Songs & Films

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Songs & Films » Города и страны » Карелия


Карелия

Сообщений 1 страница 10 из 35

1

Карелия

http://pitkyaranta.mybb.ru/uploads/000e/8e/10/33-1-f.jpg

Карелия — край тысячи озер

Карелия (карельск. и фин. Karjala, швед. Karelen) или Карьяла — исторический регион в северо-восточной Европе, земля карел. Карелия расположена на территориях России и — Финляндии. Население Карелии состоит из русских, финнов, карелов и вепсов.

Карелия расположена между Балтийским и Белым морем. С юга на север она тянется с 60° северной широты до полярного круга. С востока её ограничивает Белое море, Онежское и Ладожское озеро, с юга — Финский залив. На западе Карелия переходит в финские области Саво и Кайнуу. Общая площадь Карелии составляет около 200.000 км².

В сознании финнов Карелия имеет особое мифологическое значение, отражающееся в национальном эпосе Калевала.

+3

2

Калевала — родина эпоса

Как была создана «Калевала».
Еще в 18 веке в Финляндии обратили внимание на удивительно содержательные и красивые народные песни, которые пели не только в финских деревнях, но которые были особенно популярны среди приходивших из Восточной Карелии коробейников, торговавших вразнос по всей Финляндии. Их стали записывать и публиковать. Одним из таких собирателей и публикаторов был отец известного и у нас финского писателя Зкари Топелиуса, З. Топелиус — старший. Он работал окружным врачом в г.Каяни. Появлялись и другие собиратели и публикаторы народных песен, сказок, преданий. В начале 19 века интерес к неизвестной до этого родной поэзии, к фольклору («народная мудрость») стал возрастать во всей Европе, что было заслугой так называемого течения романтизма, искавшего общественные идеалы в народной жизни прошлых эпох.
С накоплением нового материала интерес к нему все больше возрастал, и среди ученых — филологов возникла идея возможности создания на его основе эпического произведения подобного гомеровской «Илиаде» и «Одиссее». Первым такую мысль высказал К. Готлунд, позже ее подхватил и воплотил в жизнь Элиас Леннрот (1802—1884 гг.).
Еще будучи студентом университета в г. Турку, он совершил первую поездку в села и деревни восточной Финляндии, в основном где среди карельского населения записал много заговоров, заклинаний и эпических песен. Вместимость двухэтажного деревянного дома составляет 12 человек, в шести 2-х местных номерах .

Дальнейшие его экспедиции по Финляндии, российской Карелии и другим местностям дали прекрасный результат — им были записаны прекрасные песни о деяниях таких героев, как Вяйнемяйнен, Лемминкяйнен, Илмаринен, Йоукахайнен. Когда такого материала набралось достаточно много (собранием песен занимались и другие лица, в частности, к этой работе привлекались и студенты), Элиас Леннрот приступил к созданию обобщающего все собранное произведения. Работа шла поэтапно и в 1833 году им была написана и подготовлена к печати поэма из 16 песен-глав, которая так и не была опубликована, потому что во время своей пятой экспедиции в Карелию, в частности, в с. Ухта, Э. Леннроту удалось записать почти столько же нового материала, сколько в его распоряжении было до этого. Во время этой поездки в апреле 1834 года Э. Леннрот встретился в д. Латваярви со знаменитейшим в эти годы карельским рунопевцем Архиппой Перттуненом, от которого он записал целых 4000 поэтических строк. И хотя в этом материале почти не было сюжетов и тем, которые не были бы известны до этого, песни, исполненные этим, как его называли, королем карельских рунопевцев, были удивительно стройны и последовательны по сюжетам и композиции. Ряд сюжетов, как, например, руна о Сампо, отличались самобытностью трактовки отдельных эпизодов и тем.
В результате этой столь удачной экспедиции Э. Леннрот приостановил издание готовой поэмы, получившей впоследствии название «Перво-Клевала», и уже в начале 1835 года сдал в производство эпическую поэму «Калевала», в которой было 32 песни-главы и в общей сложности около 12000 стихотворных строк. Успех этой книги стимулировал новую волну интереса к народной поэзии и вообще к жизни карельского народа в лесной глуши, где, как думали финские ученые, писатели, интеллигенция еще сохранялись элементы быта и общественных отношений, которые казались романтикам идеальными. Так началась волна так называемого корелианизма и карельские деревни и села местом паломничества писателей, художников, композиторов и, конечно же ученых-этнографов и фольклористов. Это привело к накоплению новых рун и других произведений фольклора. Деревни и села Аконлахти (Баб-губа), Войница, Ухта, Чена, Латваярви стали известными в кругах Финляндской культурной общественности. Все это пробудило Э. Леннрота продолжить работу над уже опубликованной поэмой. К этому его побуждали, в частности, записи рун и беседы с такими выдающимися исполнителями древних эпических песен как Онтреи Малинен, Ваассила Киелевяйнен, Юрки Кеттунен, Соава Трохкимайнен и, конечно же, Архиппа Перттунен. Это их творческое исполнение руны и советы убедили Э. Леннрота в том, что долго мучивший его вопрос, в какой последовательности размещать в поэме события, о которых рассказывают отдельные руны, должен быть решен им самим. И тогда поэт воскликнул в стиле записанных им песен: «Сам я стану рунопевцем, заклинателем хорошим!» И вот через четырнадцать лет после выхода в свет первого варианта поэмы в 1849 году появился новый вариант, так называемая «полная»
«Калевала», в которой было уже 50 песен-глав и 22795 поэтических строк.
Именно этой книге суждено было войти в золотой фонд литературы наряду с десятками других всемирноизвестных и почитаемых произведений человеческого духа. Именно карельские рунопевцы — их сотни — позволили выявить и извлечь из-под спуда тот материал, из которого с детства знакомый с портновским ремеслом Элиас Леннрот скроил и умело сшил великолепное произведение, 150-летие которого мы отмечаем в этом, 1999 году. Именно этому творению Э. Леннрота, соавтором которого был народ, суждено было стать основой и стимулом развития искусства, литературы, музыки Финляндии, а несколько позже и Карелии. И здесь нет национальных границ. «Калевала» вдохновляла и карела Осмо Бородкина, и русских художников Г. Стронка, М. Мечева, Т. Юфа, и карелов Н. Гиппиева. Ф. Исакова, Н. Яакола, Я. Ругоева, и русских писателей и поэтов Б. Шмидта, А. Титова, А. Иванова и многих других, черпавших вдохновение в общем для карелов и финнов достоянии, корни которого уходят глубоко в историю.
Эйно Киуру
Ст. научный сотрудник Института языка, литературы и истории, один из авторов нового перевода «Калевалы» на русский язык.

+1

3

Финская и карельская мифология

Известны карельские руны о птице (утка, гусь, орел и др.). летающей над водами первичного океана в поисках места для гнезда Птица кладет яйцо (три или семь яиц) на колено Вяйнямейнена или на холм среди океана. Яйцо скатывается с колена и разбивается: из его верхней части образуется небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — месяц, из «пестрых частей» — звезды. В некоторых рунах мир творит сама птица, в других — демиург Вяйнямейнен (чаще он оказывается создателем ландшафта, рельефа морского дна).

Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого — Полярная звезда — «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п Небесный купол поддерживает мировой столп, по другим вариантам, — медная, железная или каменная гора, вершина которой касается Полярной звезды, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его. упавшим деревом финны считали Млечный путь. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Манала (Туонела) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» — Похьелой).

Сведения о пантеоне относительно скудны — культ языческих богов исчез в процессе христианизации финнов и карел (с 12 в.). Имя бога Юмала стало обозначать бога вообще, в т. ч. христианского. Ценнейшие сведения о пантеоне и культе содержатся в «Псалтыри» (1551) главы финской Реформации Микаэля Агриколы. Финны поклонялись Тапио, божеству леса (страна Тапиола), посылавшему добычу охотникам; Ахти, богу вод, дававшему рыбу; Эйнемойнен создавал песни; Раккой творил лунные затмения (названы также мифические животные Капеет, пожирающие луну: ср. представления о духе Рахко, управляющем фазами луны); Льекио — бог трав, корней деревьев и т. п.; от Ильмаринена зависела погода на море, удачное плавание, Турисас давал победу в битве (ср Туури, эстонского Таару), Кратой заботился об имуществе человека, от Тонту зависело домашнее хозяйство; калеванпойят — косари лугов (в других источниках — великаны, сыны богатыря Калевы). Среди карельских богов названы Ронготеус, дающий рожь, Пеллон Пеко, дух ячменя, Виранканнос, дух овса, от Эгреса зависел урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна и конопли; Кендес — покровитель пахоты; Укко и жена его Рауни давали хорошую погоду и заботились об урожае; Кекри увеличивал прирост скота, от Хийси зависела удача на охоте, от Веден эмы — в рыбной ловле. Ниркес считался покровителем в охоте на белок, Хатавайнен — на зайцев По видимому, высшими божествами были небесные — старец Укко и бог бури Ильмаринен.

0

4

Неведомая история края — Карелия и император

События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672—1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700—1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.

На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда — через реку Свирь на Ладогу («Осударева дорога»). Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах.

В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки — Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь. Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота «Штандарт», который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.

Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.

Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.

В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые («марциальные») воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были — три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720—1721 г.г.

Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте — в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в «Марциальные воды» Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена «новоманерная» Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707—1711 г.г., сгорела в 1924 г.). Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.

В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский завод.

Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В 1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем — Олонецкой губернии).

30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас — площадь Ленина).

+1

5

http://bestsmiles.net.ru/d02047_248_4061.gif

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

+4

6

Обалденно красивые места в Карелии... Всё мечтаю туда съездить, да вечно что-то препятствует.)(
Amfit@dmiN
А ты сам был там? :)
Кстати, второе фото видно только при нажатии, а так почему-то черный квадрат.)

0

7

Вредная написал(а):

А ты сам был там?

Тама мая дома. http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0161.gif

Вредная написал(а):

Кстати, второе фото видно только при нажатии, а так почему-то черный квадрат.)

У меня почему то тоже http://yoursmileys.ru/msmile/pozitive/m1018.gif  http://bestsmiles.net.ru/i07025_188_3820.gif

0

8

Amfit@dmiN написал(а):

Тама мая дома.

Сафсем запутал! Домодедово - это не дома?)) Или вторая дома?)

0

9

Питкяранта

Пи́ткяра́нта (фин. Pitkäranta, карельск. Pitkyrandu) — город (с 1940) в Карелии, административный центр Питкярантского района Карелии.

Название города в переводе с финского языка означает «длинный берег».

Селение Питкяранта было впервые упомянуто в переписной писцовой книге Вотской (Водской) пятины Великого Новгорода 1499—1500 годов.

День города — 7 июля.

Расстояние до г.Санкт-Петербург 390 км. До Петрозаводска 206 км

До Зимней войны 1939—1940 года входил в состав Финляндии. Был передан Советскому Союзу по Московскому мирному договору. Статус города присвоен 9 июля 1940. Во время Советско-финской войны 1941—1944 годов финские войска снова заняли город, но вынуждены были его оставить в августе 1944 года.[2]

28 декабря 1966 года был образован Питкярантский район. В настоящее время в его состав входят четыре сельских и Питкярантское городское поселение (город с деревнями Юляристи, Ууксу, Койриноя).

0

10

Вредная написал(а):

Домодедово - это не дома?

Это съёмная дома. И работа. http://yoursmileys.ru/msmile/fun/m0121.gif

0


Вы здесь » Songs & Films » Города и страны » Карелия