Songs & Films

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ролан Быков

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

http://s14.radikal.ru/i187/0911/e4/a1a905b86026.jpg

Выбор жизненного пути

Ролан (Роланд) Быков родился в семье красного командира Анатолия Быкова и красавицы Ольги Матвеевны из интеллигентной семьи. По словам самого актера и режиссера, от отца он унаследовал склонность к бунтарству и лихости, а от матери - любовь к искусству.

Выбор жизненного пути был для него естественным. Театр вошел в его жизнь в школе, когда он начал заниматься в студии Дома пионеров. После окончания школы он твердо решил стать актером. Но тут его ждало серьезное испытание. Быков последовательно проваливался на экзаменах сначала в школу-студию МХАТ, затем во ВГИК, а в Гиттисе прошел только первый тур. Отборочные комиссии как-то плохо представляли себе актера с таким своеобразным лицом, да еще с маленького роста.

Поступление в Театральное училище имени Щукина стало его последним шансом. Быкову удалось доказать приемной комиссии, что актерами могут быть не только высокие парни с красивой внешностью.

Закончив в 1951 году Щукинское училище (мастерская В. К. Львовой и Л. М. Шихматова), Быков стал актером Московского ТЮЗа. Молодой актер очень удачно вписался в творческий коллектив. На его сцене он за семь сезонов сыграл более сорока ролей.

http://s41.radikal.ru/i093/0911/ac/b74f4319d16c.jpg

Ранние работы в кино

Сниматься в кино Быков начал с середины 50-х годов, первоначально в небольших ролях. В 1954 году он появился в роли реалиста в фильме "Школа мужества". На следующий год сыграл две роли - Переца в "Педагогической поэме" и Беника в фильме "Пути и судьбы", а в 1958 - Лакшина в картине "Это начиналось так".

Еще не имея большого жизненного и актерского опыта, Быков практически в те годы играл самого себя - простого, ничем не примечательного паренька. Но делал он это с необычайной жизненной достоверностью.

Первый значительный образ в кино Быков создал в фильме "Шинель" (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность "маленького человека". Огромные лучистые глаза Быкова умели передать радость и страдание его героя. Слабый и нерешительный Акакий Акакиевич совершенно не соответствовал сильному и решительному характеру Быкова. Однако актер сумел донести до зрителя правду об этом человеке так, будто сам родился и вырос в шинели несчастного чиновника.

Удачно складывалась и его театральная карьера. Поэтому для многих было неожиданностью его решение покинуть ТЮЗ и возглавить в 1957 году малоизвестный студенческий театр МГУ. До 1959 года он был художественным руководителем и режиссером театра. Одновременно с 1958 по 1960 год Быков исполнял обязанности главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Он сумел собрать очень талантливый коллектив, поставить несколько ярких спектаклей, получить огромное признание у коллег и публики. Это был конец 50-х прошлого века, цензура в те годы чуть-чуть ослабила свою хватку, однако из студенческого театра Быков ушел, потому что труппу после первого успеха охватила "звездная болезнь" - начались интриги внутри коллектива.

С 1960 года Ролан Быков перешел работать режиссером на киностудию "Мосфильм". С тех пор он и сам стал ставить фильмы и продолжал сниматься.

Тема "маленького человека", начатая им в "Шинели", в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично ("Я шагаю по Москве", 1964), фарсово ("Женитьба Бальзаминова", 1965; "Последняя реликвия", 1971), трагифарсово (телефильм "Вызываем огонь на себя", 1965; "Андрей Рублев", 1966), приобретая драматическое измерение ("Звонят, откройте дверь!" и "Здравствуй, это я!", 1966) или даже трагический пафос ("Комиссар", 1967, выпуск 1988, премия "Ника" за роль). "Комиссар" так и не вышел в те годы на экраны - ее запретили по идеологическим соображениям. Заслуженную известность она получила лишь спустя годы.

Лучший режиссер детского кино

http://i018.radikal.ru/0911/13/08ab27b3d69a.jpg

В начале 60-х состоялся и режиссерский дебют Быкова - весьма легкомысленная, но талантливая комедия "Семь нянек". Тогда еще Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссерская работа - эксцентрическая комедия "Айболит-66".

Картина "Айболит-66" гениально сочетает в себе уникальный кинематографический эксперимент с доступностью содержания. В искусстве такое встречается исключительно редко. Фильм оказался броским по форме, очень смешным, очень музыкальным, очень глубоким по смыслу. В фильме ярко проявилась страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства. Сам Быков лихо и виртуозно сыграл в этой картине роль Бармалея.

Следующей детской картиной Быкова-режиссера стала лента "Внимание, черепаха" - о том, как дети спасают черепаху, заблудившуюся в районе танковых учений. В этой картине он сыграл сразу две роли - Диденко и бабушку Манукян.

Чуть позже Ролан Быков решил повторить эксперимент "Айболита" и сделал для детей изысканную по форме картину "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". Фильм получился очень хорошим, хотя "Айболита" все же не превзошел. Здесь Быков сыграл сразу четыре роли: Музыканта, Леонида Ломакина, бабки Марьи Федоровны и дирижера.

С этих пор Быкова заслуженно стали считать лучшим режиссером детского кино. Именно в эти годы окончательно определились жизненные и творческие цели Ролана Быкова - он посвятил себя искусству для детей.

Правда, как актер он продолжал сниматься как во вполне взрослых лентах: "Комиссар", "Мертвый сезон", "Служили два товарища", "Проверка на дорогах", "Большая перемена", "Серые волки", так и в детских фильмах: "Приключения Буратино" (замечательная, запоминающаяся роль кота Базилио), "Деревня Утка", "Про Красную Шапочку" (лицемерный и трусливый охотник), "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников". Замечательной работой стала роль отца Федора в знаменитых "12 стульях".

Актеру хватала таланта и мастерства, чтобы сыграть любую роль. Зрители встречались с ним в роли адвоката и военного дирижера, милиционера и виноторговца, офицеров разных званий, сумасшедшего и правителя… Некоторые фразы его героев вошли в обиход и уже давно стали афоризмами. Вспомнить хотя бы: "Нормальные герои всегда идут в обход" Бармалея или "Какое небо голубое!" кота Базилио и лисы Алисы. Кстати лису Алису с "Приключениях Буратино" сыграла жена Ролана Быкова Елена Санаева. Какое-то особое изящество пронизывает их дуэт. А их песни из фильма "Какое небо голубое" и "В стране дураков" давно стали шлягерами.

После постановки нескольких картин для детей и юношества он смог добиться на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации "Носа" Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты встретили раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.

Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа ("Подранки", 1977; "Из жизни отдыхающих", 1981).

С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он смог в 1984 году снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников "Чучело" - честный, жесткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках, где главные роли сыграли юная тогда Кристина Орбакайте и неподражаемый Юрий Никулин (Государственная премия СССР, 1986). Эта режиссерская работа (как оказалось, последняя) стала вершиной его творчества.

http://s47.radikal.ru/i118/0911/04/4fd4e0594250.jpg

Личная жизнь

Ролан Быков был дважды женат. Сын от первого брака Олег Роландович (1956 г.р.) -выпускник экономического факультета ВГИК. Вторая жена - актриса Елена Санаева.

Другая деятельность

Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении "Юность" на "Мосфильме", потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), актер стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма ("Письма мертвого человека", 1986; "Серые волки", 1992) или траги-фарсовые ("Оно", 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов.

Помимо актерской деятельности, Ролан Быков вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР). Работал на радио и телевидении. Почетный профессор МГУ (1998). Одно время он даже возглавлял банк, увлекся компьютерной графикой, сочинил несколько песен, написал две книги стихов, прозу... Его стихи можно услышать в фильме "Страсти по Андрею" режиссера Андрея Тарковского, где он сам их и читает.

Казалось, его энергии нет предела. Но предел был. Врачи нашли у него рак легких. Он умирал в больнице, до последнего дня пытался еще что-то сочинить, написать, создать. Он хотел снять картину о Великой Отечественной войне...

Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актером и режиссером. Похоронен Ролан Антонович Быков в Москве, на Новодевичьем кладбище.

+2

2

Роли в кино

1954 — Школа мужества
1955 — Педагогическая поэма — Степан Перец
1955 — Пути и судьбы
1956 — Это начиналось так
1958 — Наш корреспондент
1959 — Шинель — Акакий Акакиевич Башмачкин
1960 — Мост перейти нельзя
1960 — Осторожно, бабушка!
1961 — Воскресение - сумасшедший
1961 — Балтийское небо — Кабанков
1962 — Путешествие в апрель
1963 — Сотрудник ЧК — священник
1963 — Большой фитиль
1963 — Улица Ньютона, дом 1
1963 — Я шагаю по Москве — пугливый прохожий
1964 — Непридуманная история — эпизод, парень на брусьях
1964 — Вызываем огонь на себя — полицай Терех
1964 — Женитьба Бальзаминова — Чебаков
1965 — Звонят, откройте дверь — Колпаков
1965 — Здравствуй, это я! - Пономарев
1966 — Айболит 66 — Бармалей
1966 — Андрей Рублёв — скоморох
1966 — Душечка
1967 — Бегущая по волнам — Капитан Чез
1967 — Комиссар — портной Ефим Магазаник
1968 — Капа
1968 — Мёртвый сезон — Савушкин
1968 — Служили два товарища 
1969 — Жди меня, Анна
1969 — Последняя реликвия
1969 — Сюжет для небольшого рассказа
1970 — Внимание, черепаха! — бабушка Дидеко
1971 — Дикий капитан — Адмирал
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров
1971 — Корона Российской империи, или Снова неуловимые — Лысый император
1971 — Проверка на дорогах — Локотков, командир партизанского отряда
1971 — Телеграмма — поющий новосёл
1972 — Большая перемена — Петрыкин
1972 — Меченый атом — Пчёлкин, проводник
1972 — Принц и нищий — сэр Томас, шериф
1973 — Докер
1973 — Исполняющий обязанности
1973 — Капитан
1973 — Сойти на берег
1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса — немая бабушка, скрипач, Леонид Ломакин
1974 — Записки Пиквикского клуба
1975 — На ясный огонь
1975 — Приключения Буратино — Кот Базилио
1976 — Деревня Утка — Шишок
1976 — Дни хирурга Мишкина
1976 — Додумался, поздравляю!
1976 — Обыкновенная Арктика
1976 — Подранки
1976 — Рудин
1977 — Хождение по мукам - Кузьма Кузьмич
1977 — 12 стульев — отец Фёдор
1977 — Нос — Коллежский асессор Ковалёв, Нос Ковалёва, Иван Яковлевич (цирюльник)
1977 — По семейным обстоятельствам — логопед
1977 — Про Красную Шапочку — Охотник
1977 — Юлия Вревская
1978 — По улице комод водили — Доктор
1978 — Пока безумствует мечта - Панкратьев
1979 — Жил-был настройщик — настройщик
1979 — Пена
1979 — Поговори на моем языке
1979 — Приключения Али-Бабы и 40 разбойников — предводитель разбойников; визирь
1980 — Из жизни отдыхающих — аккордеонист
1980 — Мнимый больной
1981 — Амнистия
1981 — Вакансия
1981 — Душа
1981 — Золотое руно
1981 — Куда исчез Фоменко?
1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — Меф Поттер
1982 — Свадебный подарок 
1984 — Герой её романа — Марио Джузеппе Фаворито
1985 — Искренне Ваш - режиссёр
1985 — Подсудимый — судья
1985 — Мостик
1985 — Соучастие в убийстве
1985 — Эй, на линкоре!
1986 — Начни сначала
1986 — Письма мёртвого человека - Ларсен
1986 — Чегемский детектив
1986 — Чичерин
1988 — Реквием по филею
1988 — В поисках выхода
1989 — Оно
1990 — Сообщница
1990 — Школа для слепых
1990 — Я сюда больше никогда не вернусь
1991 — Вне
1991 — Мементо мори
1992 — Арбитр
1993 — Серые волки — Хрущёв
1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Нахман
1995 — Золотое дно - Соленый
1995 — Русский паровоз
1995 — Ширли-мырли — покупатель бриллианта
1997 — Ночь жёлтого быка
1998 — И дольше века длится детство
1999 — Сюжеты XX века

Озвучивание мультфильмов

1980 — Пиф-паф, ой-ой-ой!
1980 — Лоскутик и Облако (мультфильм) — Барбацуца
1987 — Приключения пингвиненка Лоло
1987 — Счастливый Григорий — пёс Гриша.

Режиссёр кино

1962 — Семь нянек
1963 — Пропало лето
1966 — Айболит 66
1970 — Внимание, черепаха!
1971 — Телеграмма
1974 — Автомобиль, скрипка и собака Клякса
1977 — Нос
1983 — Чучело
1990 — Я сюда больше никогда не вернусь

0

3

Замечательный актер, талантливый режиссер. Очень люблю творчество Ролана Быкова.

Maryana написал(а):

1990 — Я сюда больше никогда не вернусь

Ролан Быков в 1990 году снял десятиминутную картину "Я сюда больше никогда не вернусь" ("Люба") по заказу ЮНЕСКО, которую ему бельгийцы так и не отдали.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Vt4zgy8DSJQ[/youtube]
Только что увидела эту короткометражку... До сих пор под впечатлением...

0

4

Вредная написал(а):

До сих пор под впечатлением...

Посмотрел, это вредно для моей нервной системы!

0

5

ПАХАН написал(а):

Посмотрел, это вредно для моей нервной системы!

Да... Страшный фильм... К сожалению, таких семей много...

0

6

Вредная написал(а):

Замечательный актер, талантливый режиссер. Очень люблю творчество Ролана Быкова.

Присоединяюсь, мне он очень нравится, жаль, что его больше нет на этом свете(

0

7

Везде был великолепен. А его кот Базилио - это что-то! Так замечательно сыграл. Очень нравится Ролан Быков. Вечная ему память.

0

8

Сегодня посмотрела передачу про Ролана. Поражена его боевым характером, человек не мог довольствоваться малым, он всегда шел вперед, всгеда боролься и преодолевал трудности не только в жизни, но и в своей работе. Ярый защитник детей.
Нравится он мне очень, талантище! Он великолепный актер, мастер перевоплощения, но еще и замечательный режиссер, который чувствовал все детские переживания. Видно очень любил детишек, это чувствуется во всех его (особенно в детских) фильмах, боль и переживание за будущее поколение. Шикарный актер и деятель. жаль, что тего уже нет среди живых, он многое творил.
А какой  у него получился обоятельный Бармалей!

+1