Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.
Мы уже привыкли к стандартной схеме актерских судеб: триумф и востребованность - на пике славы, полное забвение и одиночество - после нее. Но казалось, что жизненный путь этого героя советской киноэпохи будет другим, что легендарный «лектор из Общества знаний» так и будет гарцевать лезгинку, рассуждая, «есть ли жизнь на Марсе», а шведский посол требовать «Кемску волость» у Иоанна Грозного — и всем будет хорошо и весело. И актер всегда будет любим и почитаем...
Мать - портниха, отец - токарь, простая саратовская семья Филипповых. В «ячейке общества», каких тысячи, почти сто лет назад появился наследник Сережа. По мере роста отпрыск обнаруживал хулиганистый нрав и отсутствие тяги к знаниям, из-за чего в школьном табеле редко появлялись хорошие отметки. Повзрослев, юноша воспылал-таки страстью к литературе и химии. И если чтение классики влияло созидательно, то наука о свойствах веществ — разрушительно.
Неосмотрительно доверив пытливому ученику полномочия ассистента, учительница вряд ли подозревала, чем обернется педагогический прием. Сергей «очень удачно» смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов... Как говорится, «процесс пошел», в результате реакции выделился настолько резкий газ, что учащихся и преподавательский состав пришлось спешно эвакуировать. На устранение последствий ушло несколько дней, отчего школяры пришли в восторг, а учителя были скоры на расправу с «подрывником». Словом, 16 лет от роду будущая звезда сцены принудительно завершила образование.
Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.
Его худощавость оказалась «стройностью», подростковая голенастость — изящным телосложением. Ко всему прилагалась «сущая малость» - хореографический талант. Немудрено, что юный танцор мигом влюбил в себя преподавателей. По совету которых 17-летний ученик принял решение продолжить профессиональное образование в столице. Однако с поступлением в московское балетное училище опоздал, в Ленинграде «пролетел» по той же причине. Зато пришелся ко времени и к месту в эстрадно-цирковом техникуме...
«Недолго музыка играла, Недолго парень танцевал...»
…1933 год, 21-летний вчерашний выпускник Сергей Филиппов принят в труппу Театра оперы и балета. Впереди — дебют, роль кочегара в постановке «Красный мак» - совершенно в духе социализма. От новичка всего-то и требовалось: изящно порхнуть вдоль сцены с ведром наперевес. Вместо этого танцор-новатор повесил реквизит на вытянутую руку коллеги-актера и скрылся за кулисами. Но не забавный экспромт, за который, в принципе, можно было схлопотать пинка, поставил точку в балетной карьере Филиппова. Во время четвертого спектакля актер упал в обморок из-за сердечного приступа. Диагноз врачей был категоричен: «С балетом придется расстаться, иначе в следующий раз вы просто умрете».
Потом был эстрадный театр-студия, яркие выступления на ленинградских площадках, зрительский хохот и актерский успех. Закономерно последовало предложение работы в Театре комедии... И бог с ним, с балетом, ничего, что Филиппов не заставляет зрителя восхищаться пластикой движений. Зато он всего одной репликой вызывает приступы гомерического смеха.
Отредактировано Maryana (2010-12-06 03:37:12)