О «Докторе Хаусе» замолвите слово
Давненько мы ничего не писали о «Докторе Хаусе» (House M.D.), а ведь он в этом году отмечает свой десятилетний юбилей! В ноябре 2004 года зрители канала Fox впервые познакомились с циничным хромым диагностом Грегом Хаусом, роль которого бесподобно исполнил британский актер Хью Лори. Медицинская «пародия» на Шерлока Холмса мгновенно обзавелась целой армией поклонников по всему миру, которые оставались с сериалом на протяжении всех этих лет.
Несмотря на то, что телешоу так и не получило престижных наград (не считая двух «Золотых Глобусов» у Лори), многие известные актеры считали за честь сняться в нем хотя бы в небольшой роли. Так, внимательный зритель наверняка заметил в сериале Аманду Сейфред, Эль Фанинг, Мишель Трахтенберг, Кармен Электру, Андре Брогера, Джеймса Эрла Джонса, Элизабет Митчелл, Доминика Перселла, Вентворта Миллера и других звезд.
Так или иначе Хаус оставил свой след в сердце каждого фаната. Мы решили вспомнить самые интересные серии, которые можно было бы пересмотреть в первую очередь.
Итак, оцените нашу подборку лучших серий к 10-летнему юбилею...
«Детоксикация» (сезон 1, серия 11)
Главврач больницы Лиза Кадди (Лиза Эдельштейн) поспорила с Хаусом, что тот не сможет неделю продержаться без викодина. Диагност-скандалист принял вызов и вовлек в эту азартную игру своих подчиненных.
Хью Лори блестяще показал, насколько высока зависимость его героя от викодина и насколько упертым в достижении своих целей может быть он сам. Победа в этом споре была для него важнее всего, даже жизни пациента. Хотя чем ближе Хаус подбирался к постановке правильного диагноза, тем легче ему становилось. Когда же врачебная загадка несколько раз заводила Грега в тупик, а боль в ноге становилась совершенно невыносимой, он решал эту проблему сломанными пальцами и провоцированием драки с отцом умирающего ребенка. «Детоксикация» положила начало самому главному противостоянию сериала, и в данном случае речь идет вовсе не о викодине, а о борьбе Хауса с самим собой.
«Контроль» (сезон 1, серия 14)
Миллионер Эдвард Воглер (Чи Макбрайд) жертвует больнице кругленькую сумму и становится членом правления. Он хочет навести тут свои порядки, а первым делом — прищучить Хауса, который не признает никаких авторитетов. Именно в этот момент в больницу с застойной сердечной недостаточностью попадает красивая успешная бизнесвумен Карли Форлано (Сара Кларк).
Хаус сразу понимает, что его пациентка — не такой крепкий орешек, как кажется. Ей нужна срочная пересадка сердца, но из-за психических проблем Комитет по трансплантации не будет рассматривать ее кандидатуру. Изюминкой серии становится яркий диалог Хауса с пациенткой, в котором он напрямую спрашивает, хочет она жить или нет. «Сейчас на кону одно — ваша жизнь», — говорит герой Лори, но он лукавит. Хаус прекрасно знает, что, скрыв от комиссии истинное положение дел, рискует дать Воглеру последний повод начать «охоту на ведьм». О чем же сигнализирует этот поступок Хауса? Увидел ли он в Карли родственную душу? Готов ли рискнуть своим будущим ради жизни пациентки или просто хотел в своей излюбленной манере пойти против системы? В этом весь Грег — никогда не знаешь, что у него на уме.
«Три истории» (сезон 1, серия 21)
Кадди просит Хауса заменить заболевшего преподавателя и выступить перед студентами. Без особого энтузиазма Грег рассказывает о трех пациентах, которые попали в госпиталь из-за болей в ноге, и предлагает ученикам поставить им диагноз. По ходу серии становится понятно, что один из обсуждаемых пациентов — сам Хаус.
Этот великолепный эпизод не только позволяет зрителям больше узнать о главном герое, но и дает возможность Хью Лори показать нам другого Хауса, менее эгоистичного и более ранимого. Через флэшбэки мы также знакомимся со Стейси (Села Уорд) — бывшей подружкой Грега, чувства к которой у него не угасли даже спустя много лет. Впрочем, снимая эту серию, сценарист Дэвид Шор преследовал совсем другие цели, нежели введение новых персонажей. Создатель сериала поставил перед зрителями куда более интересный вопрос: что же на самом деле символизирует боль в ноге, и какова связь между утратой части бедренной мышцы и любимого человека?
Отметим, что за этот эпизод создатель проекта Дэвид Шор получил «Эмми» в категории «Лучший сценарий драматического сериала».
«Ва-банк» (сезон 2, серия 17)
Благотворительная вечеринка в самом разгаре, а Хаус, Кадди и Уилсон (Роберт Шон Леонард) искушают фортуну за покерным столом. Внезапно в больницу поступает пациент — маленький мальчик с болями в животе и нарушением координации. По описанию симптомов Хаус понимает, что уже сталкивался с подобным в прошлом, и в скором времени мальчику станет намного, намного хуже...
В этой серии Хаус играет наперегонки со временем, пытаясь решить врачебную головоломку, которая в прошлом унесла жизни нескольких его пациентов. В его распоряжении считанные часы, ведь с каждой минутой мальчик приближается к ужасной смерти. Хаус любит поучать других ничуть не меньше, чем закидываться викодином, слушать музыку и ласкать продажных женщин. Теперь же ему предстоит исправить свои собственные ошибки, перехитрить самого себя, прыгнуть выше головы. Отдельной похвалы заслуживает то, как сценаристы провели параллели между диагностикой и покером. Как обычно, немалую роль в постановке диагноза сыграл Уилсон, случайно подсказавший коллеге гениальную идею.
«Хаус против Бога» (сезон 2, серия 19)
Пациентом вредного доктора становится 15-летний проповедник, который «исцеляет» больных одним касанием руки. Будучи закоренелым атеистом, Хаус возмущен этим надуманным божественным вмешательством и ревностно отстаивает институт медицины.
В этом эпизоде Хаус меряется силами с самим Создателем в погоне за здоровьем своих пациентов. Любопытно, что не все в команде Грега разделяют его скептическое отношение к религии, и даже после подведения счета на доске лидеров Уилсон говорит ему: «Ты такой… каким тебя создал Бог», — тем самым склоняя чашу весов в пользу Всевышнего. В этой серии создатели шоу возвращают нас к ранее затронутой теме полного контроля над собственной жизнью. Этот момент очень важен для бунтаря Хауса, который всегда поступает по-своему, насмехаясь над ожиданиями окружающих его людей. Главный герой отказывается верить в высшие силы, ведь это не только умаляет его врачебные заслуги, но и ставит под сомнение весь его образ жизни. Серия интересна еще и тем, что зрителю выпадает возможность глубже заглянуть в душу Уилсона, лучше понять характер этого персонажа, узнать о его проблемах и тайнах.
«Без причины» (сезон 2, серия 24)
Странно, что при своей натуре, наркозависимости и пристрастии к беспорядочным связям Хаус умудрился выжить. Впрочем, у некоторых его пациентов лимит терпения оказался не очень большим: доктор много раз получал тумаков от коллег и пациентов, а один раз в его кабинет вошел мужчина и без лишних слов выпустил в Хауса две пули.
Казалось бы, после такого Хаус непременно должен был подумать над своим поведением, но нет — с самого начала эпизода Грег говорит, что ему плевать на стрелка и его мотивы. Хаус пытается вернуться к своему пациенту, но с удивлением для себя обнаруживает, что не может отличить реальность от галлюцинации. Чтобы найти ответы на все вопросы, ему нужно решить медицинскую загадку внутри загадки своего же подсознания. Непонятно, но очень круто. Хаус вновь идет против системы, шокируя своим поведением и логикой не только зрителей, но даже себя самого. Без сомнений, это был один из самых неожиданных финалов за всю историю шоу.
«Сын коматозника» (сезон 3, серия 7)
Новым пациентом Хауса становится юноша, который регулярно приходит в больницу навестить своего лежащего в коме отца. Дела у парня совсем плохи, а для постановки диагноза нужно собрать полную историю болезни. Хаусу удается ненадолго разбудить коматозника, чтобы поставить диагноз его сыну.
К третьему сезону мы повидали немало трогательных семейных драм, но этот случай почему-то запомнился особенно. Проблема отцов и детей для Хауса стоит довольно остро, хотя об этом зритель узнает немного позже. А в этой серии мы получаем лишь косвенные намеки на непростые отношения Грега со своим папой. Кажется, сюжет всего эпизода является всего лишь трамплином для финальной реплики Хауса пациенту, которому он передал слова умершего отца: «Он сказал, что ты был прав и все сделал правильно». Очевидно, каким бы самоуверенным негодяем не был Хаус, давний семейный конфликт глубоко засел в нем болезненной занозой. Кто знает, может в этом и кроется истинная причина его сволочизма? Отдельно стоит упомянуть, что в этой серии дружба Хауса и Уилсона вышла на новый уровень. Как показали произошедшие события, вместе эта парочка способна совершить даже преступление.
«Голова Хауса» и «Сердце Уилсона» (сезон 4, эпизоды 15 и 16)
В результате аварии с участием автобуса Хаус ударяется головой и частично теряет память. Он помнит, что один из пассажиров был серьезно ранен, но не может вспомнить, кто именно. В ходе расследования выясняется, что речь шла об Эмбер (Энн Дудек) — возлюбленной Уилсона, которая находится при смерти. Чтобы поставить ей диагноз, Хаус соглашается на опасный эксперимент, который должен помочь вернуть ему память.
Эти два эпизода стали очередным вызовом отношениям Уилсона и Хауса, в которых снова на первый план выступил вопрос преданности и самопожертвования. По просьбе друга Грег соглашается пустить врачей в святая святых — свой гениальный мозг. И это несмотря на то, что операция может стоить ему жизни! Концовка просто шокирует: пробуждение Эмбер и ее предсмертное прощание с врачами команды Хауса невозможно стереть из памяти. Как и гениальные слова Грега, обращенные к девушке: «В жизни должна быть логика. Одинокие наркоманы, ненавидящие всех и вся, должны дохнуть в авариях, а молодые и удачливые в любви, оставившие ради них свой дом среди ночи, должны жить дальше… Уилсон меня возненавидит». На что Эмбер отвечает ему: «А Вы это заслужили».
На секунду в глазах Хауса можно увидеть страх, что со смертью Эмбер он потеряет и лучшего друга. Он даже попросил «остаться здесь с тобой», потому что «здесь ничего не болит». Конечно же, Хаус говорил не о физической боли и уж точно не о своей треклятой ноге. Этой фразой он намекает на то, что Уилсон для него важнее собственной жизни. Возможно, смерть Хауса могла стать для него простым решением и легким способом избежать ответственности перед другом. Однако, как резонно добавила Эмбер, «нельзя всегда получать то, что хочешь». Даже собственную смерть.
К слову, за эпизод «Голова Хауса» Грег Йейтанес удостоился премии «Эмми» в номинации «Лучшая режиссура драматического сериала».
«Родовые травмы» (сезон 5, серия 4)
Хаус всеми силами пытается пропустить похороны отца, но Кадди обманом усыпляет его и просит Уилсона доставить Грега на церемонию. По дороге оказывается, что Хаус попросту не считает себя родственником умершего и приводит в доказательство несколько веских доводов.
Долгая совместная поездка — это отличный способ завести душевную беседу, расставить все точки над i и наладить прежние отношения между двумя друзьями. Как ни крути, а в какие бы передряги не попадали Хаус и Уилсон, они не могут друг без друга. В этой серии зритель в последний раз погружается в прошлое Хауса и узнает причину его неприязни к отцу. Последний, по заверениям главного героя, вовсе не является его биологическим родителем. Невероятно эффектной получилась надгробная речь Хауса, который начал «резать правду-матку» о трудном характере «лжеотца», но завершил свой монолог словами о положительных качествах умершего. Трудно сказать, сжалился ли он над чувствами дорогой ему матери или наконец-то узнал самого себя в человеке, которого ненавидел всей душой?
«Может, будь он хорошим отцом, я был бы хорошим сыном, но благодаря ему я таков, как есть, хорошо это или плохо», — подытожил Хаус, обнажив перед зрителями ранее неведанную сторону своего многогранного характера.
«У меня под кожей» (сезон 5, серия 23)
Этот эпизод — своеобразный эндшпиль в затянувшейся борьбе персонажа Лори с самим собой. Он наконец-то признается Уилсону в том, что видит галлюцинации (трагически погибшую Эмбер). Это ставит под сомнение его душевное здоровье, а значит, и пригодность к работе.
Еще одна интересная серия в стиле «Хаус против Хауса». На этот раз подсознание главного героя неслабо его напугало. Можно предположить, что, лишившись способности трезво мыслить, Хаус опасается за жизнь пациентов, вот только это не совсем так. Главное, чего он боится, это ложности своих выводов и ошибочности решений. Любопытно, что уникальная задумка этой серии противоречит самой идее всего сериала, ведь гениальный доктор начинает сомневаться в своих умозаключениях. Он больше не бог диагностики, и теперь у него даже проснулось чувство вины! Хаус все отчетливее начинает походить на обычного человека, способного раскаиваться и любить.
В этом эпизоде сценаристы прозрачно намекнули нам, что отношения доктора с главврачом больницы Лизой Кадди наконец-то выйдут за привычные рамки «начальник-подчиненный». Впрочем, всему этому еще предстоит свершиться, а пока больное воображение Хауса дало ему отличный стимул и мотивацию наконец-то отказаться от викодина.
Пожалуй, на этом мы и закончим ностальгировать по этому замечательному сериалу. Лучше теперь вы напишите нам в комментариях о своих любимых эпизодах, героях и моментах из «Доктора Хауса»...