«И никого не стало». Десять солдатиков отправились обедать…
Что может быть лучше для пресыщенного новогодними программами и уставшего от веселья зрителя, чем старые добрые, красиво обставленные и изощренно выполненные убийства? Очевидно, так думали и боссы канала BBC One, неизменно радующего зрителей таким качественными и остроумными шоу, как «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» (Jonathan Strange & Mr Norrell), «Шерлок» (Sherlock) и «Мушкетеры» (The Musketeers). В праздники телесеть выпустила экранизацию самого продаваемого и любимого читателями романа Агаты Кристи «Десять негритят». Мини-сериал, получивший название «И никого не стало» (And Then There Were None), поразит страстных поклонников творчества Королевы детективов своей мрачной эстетикой, бескомпромиссным подходом к оригиналу и химией между исполнителями главных ролей.
Англия, 1939 год. Десять незнакомых друг с другом людей, представителей разных профессий и социальных слоев прибывают на Солдатский остров, расположенный в море недалеко от побережья графства Девон. Каждого из них под разными предлогами пригласила загадочная чета, которую, как выясняется, никто из гостей или прислуги не знает лично. Вскоре после приезда новые обитатели поместья, хранящие за душой страшные тайны, начинают умирать один за другим. При этом гибнут они именно так, как написано в детской считалочке, текст которой висит в комнате каждого из приглашенных. Смогут ли грешники распутать головоломку и найти убийцу до того, как исполнится предсказание, зашифрованное в зловещем стишке?..
Сценаристка «И никого не стало» Сара Фелпс не в первый раз работает над адаптацией британской классики к малым экранам и славится своим нетривиальным подходом к родной литературе. До «Десяти негритят» Фелпс не читала книги Агаты Кристи, но была хорошо знакома с устоявшимся отношением к ним как к массовому увлекательному и доставляющему нужную дозу адреналина в кровь чтиву, которым можно убивать время в метро или перед сном. Ознакомившись с романом, шоураннер была настолько ошеломлена его жестокостью, проницательностью, многослойностью и настроением безнадежности, что в своем проекте решила побороться с неправильным восприятием творчества Кристи среди ее поклонников.
And Then There Were None совершенно не похож на большинство развлекательных детективов, созданных по мотивам серий о мисс Марпл и Эркюле Пуаро, к которым зрители относятся несерьезно из-за того, что они явно не имеют ничего общего с реальностью. Сериал Фелпс, напротив, более похож на безжалостный психологический триллер или тревожный скандинавский нуар. В нем переплетены мотивы злого рока, различных видов нетерпимости, а также развращенности и деградации поколения, находящегося на пороге войны. Поэтому Сара смело демонстрирует в шоу непристойности, наркотики и очень кровавые смерти. Из множества уже существующих экранизаций знаменитого романа к этому по духу ближе всего двухсерийный советский телефильм Станислава Говорухина.
Что касается нового шоу, в нем присутствуют все слагаемые качественного телевизионного продукта, способного выдержать конкуренцию и критические замечания. Хлесткие диалоги и точно прописанные архетипы можно отнести на счет самой Кристи. Однако среда, в которую Фелпс помещает своих «негритят» — исключительно ее заслуга. На создание напряженной атмосферы здесь работают все в мельчайших подробностях продуманные детали. Поэтому особое наслаждение приносит не только просмотр, но и пристальное рассматривание каждой мизансцены, каждого кадра.
Режиссер Крэйг Вивейрос с командой художников проделали грандиозную работу, придавая значение любому элементу антуража истории. Темные коридоры пышно обставленного, но уже увядающего особняка, причудливая форма острова, способного стать ловушкой для посетителей, цветовые решения, костюмы персонажей, даже отдельные предметы вроде посуды и мебели — все наделено здесь особым смыслом и играет важную роль. А между тем оператор Джон Парду проделывает фокусы с камерой, то помещая грешников вместе с сериаломанами в узкие клаустрофобные комнаты, то поднимая на головокружительную высоту, внушающую трепет и страх.
Но все-таки главным достижением новинки канала BBC является блестяще подобранный актерский состав, каждый участник которого идеально попал в свой типаж как внешне, так и манерой игры. Классическую трагедию о неотвратимости возмездия за грехи разыграли ветераны телеэкранов — Чарльз Дэнс («Игра престолов»/Game of Thrones, «Конец детства»/Childhood's End), Берн Горман («Поворот»/TURN, «Вечность»/Forever), Тоби Стивенс («Черные паруса»/Black Sails), Сэм Нилл и Ноа Тейлор («Острые козырьки»/Peaky Blinders), а также хорошо известные аудитории звезды кино — Дуглас Бут («Восхождение Юпитер»), Миранда Ричардсон («Империя Солнца», франшиза «Гарри Поттер») и Эйдан Тернер (трилогия «Хоббит»). Компанию им составили Анна Максвелл Мартин, с которой наши пользователи познакомились недавно благодаря хоррору «Хроники Франкенштейна» (The Frankenstein Chronicles), и пока еще не сделавшая себе громкого имени Мейв Дермоди.
«И никого не стало» — больше, чем просто костюмированная драма по мотивам произведения, прошедшего проверку временем. Это и пристальный взгляд на историческую эпоху, и очень умная детективная история, которая станет откровением для тех, кто с ней еще не знаком или успел подзабыть, и свежий взгляд на вечную тему о преступлении и наказании, и просто стильный, созданный со вкусом и вниманием к мелочам мир. Сара Фелпс не стала следовать современным модным тенденциям и переделывать классику на новый лад. Ее сериал — почти дословная, но оттого не менее достойная экранизация «Негритят», способная увлечь и обескуражить даже знакомую с основным сюжетным поворотом публику. Это подтверждает и статистика — в Англии первый эпизод шоу собрал у экранов около 6 миллионов зрителей. Они своим примером уже доказали: нет лучшего способа провести каникулы, чем созерцание хитроумной, изысканной и опасной игры в кошки-мышки с десятью пропащими душами.