ФИЛИППОВ
Роман Сергеевич
24.01.1936, Симферополь – 18.02.1992, Москва
Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)
Народный артист РСФСР (1987)
Роман Филиппов родился в актерской семье. Его родители Сергей Александрович Филиппов и Анна Григорьевна Кудерман служили в Ленинградском Большом Драматическом Театре. Мама Романа продолжала выступать, будучи беременной, и родила во время гастролей в Симферополе. Однако сына ей не довелось увидеть: Анна Григорьевна скончалась на операционном столе от заражения крови.
Воспитанием мальчика первое время занимались его отец и бабушка. А когда Роме исполнилось три года, отец женился во второй раз. Его новая супруга, Ирина Сергеевна, была женщиной образованной и культурной. Отношения к театру она не имела, но разбиралась в нем и очень любила.
После женитьбы Сергей Филиппов с семьей переехал в Горький (ныне - Нижний Новгород), где и прошло детство Романа. Мальчик с ранних лет любил читать, увлекался шахматами, а вот о сцене он до поры до времени не грезил. Все перевернулось с приездом на гастроли в Горький Малого театра и конкретно Веры Пашенной. Знаменитая актриса была приглашена в школу прослушать учеников для определения актерского таланта. В их числе оказался и десятиклассник Роман Филиппов. Высокий, статный, с густым басом, он сразу привлек внимание Веры Николаевны, и она порекомендовала ему поступать в театральный. Роман последовал ее совету…
Окончив в 1953 году школу, Роман Филиппов отправился в Москву, где поступил в театральное училища им. Щепкина, на курс Веры Пашенной. Ему довелось учиться с Алексеем Эйбоженко, Юрием Соломиным, Виктором Борцовым – в будущем ставшими знаменитыми и всенародно любимыми актерами.
В 1957 году Роман Филиппов получил диплом и был принят в труппу Малого театра. Однако проработал он там не долго - до 1960 года, после чего покинул коллектив. В официальной версии пишут, что причиной стал конфликт с главным режиссером Михаилом Ивановичем Царёвым. Однако супруга Романа Филиппова Екатерина Андреевна описывала эту ситуацию несколько иначе: «…с его фактурной внешностью Филиппову постоянно поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал: «Когда я буду играть нормальные роли?» - на что мэтры Малого театра жестоко отрезали: «После нашей смерти». А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной… Роман тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: «Как могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!» Рома был остр на язык: «Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!» Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление на увольнение…»
Со своей будущей женой Екатериной Роман Филиппов познакомился на съемках военной драмы «Человек не сдается», где снимался в небольшой роли диверсанта Пауля. У Екатерины же отец работал там директором картины, и она приехала посмотреть на процесс создания фильма.
Екатерина Андреевна вспоминает их первую встречу: «Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: «О-го!» И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной, Рома встает на колени и делает предложение. «Она же еще совсем ребенок!» - рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств…»
Это была любовь с первого взгляда, причем с обеих сторон. Они встречались во время съемок и продолжили отношения после их окончания. Причем отношения эти были очень чистыми и вполне невинными. После окончания съемок Екатерина вернулась домой в Минск, а Роман в Москву. Но расстояние не было для влюбленных помехой, Роман регулярно приезжал к Екатерине, а уж созванивались они каждый день.
После ухода в 1960 году из Малого театра Роман Филиппов работал в театре имени А.С. Пушкина, которым руководил Борис Иванович Равенских. Параллельно с 1961 года актер стал сотрудничать со Всероссийским гастрольно-концертным объединением. Там он играл в спектакле режиссера Иоакима Шароева «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского. Эта постановка получила высокую оценку в прессе, и заслугой тому, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.
В 1962 году Роман Филиппов принял решение покинуть столицу и перебраться к своей любимой в Минск. Екатерина к тому времени окончила институт и стала работать театральным педагогом. А Филиппов влился в труппу академического театра имени Янки Купалы.
По поводу его переезда из Москвы в Минск в журнале «Крокодил» даже появился фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского (имелся ввиду его спектакль «Пришедший в завтра») во имя какой-то роковой женщины… Этой «роковой женщиной» и была молоденькая Екатерина, которая после переезда, наконец, стала его официальной женой.
Для работы в минском театре Роману Филиппову поставили обязательное условие выучить белорусский язык. И актер продемонстрировал поистине удивительные лингвистические способности, освоив его за крайне короткий срок (в одних источниках указывается 7 дней, в других – 2 недели, но это сути дела не меняет).
В Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы Роман Филиппов проработал до 1969 года, став одним из ведущих актеров труппы. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Кроме того, актер увлёкся белорусской поэзией, занялся переводами, снимался в белорусских кинолентах (Григорий Распутин в фильме «Крах»). За все это по совокупности Роман Сергеевич был удостоен звания заслуженного артиста Белорусской ССР.