М. Найт Шьямалан: «''Уэйуорд Пайнс'' не спекулирует на уловках»
Для фильммейкера М. Найта Шьямалана сериал «Уэйуорд Пайнс» (Wayward Pines) стал дебютом на телевидении. Режиссер таких картин, как «Шестое чувство» и «Знаки», возглавил съемки пилота и взял на себя функции исполнительного продюсера всех десяти эпизодов нового мистического триллера от канала Fox. В основу сюжета шоу положен роман Блейка Крауча «Сосны», опубликованный в 2012 году. В нем речь идет о секретном агенте Итане Берке (Мэтт Диллон), который отправился на поиски двух своих пропавших коллег и угодил в крайне странное место.
В представленном ниже интервью М. Найт Шьямалан рассказал о том, чего стоит ждать от сериала, порассуждал о реалиях современного кинематографа и объяснил, почему сравнивать «Уэйуорд Пайнс» с «Твин Пиксом» (Twin Peaks) — это нормально.
Как вы попали в этот проект?
На второй год моих попыток попасть на ТВ, да и просто понять, что из себя представляет эта индустрия, мной овладела тревога. Я не понимал, как работает система, состоящая из эфирных и кабельных каналов, и в чем различие между ними. Не знал, как мне рассказывать свои истории в рамках того или иного формата телесети и чем занимается шоураннер. А потом у меня на руках оказался сценарий «Уэйуорд Пайнс».
Не знаю, намеренно ли Блейк писал с юмором или он даже не предполагал, что так получится, но текст вышел очень уморительным. Взять хотя бы сцену, в которой Итан приходит к шерифу за помощью, а тот продолжает невозмутимо поглощать ромовое мороженое с изюмом. Читая сценарий, я вдруг понял, что знаю, как должен выглядеть мир «Уэйуорд Пайнс» и каких актеров нужно позвать на кастинг.
Неужели вы сразу решили пригласить Мэтта Диллона на главную роль?
Почти сразу. Нам нужен был известный актер, который редко мелькает на телевидении. Он должен был создать образ цельного героя, который станет вести себя очень саркастично и нетерпимо ко всем остальным персонажам, напоминающим героев фильмов Дэвида Линча. И мне на ум пришла мысль, что стоит рассмотреть кандидатуру Диллона.
Мы узнаем ответы на все вопросы в финале или придется ждать второго сезона?
Ни то, ни другое. Ответы спрятаны и в первой, и в пятой сериях. Один из самых лихих поворотов сюжета произойдет в середине первого сезона. Мне нравится дразнить зрителей, но я не хочу злоупотреблять этим. Так что разгадка будет ждать вас совсем скоро, а дальше вы уже будете следить за сюжетом, зная весь расклад. Это очень интересно: как будто вы смотрите два разных сериала. И хотя развязка запланирована на середину сезона, в конце произойдет некое событие, которое заставляет мое сердце биться чаще.
Вам, очевидно, нравится, что все сюжетные повороты придумал кто-то другой.
Я вообще не заостряю внимание на неожиданных поворотах сюжета. Мне больше по душе тот факт, что перед нами умный сериал, основанный на историях блестящих персонажей и рассказывающий о важных вещах. Он не спекулирует на хитрых уловках и приемах.
Боссы канала Fox не были против раскрытия главного секрета в середине сезона?
Нет, мне дали достаточно свободы. Как я уже говорил, раньше мне никогда не приходилось работать на ТВ, а потому я даже не представлял, что буду здесь делать. Но они заявили: "Как скажешь, так и будет". Я быстро учился. Например, мог сказать: "Я снял это неправильно. Можно переделать?", — на что всегда получал ответ: "Да-да".
Работая на телевидении, вы нашли для себя что-то, чего вам не хватало в киноиндустрии?
Безусловно. Например, я заметил, что сериалы кабельных каналов чаще делают упор на общую атмосферу проекта, в то время как крупные телесети склонны к событийности. Что касается кино, во множестве современных фильмов действие занимает большую часть хронометража, тогда как героям уделяется очень мало времени. Для режиссеров этот момент становится настоящим яблоком раздора. Все дело в том, что многие из нас больше любят снимать фильмы, главную скрипку в которых играют сильные персонажи, а не экшен. По идее, первая треть картины должна быть посвящена раскрытию характеров героев, последняя — действию.
Но с нынешним зрителем такая схема чаще всего не работает, потому что заставляет их скучать. Проекты, основанные на историях сильных героев, нуждаются в более вдумчивом подходе со стороны кинолюбителей. Экшен же не требует значительных усилий, и просмотр фильма происходит как будто на автомате.
Сегодня у голливудских фильммейкеров есть два пути: путь «Мстителей» и путь таких фильмов, как «Черный лебедь» или «Боец», которые тоже могут быть популярными и прибыльными. Мне нравится, что некоторые люди наконец начали понимать, что колоссальные высокобюджетные проекты в сухом остатке значат для кинематографа гораздо меньше, чем тот же «Боец». Так вот, наш проект сочетает в себе оба подхода. «Уэйуорд Пайнс» сделан абсолютно в духе Fox: в нем происходит очень много событий. Но при этом в сериале есть место и для ярких героев.
Расскажите, как создавался городок Уэйуорд Пайнс.
Изначально мы планировали снимать сериал в Филадельфии, но оказалось, что там нет сосен, только клены. Признаться, я был разочарован. Я даже подумывал о том, чтобы создать сосны с помощью компьютерной графики, но это было бы полнейшим безумием. А потом мы нашли городок Агассис близ Ванкувера, окруженный горами и весь поросший пресловутыми соснами. Его жители даже позволили нам ради съемок переделать фасады их домов.
Сравнения вашего проекта с «Твин Пиксом» неизбежны. Что вы думаете по этому поводу?
Так и было запланировано, ведь Блейк Крауч вдохновлялся именно этим сериалом. Влияние Дэвида Линча действительно чувствуется в нашем шоу, особенно в первых двух сериях. И каждый актер из нашей команды играет так, будто он снимается у Линча. Но стоит отметить, что видение Дэвида, то, как он смотрит на мир и на окружающих, — это не карикатура, а скорее нечто вроде ночного кошмара. Его фильмы как патина на сверкающем великолепии мира.
А вот репетиции проходили забавно... Не все актеры хотели знать главную разгадку, но дело в том, что, по сюжету, некоторые персонажи, например, шериф, герой Терренса Ховарда, знают все ответы. Между тем сам актер так боялся спойлеров, что буквально выбегал из комнаты, когда кто-то из нас заговаривал о развязке.