Майкл Эмерсон: «Миссия Финча, по сути, суицидальная»
Майкл Эмерсон, исполнитель роли Гарольда Финча в сериале «Подозреваемый» (Person of Interest), и продюсер Грег Плэджман обсудили с журналистами появление своего детища в программной сетке телеканала WGN, вспомнили эпизод «Если-Тогда-Иначе» и порассуждали на тему слежки.
Существуют, кажется, небезосновательные предположения, что именно пятый сезон может стать последним для «Подозреваемого». Насколько готовы к такому раскладу сценаристы и актеры?
Майкл: У меня, как и у зрителей, было чувство, что в каждом сезоне мы подводили итоги, в некотором роде заканчивали историю. Разумеется, пятый сезон не станет исключением... Но в то же время мы не знаем, станет ли пятый сезон «Подозреваемого» последним, или зрителей ждет продолжение. Так что без доли неопределенности в финале все же не обойтись.
Грег: И я, и создатель шоу Джонатан Нолан всегда понимали, что сериал должен рассказать нашу историю от начала до конца. Как известно, на телевидении никто на сто процентов не может быть уверен в завтрашнем дне. Именно поэтому концовка каждого сезона воспринималась зрителями как финал всего сериала. У нас с Джонатаном есть понимание того, как мы хотим закончить историю «Подозреваемого», и если пятому сезону суждено стать последним, мы воплотим нашу идею именно в нем.
Как известно, WGN и Netflix недавно получили право распространения вашего сериала на своих площадках. Чем, на ваш взгляд, вызван их интерес?
Грег: Для многих сериалы эфирных каналов — зона безопасности и комфорта. Люди смотрят их и даже представить себе не могут, что кто-то из персонажей может погибнуть. Убийство ключевого героя или переход к более мрачным тонам — вещи, которые вам скорее простят зрители кабельного телевидения... И еще это шанс для WGN разнообразить свою программу. «Элементарно» (Elementary) — прекрасный сериал, но «Подозреваемый» рассказывает свою историю более последовательно и чуть глубже исследует криминальный жанр.
Есть шанс хотя бы на пару серий объединить эти проекты?
Майкл: Соединить два таких разных мира? Нелегкая, мне кажется, задача. В какой вселенной можно будет показать результат такого объединения? Во вселенной Шерлока? В нашей? А как же ключевые персонажи? Они настолько разные, что взорвутся, дай им шанс встретиться. И что они будут делать вместе?.. Может, вообще создать из них одного персонажа с двумя лицами?
Грег: Ага, и оставлять ему собаку, когда будем уезжать из города.
Давайте поговорим о ключевом персонаже сериала — Гарольде Финче. Что побудило вас взяться за эту роль, Майкл?
Майкл: Меня всегда в первую очередь интересует сценарий, история в целом. Персонаж для меня вторичен. Я не ищу в нем какой-то конкретный тип, набор качеств, не выбираю героев только с определенной экранной судьбой. Мне достаточно понимания того, что диалоги и атмосфера проекта мне подходят. В «Подозреваемом» меня привлек мрачный, параноидальный мир и то, что у Финча своя уникальная манера выражаться.
Думаю, всем очень хочется узнать предысторию вашего персонажа. Не могли бы вы поделиться вашим первым впечатлением о нем, особенностями перехода от бумажного Гарольда к Гарольду экранному? Насколько ваше видение Финча совпало с видением создателей шоу?
Майкл: Сначала Гарольд Финч казался мне абсолютно плоским и понятным, но по мере погружения в историю этот образ начал раскрываться в новых красках, становиться богаче и интереснее. Я с самого начала понимал, каким должен быть мистер Финч, экспериментировать почти не пришлось. Когда мы снимали пилотную серию, я знал, что все делаю правильно... Во время съемок все мы шли в ногу с персонажем — смотрели на него, пытались понять, как то или иное событие может повлиять на него. И именно мне посчастливилось показать все его трансформации на экране.
Грег: Майкл помогал нам придумывать историю Гарольда Финча с самого начала. Мы вместе прорабатывали ретроспективные сцены — думали, как показать его физические увечья, раскрывали отношения с невестой.
Что заставило Гарольда создать его Машину?
Майкл: Болезнь отца — одна из причин, направивших моего персонажа на путь созидания и, в конце концов, на изобретение Машины. После событий 11 сентября 2001 года причины стали несколько иными. Когда путь Финча перестал быть беззаботным и окрасился в преимущественно мрачные тона, он сумел сохранить ценности, с которыми шел по жизни. Мне это очень нравится, но никто с уверенностью не может сказать, что он будет таким всегда — мир куда более жесток и беспощаден, чем может показаться на первый взгляд.
Что ждет гения-программиста в пятом сезоне?
Майкл: Я не заглядываю далеко вперед, стараюсь максимально отдавать себя персонажу в конкретный момент времени. Меня никогда не тревожило незнание того, что будет с Финчем в конце сезона, более того — оно мне нравилось. Все мы помним, что мой персонаж непрерывно раскрывался на протяжении четырех сезонов. Не думаю, что в грядущих сериях этот процесс остановится. И я, разумеется, хочу продолжить изучать его, буду и дальше пытаться понять, как он поведет себя в той или иной ситуации, как будет решать личные, философские и практические проблемы.
Грег: Гарольд Финч всегда старался изменить мир к лучшему, но в какой-то момент, мне кажется, он стал заложником своего дела — из-за потери напарника и невесты сознательно выбранный им путь стал для него тяжкой ношей. Думаю, всем нам интересно узнать, что ждет этого персонажа в новом сезоне — может, ему удастся переложить часть ноши на чьи-то плечи, а может, эта ноша окажется настолько непосильной, что Финч предстанет в совершенно новом свете.
«Если-Тогда-Иначе» — возможно, самый яркий эпизод четвертого сезона. Вы могли предположить, что он станет одним из самых популярных за всю историю «Подозреваемого»?
Майкл: «Если-Тогда-Иначе» — эпизод, безусловно, интересный и концептуальный. Мне страшно понравился сценарий. Хотя снимать эту серию было нелегко... Но данный эпизод стал уникальным опытом в моей телевизионной карьере.
Грег: Эта серия — подтверждение тому, что наше шоу может рассказывать любые истории. Мы можем запускать сюжетную линию на целый сезон, и при этом отдельные эпизоды будут понятны неподготовленному зрителю. Мы можем менять жанры — делать из сериала параноидальный триллер или что-то еще....
Лично у меня при просмотре сериала не проходит чувство беспокойства и тревоги — ощущение того, что кто-то из персонажей может погибнуть в любой момент. Постоянно вспоминаю мрачное предсказание Гарольда Финча из самой первой серии: «Возможно, рано или поздно мы погибнем»...
Майкл: В начале каждого съемочного дня я напоминаю себе, что миссия Гарольда и его команды, по сути, суицидальная. Фраза, которую вы вспомнили, прекрасно передает суть этой миссии. Вряд ли кто-то из них умрет своей смертью, если продолжит заниматься тем, чем занимается. Каждый их успех — лишь возможность отсрочить неминуемое. Работать в такой атмосфере, понятно, нелегко — ставки крайне высоки.
Согласитесь, темы, которые затрагивает шоу далеко не самые дружелюбные и... однозначные?
Грег: Мы хотим, чтобы наше шоу ассоциировалось с чем-то мрачным и неоднозначным, хотим, чтобы люди задумывались над вопросами, которые мы поднимаем.
Можете поделиться какими-нибудь подробностями пятого сезона? Собирается ли команда восстанавливать Машину? Если да, чем может закончиться спор Финча и Рут?
Грег: Машина воспринимается как сущность моральная, потому что ее создатель — Гарольд Финч. Думаю, у него всегда были двоякие чувства по поводу своего творения — однажды познакомив мир с таким могущественным изобретением, ты всегда будешь жить с грузом ответственности на плечах и неуверенностью в правильности своего выбора.
Майкл: Пятый сезон шоу построен на противопоставлении приоритетов Финча и Рут. В то время как Гарольд считает, что первостепенная задача Машины — не навредить, Саманта пытается убедить его, что этого уже недостаточно, что им необходимо восстановить Машину и привить ей новые приоритеты. Мне кажется, такое противостояние интересов может стать логичным фоном для раскрытия моего персонажа.
Сериал идет всего четыре года, но за это время его фантастическая составляющая успела стать куда менее фантастической. Операционные системы телефонов отправляют своим производителям данные о твоем местоположении, а электронные хранилища, как оказалось, допускают попадание персональных данных в массовый доступ...
Грег: Какое-то время почти ни одно наше интервью на тему сериала не обходилось без того, чтобы кто-нибудь не отметил слишком, на его взгляд, неправдоподобный базовый элемент шоу, касающийся массовой слежки. А затем, после истории со Сноуденом, все перевернулось с ног на голову — бывшие скептики начали задавать вопрос: «Откуда вы знали?». Оказалось, многие просто проморгали тот момент, когда технологии позволили начать массово собирать информацию, которой люди делились с помощью средств электронной коммуникации.
Хотели бы вы продолжить рассказывать историю сериала на территории другого развлекательного жанра? Как насчет фильма, игры или комикса по «Подозреваемому»?
Майкл: Мне такая идея очень по душе. Я большой фанат комиксов и графических новелл. Я сам когда-то рисовал и мне нравится смотреть на то, как это делают другие. Мы иногда используем иллюстрированные раскадровки во время съемок, и, мне кажется, каждый из наших героев ассоциируется у зрителей с определенным уникальным набором иллюстративных приемов и графических деталей — персонажи не перестанут быть узнаваемыми, если мы отправим их на бумагу.
Грег: Комикс по сериалу — замечательная идея. Поклонники придумают Джону Ризу супергеройское качество, а историй у нас, сценаристов, предостаточно. Будем начинать каждый выпуск вступлением со словами: «То, что еще совсем недавно было фантастикой, безвозвратно стало реальностью».
Источник: Spoilertv