«Области тьмы»: побочные эффекты гениальности
Четыре года назад мало кто мог с уверенностью предсказать, что очередная история неудачника, ждущего подарка судьбы и дождавшегося его в виде таблетки чудодейственного наркотика NZT, обретет колоссальный успех у зрителей и критиков. Однако фильм Нила Бергера «Области тьмы» в кратчайшие сроки стал суперпопулярным, а разговоры о его продолжении казались чем-то самим собой разумеющимся. В 2015 году фантастический триллер наконец получил сиквел, причем в виде сериала, права на который выкупил канал CBS. Органично встраиваясь в модную нынче тенденцию миграции популярных сюжетов из кино на ТВ («Фарго»/Fargo, «Крик»/Scream, «12 обезьян»/12 Monkeys), телешоу «Области тьмы» (Limitless) развивает мифологию оригинала, придерживается его стиля и ищет ответы на оставшиеся открытыми вопросы.
В самой гуще событий сиквела оказывается музыкант Брайан Финч, переживающий один провал за другим на пути к славе и верхним строчкам хит-парадов. Разочаровавшись в своих способностях, он устраивается временным сотрудником в один из крупнейших банков на Уолл-стрит, где встречает своего близкого друга и бывшего гитариста его группы Элая. Тот решает помочь приятелю, предложив попробовать препарат, расширяющий умственные и физические возможности. Как по мановению волшебной палочки Брайан превращается в гения, что делает его сообразительным, решительным, ловким и всегда на шаг опережающим конкурентов. Когда же действие нейроускорителя заканчивается, он приходит за добавкой к Элаю и находит его мертвым. Прибывшие на место преступления сотрудники ФБР вешают убийство на Финча, и за ним начинается охота, в которой участвуют не только стражи правопорядка. Внезапно персоной музыканта начинает интересоваться бывший бездарный писатель, а ныне сенатор США Эдди Морра, у которого имеются свои планы на Брайана.
Главная идея создателей сериала — раскрыть все преимущества и подводные камни препарата NZT, а также поразмышлять о том, как меняется сознание человека, получившего доступ ко всем знаниям и умениям. К тому же авторы задались целью определить границы дозволенного и цену, которую нужно платить за то, чтобы стать успешным политиком или всемогущим сотрудником ФБР. Эта морально-этическая сторона вопроса лишь косвенно затрагивалась в двухчасовом фильме. Телешоу же не только сохранит интригу киноленты, но и расскажет о том, кто и для чего создал синтетический наркотик и как началось его распространение. При этом глубокие мысли будут поданы без высоколобого морализаторства, а зрители получат динамичный, захватывающий и визуально привлекательный проект, который предоставит пищу для размышлений и поспособствует приятному времяпрепровождению.
О последнем создатели сериала позаботились особенно. Первая же сцена пилотного эпизода представляет собой головокружительную погоню, и далее действие только набирает обороты. Изобретательный экшен не докучает, динамичный монтаж позволяет быстро познакомиться с главными действующими лицами истории и вникнуть в суть происходящего, а занятная графика визуализирует способности Брайана, принявшего «умную таблетку». «Области тьмы» — не из тех сериалов, где правят бал умные диалоги. Он насыщен событиями не хуже иного остросюжетного боевика.
Однако история увлекает не только тем, что на экране все время что-то происходит, но и благодаря образу центрального персонажа, которого в сериале играет Джейк Макдорман. Брайан — идеальное сочетание уязвимости и нахальства, к тому же он более отзывчив, бескорыстен и смел, чем его предшественник Эдди Морра. К слову, сам Морра в исполнении Брэдли Купера появится в сюжете, но поначалу лишь в качестве наставника Финча. Таким образом, зрители увидят интересную преемственность, которая имеет место как в кадре, так и за его пределами. Дело в том, что Купер и Макдорман уже работали вместе на съемочной площадке фильма-номинанта на премию «Оскар» — «Снайпер». Именно тогда Брэдли заразил Джейка своим энтузиазмом относительно идеи продолжения Limitless.
Купер выступил в проекте еще и одним из исполнительных продюсеров, что дало ему возможность привнести в шоу свое видение истории. Поскольку Брэдли трепетно относится к первоисточнику, именно он стал основным консультантом на съемках сериала. Вообще, команда за кадром «Областей тьмы» — отдельный предмет для разговора. Все, кто приложил руку к созданию этого шоу, — асы телевизионного дела, которые к тому же так или иначе работали вместе, и эта слаженность, сплоченность вокруг единой идеи заметна уже при просмотре пилота.
Так, в качестве продюсеров сериала, наравне с Брэдли, выступили мастодонты приключенческой фантастики — Алекс Куртцман и Роберто Орси («За гранью»/Fringe, «Сонная лощина»/Sleepy Hollow, «Звездный путь», «Иллюзия обмана»). Автором сценария и шоураннером стал Крэйг Суини («Элементарно»/Elementary, «4400»/The 4400), а компанию в написании текста ему составили Мэтью Федерман («Иерихон»/Jericho) и Марк Гоффман («Сонная лощина»). За режиссуру Limitless взялись Марк Уэбб («500 дней лета», дилогия «Новый Человек-паук»), Джошуа Батлер («Дневники вампира»/The Vampire Diaries, «Последователи»/The Following), а также оскароносный оператор Гильермо Наварро («Лабиринт Фавна»), который в качестве постановщика активно и успешно осваивает маленькие экраны («Барыги»/Narcos, «Шепот»/The Whispers). Новичком в числе этих ветеранов телевидения оказался режиссер оригинальных «Областей тьмы» Нил Бергер, который просто не мог упустить возможность поработать на знакомом ему поле.
Конечно, столь талантливая группа творческих личностей была обречена на успех. Уже сейчас большинство критиков захлебываются восторгами относительно новинки канала CBS и прочат «Областям тьмы» не только долгую жизнь в эфире, но и титул хита этой телесети. Журналисты TheYoungFolks оставили весьма красноречивый отзыв на увиденное: «Определенно, креативная команда “Областей тьмы” использовала все сто процентов собственного мозга, когда строила вселенную нового шоу». Лестные рецензии профессионалов подкрепляются и зрительским рейтингом — публика по достоинству оценила яркий и энергичный триллер, главной особенностью которого является легкость повествования и подачи материала. С подачей у «Областей тьмы» все в порядке. Не в пример многим современным телепроектам, которые так усердно стремятся составить достойную конкуренцию большому кино, что зачастую игнорируют одну из своих главных функций — развлекать.