Положительный киногерой "с легким налетом иронии".
Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный").
Снимался Георгий Вицин в самых разножанровых фильмах и прославился в роли Васи Веснушкина в фильме "Запасной игрок" (1954). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
Зрителям приглянулся герой Вицина - застенчивый, но болеющий за свое дело, способный совершить благородный поступок. По горячим следам и тому же удачному шаблону был снят фильм "Она вас любит" (1956), где развилась тема истинного, а не показного героизма, душевной взыскательности, способной выстоять перед нахрапистой оголтелостью.
В этом фильме по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".
Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии".
Эпоха "Труса"
Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Каждый из этих образов был собирательным, обобщающим.
Новые маски
Неожиданно актёр выступил в роли отпетого уголовника в "Джентльменах удачи" (1971). Жуткий человек с лающим голосом и сентиментальными воспоминаниями, сующий голову в петлю - здесь Вицин не только затронул современный нерв, но и нашел новые краски для продолжения своей "масочной линии".
К сожалению ему мало предлагалось таких ролей со "взрывчатым" вторым планом, подобной папаше из комедии "Не может быть!" (1975). Мастер эксцентрики, гротеска, уморительного перевоплощения, Вицин использовался как чистый комик, хотя и в данном вопросе его так и недооценили. Но хотя эта маска и затрудняла Вицину творческие поиски, зрителям запомнились многие работы талантливого комедийного актера, с тонкой иронией и гротеском создававшего образы своих нерешительных героев.
Более ста фильмов с его участием мы смотрим и не перестаем смеяться над его непревзойденными героями. Здесь и Бальзаминов из "Женитьбы Бальзаминова" и Тебенков из комедии "Опекун", Хмырь "Джентльмены удачи", Тютюрин "Неисправимый лгун", сэр Эндрю "Двенадцатая ночь", Сем "Деловые люди" и конечно же главная роль - это трус из бессмертных комедий Гайдая. А съемки в телевизионном "Кабачке 13 стульев" лишь прибавили ему популярности.
Георгий Вицин мог просто мастерски перевоплощаться. В сорок восемь лет он сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова. В тридцать семь - восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме "Запасной игрок". В тридцать шесть лет изобразил древнего деда Мусия в картине "Максим Перепелица".
К маске "труса" Вицин в последний раз вернулся в фильме Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней". Режиссер попытался возродить легендарную тройку, соединив ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым - Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из "12 стульев". Но в результате результат получился весьма жалким. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся "Великолепная четверка" напрягалась изо всех сил, но сделать "из ничего хоть что-нибудь" так и не смогла.
Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994).
Трус Вицина в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" (1961), "Самогонщики" (1961), "Операция Ы" (1965), "Кавказская пленница" (1966), "Семь стариков и одна девушка" был поэтичным, влюбчивым, мнительным, этаким интеллигентом из коммуналки. Все его дальнейшие герои проходили под той же маской с привычными вздохами, походочкой, с дежурным набором аксессуаров (портфель, галстук, котелок, очки или просто близорукий взгляд).