Альфи когда-то был хорошим еврейским мальчиком, но теперь стал... Хорошей еврейской версией Бэйна из трилогии Нолана. Он хочет казаться шутливым и игривым, но ты с ним лучше не шути и не заигрывай.
Женские персонажи, сравнительно с ними из первого сезона, также стали более проработанными. Глава семьи тетя Полли без лишних сантиментов представила блестящий портрет матери-хищницы, а затем и хладнокровной бандерши. Грейс, которая много времени провела в комфорте и относительном покое, окончательно превратилась в ангела во плоти и образец женственности. Но самой интересной из них представляется Мэй. По сути, Мэй и есть женская версия Томми: такая же закрытая, прямолинейная, немногословная и бескомпромиссная. Поэтому им удобно друг с другом, но вряд ли их отношения придут к чему-то серьезному. Это было бы слишком правильно и скучно.
Что касается самого Томми, он чувствует себя весьма комфортно в новом статусе, но благодаря игре Киллиана Мерфи в его поведении хорошо прослеживается искреннее недоумение: почему же у него, такого умного и наглого, все идет не как по маслу? Мерфи показал, что за маской дерзкого главаря бирмингемских головорезов скрывается озорной цыганский мальчишка с большим сердцем. Он хвастается перед Кэмпбеллом своими отношениями с Грейс, как будто речь идет о том, с кем пойдет на выпускной первая красавица класса. При этом на лице самого Томми по-прежнему мало что отражается. Весь огонь — в его глазах, словах и поступках. А слова и поступки — это уже заслуга знатока мужских характеров Стивена Найта.
Найт, сценарист всех шести эпизодов, нагнетал интригу такими бешеными темпами, что казалось, будто этот клубок конфликтов невозможно развязать, не слив финал тем или иным способом. Однако Стивен так элегантно и умно раздал всем сестрам по серьгам, что невольно залюбуешься: столь стройные концовки не часто случаются на современном телевидении.
Непременно стоит отметить, что «Козырьки» — один из тех сериалов, в которых музыка так же важна для создания необходимой атмосферы, как и картинка. Во втором сезоне Найт выжал из композиции "Red Right Hand" Ника Кейва все, что мог, украсив шоу сразу несколькими вариантами этого хита. Невероятную крутизну и суровость Томми Шелби и его родни он всю дорогу подчеркивал песнями из репертуаров The Dead Weather, The Kills, Дэна Ауэрбаха, Arctic Monkeys, Royal Blood, Pistol Day Parade и Black Rebel Motorcycle Club. Кроме того, на протяжении всего сезона Козырькам пела чудесная Пи Джей Харви — один из лучших женских рок-н-ролльных голосов 90-х. Ее вокал идеально рифмуется с атмосферой шоу.
«Острые козырьки» уже продлены на третий сезон, и если команда за кадром и в кадре продолжит в том же духе, история Томми Шелби может стать эталоном британской гангстерской саги и одним из лучших сериалов 10-х годов XXI века.