Выбор жизненного пути
Ролан (Роланд) Быков родился в семье красного командира Анатолия Быкова и красавицы Ольги Матвеевны из интеллигентной семьи. По словам самого актера и режиссера, от отца он унаследовал склонность к бунтарству и лихости, а от матери - любовь к искусству.
Выбор жизненного пути был для него естественным. Театр вошел в его жизнь в школе, когда он начал заниматься в студии Дома пионеров. После окончания школы он твердо решил стать актером. Но тут его ждало серьезное испытание. Быков последовательно проваливался на экзаменах сначала в школу-студию МХАТ, затем во ВГИК, а в Гиттисе прошел только первый тур. Отборочные комиссии как-то плохо представляли себе актера с таким своеобразным лицом, да еще с маленького роста.
Поступление в Театральное училище имени Щукина стало его последним шансом. Быкову удалось доказать приемной комиссии, что актерами могут быть не только высокие парни с красивой внешностью.
Закончив в 1951 году Щукинское училище (мастерская В. К. Львовой и Л. М. Шихматова), Быков стал актером Московского ТЮЗа. Молодой актер очень удачно вписался в творческий коллектив. На его сцене он за семь сезонов сыграл более сорока ролей.
Ранние работы в кино
Сниматься в кино Быков начал с середины 50-х годов, первоначально в небольших ролях. В 1954 году он появился в роли реалиста в фильме "Школа мужества". На следующий год сыграл две роли - Переца в "Педагогической поэме" и Беника в фильме "Пути и судьбы", а в 1958 - Лакшина в картине "Это начиналось так".
Еще не имея большого жизненного и актерского опыта, Быков практически в те годы играл самого себя - простого, ничем не примечательного паренька. Но делал он это с необычайной жизненной достоверностью.
Первый значительный образ в кино Быков создал в фильме "Шинель" (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность "маленького человека". Огромные лучистые глаза Быкова умели передать радость и страдание его героя. Слабый и нерешительный Акакий Акакиевич совершенно не соответствовал сильному и решительному характеру Быкова. Однако актер сумел донести до зрителя правду об этом человеке так, будто сам родился и вырос в шинели несчастного чиновника.
Удачно складывалась и его театральная карьера. Поэтому для многих было неожиданностью его решение покинуть ТЮЗ и возглавить в 1957 году малоизвестный студенческий театр МГУ. До 1959 года он был художественным руководителем и режиссером театра. Одновременно с 1958 по 1960 год Быков исполнял обязанности главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Он сумел собрать очень талантливый коллектив, поставить несколько ярких спектаклей, получить огромное признание у коллег и публики. Это был конец 50-х прошлого века, цензура в те годы чуть-чуть ослабила свою хватку, однако из студенческого театра Быков ушел, потому что труппу после первого успеха охватила "звездная болезнь" - начались интриги внутри коллектива.
С 1960 года Ролан Быков перешел работать режиссером на киностудию "Мосфильм". С тех пор он и сам стал ставить фильмы и продолжал сниматься.
Тема "маленького человека", начатая им в "Шинели", в разных регистрах проигрывается в ряде других актерских работ Быкова: эксцентрично ("Я шагаю по Москве", 1964), фарсово ("Женитьба Бальзаминова", 1965; "Последняя реликвия", 1971), трагифарсово (телефильм "Вызываем огонь на себя", 1965; "Андрей Рублев", 1966), приобретая драматическое измерение ("Звонят, откройте дверь!" и "Здравствуй, это я!", 1966) или даже трагический пафос ("Комиссар", 1967, выпуск 1988, премия "Ника" за роль). "Комиссар" так и не вышел в те годы на экраны - ее запретили по идеологическим соображениям. Заслуженную известность она получила лишь спустя годы.
Лучший режиссер детского кино
В начале 60-х состоялся и режиссерский дебют Быкова - весьма легкомысленная, но талантливая комедия "Семь нянек". Тогда еще Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссерская работа - эксцентрическая комедия "Айболит-66".
Картина "Айболит-66" гениально сочетает в себе уникальный кинематографический эксперимент с доступностью содержания. В искусстве такое встречается исключительно редко. Фильм оказался броским по форме, очень смешным, очень музыкальным, очень глубоким по смыслу. В фильме ярко проявилась страсть Быкова к буффонаде, карнавализации, демонстративному обнажению приемов игры, сознательному нарушению рамок искусства. Сам Быков лихо и виртуозно сыграл в этой картине роль Бармалея.
Следующей детской картиной Быкова-режиссера стала лента "Внимание, черепаха" - о том, как дети спасают черепаху, заблудившуюся в районе танковых учений. В этой картине он сыграл сразу две роли - Диденко и бабушку Манукян.
Чуть позже Ролан Быков решил повторить эксперимент "Айболита" и сделал для детей изысканную по форме картину "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". Фильм получился очень хорошим, хотя "Айболита" все же не превзошел. Здесь Быков сыграл сразу четыре роли: Музыканта, Леонида Ломакина, бабки Марьи Федоровны и дирижера.
С этих пор Быкова заслуженно стали считать лучшим режиссером детского кино. Именно в эти годы окончательно определились жизненные и творческие цели Ролана Быкова - он посвятил себя искусству для детей.
Правда, как актер он продолжал сниматься как во вполне взрослых лентах: "Комиссар", "Мертвый сезон", "Служили два товарища", "Проверка на дорогах", "Большая перемена", "Серые волки", так и в детских фильмах: "Приключения Буратино" (замечательная, запоминающаяся роль кота Базилио), "Деревня Утка", "Про Красную Шапочку" (лицемерный и трусливый охотник), "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников". Замечательной работой стала роль отца Федора в знаменитых "12 стульях".
Актеру хватала таланта и мастерства, чтобы сыграть любую роль. Зрители встречались с ним в роли адвоката и военного дирижера, милиционера и виноторговца, офицеров разных званий, сумасшедшего и правителя… Некоторые фразы его героев вошли в обиход и уже давно стали афоризмами. Вспомнить хотя бы: "Нормальные герои всегда идут в обход" Бармалея или "Какое небо голубое!" кота Базилио и лисы Алисы. Кстати лису Алису с "Приключениях Буратино" сыграла жена Ролана Быкова Елена Санаева. Какое-то особое изящество пронизывает их дуэт. А их песни из фильма "Какое небо голубое" и "В стране дураков" давно стали шлягерами.
После постановки нескольких картин для детей и юношества он смог добиться на телевидении в 1977 реализации давно вынашиваемой экранизации "Носа" Н. В. Гоголя (сыграл также четыре роли). Неожиданно мрачная интерпретация и некоторый стилевой разнобой этой ленты встретили раздражение начальства и была показана в советские времена только один раз.
Вынужденно сосредоточившись на актерской деятельности, Быков удачнее выступал в трагикомическом амплуа ("Подранки", 1977; "Из жизни отдыхающих", 1981).
С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он смог в 1984 году снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников "Чучело" - честный, жесткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках, где главные роли сыграли юная тогда Кристина Орбакайте и неподражаемый Юрий Никулин (Государственная премия СССР, 1986). Эта режиссерская работа (как оказалось, последняя) стала вершиной его творчества.
Личная жизнь
Ролан Быков был дважды женат. Сын от первого брака Олег Роландович (1956 г.р.) -выпускник экономического факультета ВГИК. Вторая жена - актриса Елена Санаева.
Другая деятельность
Со второй половины 1980-х годов, посвятив себя занятиям в продюсерско-руководящей сфере (сначала в объединении "Юность" на "Мосфильме", потом в созданном в 1989 Всесоюзном центре кино и телевидения для детей и юношества, ныне Международном фонде развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), актер стал редко сниматься. Хотя эти немногочисленные роли, не лишенные трагизма ("Письма мертвого человека", 1986; "Серые волки", 1992) или траги-фарсовые ("Оно", 1990), вполне можно соотнести с работами лучшего актерского периода в творчестве Быкова во второй половине 1960-х годов.
Помимо актерской деятельности, Ролан Быков вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР). Работал на радио и телевидении. Почетный профессор МГУ (1998). Одно время он даже возглавлял банк, увлекся компьютерной графикой, сочинил несколько песен, написал две книги стихов, прозу... Его стихи можно услышать в фильме "Страсти по Андрею" режиссера Андрея Тарковского, где он сам их и читает.
Казалось, его энергии нет предела. Но предел был. Врачи нашли у него рак легких. Он умирал в больнице, до последнего дня пытался еще что-то сочинить, написать, создать. Он хотел снять картину о Великой Отечественной войне...
Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актером и режиссером. Похоронен Ролан Антонович Быков в Москве, на Новодевичьем кладбище.