Songs & Films

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Songs & Films » Стили » Прогрессивный рок


Прогрессивный рок

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Прогрессивный рок (англ. Progressive rock) — стиль рок-музыки, возникший в конце 60-х, достигший пика популярности в начале 70-х годов XX века, и с тех пор продолжающий существование как музыкальная форма. По сравнению с «классической» рок-музыкой, он может быть охарактеризован как эклектический и, иногда, амбициозный и величественный стиль. Прогрессивный рок начал своё распространение в Англии и оставался в основном европейским движением, хотя существует и ряд значимых групп из США, Канады и других стран. Это музыкальное направление берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, в отличие от американского рока, больше вобравшего от ритм-энд-блюза и кантри. За годы появилось множество поджанров прогрессивного рока, такие как симфо-рок, арт-рок, мат-рок и прогрессив-метал.

0

2

Пионеры прогрессивного рока стремились отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки, и «продвинуть» рок до новых форм, часто, но не всегда обращаясь к джазу, академической или народной музыке, авангарду. В этом, также как и в виртуозности музыкантов, и заключается основное отличие прогрессивного рока: в обычном роке тоже есть очень талантливые инструменталисты, которые работают исключительно в простых метрах и гармониях.

Прогрессивный рок трудно чётко и ясно определить. Больше всего повлиявшие на жанр в 70-х годах (Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Camel, Space и Yes) звучали не особенно похоже — хотя многие (включая и некоторых членов этих коллективов) считают, что они играли прогрессивный рок. Принадлежность нескольких других групп и музыкантов (таких как Black Sabbath, Дэвид Боуи, Radiohead, Tool и Фрэнк Заппа) к этому жанру менее очевидна.

Характеристика прогрессивного рока
Единственной универсальной характеристикой прогрессивного рока является усложнение музыкальной формы (по сравнению с «классическим» роком 1960-х годов, а также тяжелым роком, хард-энд-хэви и рокабилли последующих периодов).

Однако можно перечислить характеристики, не универсальные, но типичные для тех или иных прогрессивно-роковых исполнителей, альбомов и отдельных произведений.

Удлиннение и усложнение музыкальных пьес, тяготение их макроформы к циклическим формам академической музыки, формирование альбомов (иногда многодисковых) как целостных произведений.
Длинные композиции (часто называемые «эпическими»), длящиеся иногда дольше 20 минут, со сложными мелодиями и гармониями (такие, как «In Held Twas In I» группы Procol Harum (17 минут 30 секунд), «Mindrevolutions» группы Kaipa (25 минут 47 секунд) «2112» группы Rush, «Atom Heart Mother» и «Echoes» группы Pink Floyd, «Thick as a Brick» группы Jethro Tull, часовая «Light of Day, Day of Darkness» группы Green Carnation и 42-минутная «Six Degrees Of Inner Turbulence» Dream Theater).
Составные композиции, части которых в некоторых случаях трактуются как самостоятельные песни (например, композиция Yes «Close to the Edge» состоит из четырёх частей, «Hemispheres» Rush — из семи, «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd из девяти; сингл Yes «Soon» — на самом деле пятиминутная вырезка из «The Gates of Delirium», длящейся 20 минут; аналогично, части упоминавшегося «Thick as a Brick» Jethro Tull появлялись как отдельные песни в различных сборниках). Одна из наиболее характерных композиций - Garden of Dreams группы The Flower Kings, в сумме всех своих 18 частей длящаяся около 60 минут.
Концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Примерами могут служить The Lamb Lies Down on Broadway группы Genesis, Dark Side of the Moon и The Wall группы Pink Floyd, и более новые Operation: Mindcrime и Operation: Mindcrime II группы Queensryche; Metropolis Part II: Scenes from a Memory группы Dream Theater.
Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контртемп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры — музыканты группы Yes Крис Сквайр и Билл Бруфорд или Тони Левин и Билл Бруфорд из King Crimson.
Использование в композициях различных немузыкальных звуковых эффектов (иногда тяготеющее к академической «конкретной музыке»). Это очень характерно для Pink Floyd (для примера можно упомянуть открывающую песню альбома Dark Side of the Moon), но другие группы также пользовались ими; так, можно услышать звуки боя на сингле Jethro Tull «Warchild».
Дальнейшее расширение репертуара используемых тембров, усложнение метра и ритма, использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений.
Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей. См. Magma, Роберт Уайатт, Gentle Giant и Spock's Beard.
Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты. Наверное, самым известным примером является постоянное использование флейты фронтменом Jethro Tull Яном Андерсоном. Для прогрессивного рока, в отличие от других жанров, обычны клавишные инструменты (включая синтезатор, электроорган, фортепиано и меллотрон), народные ударные инструменты. Группы прогрессивного рока также экспериментировали с обработкой звука на компьютере и с помощью специальных устройств, а также объёмным звуком (первыми на концертах им начали пользоваться Pink Floyd ещё в конце 60-х годов).
Использование оркестров и хоров не так уж часто встречалось в прогрессивном роке среди знаменитых групп; самыми знаменитые примеры рубежа 60-х и 70-х — Atom Heart Mother Pink Floyd и второй альбом Yes «Time and a Word». Обычно для изображения оркестра и хора использовался упоминавшийся меллотрон. Менее знаменитые группы, как, например, Renaissance более тесно сотрудничали с настоящим оркестром. Такой инструментальный выбор, особенно использование оркестра, стал намного привычнее в современном прогрессивном роке.
Использование необычного музыкального размера или настройки инструментов. Многие композиции используют разные размеры или/и темп (например, «Thela Hun Ginjeet» King Crimson содержит участки, в которых некоторые участники группы играют в 7/8, а другие в 4/4, создавая эффект «несогласованности»).
Поэзия, уходящая от традиционных тем развлекательной музыки и злободневности и тяготеющая к философски-мировоззренческим «вечным темам», фантастической и фентезийной тематике.
Слова, передающие сложные и иногда непонятные описания, касающиеся таких тем, как научная фантастика, фэнтези, история, религия, война и сумасшествие. Песни прогрессивного рока редко посвящаются любви или сексу и почти никогда не затрагивают традиционные объекты популярной музыки, вроде танцев, машин и проч. Большинство групп прогрессивного рока также избегали прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями — например, альбом группы Genesis «Selling England by the Pound» (англ. «Распродавая Англию по фунту») посвящён теме противостояния коммерции и национализма, тогда как альбом группы Emerson, Lake and Palmer «Brain Salad Surgery» (англ. «Хирургия мозгового салата») постепенно переходит от природы к технике, показывая опасности замещения человека машиной. Группы движения «Рок в Оппозиции», которых также часто приписывали к музыкантам прогрессивного рока — важное исключение, так как они часто упоминали конкретные политические реалии. Такими же исключениями можно считать противоречивый альбом Pink Floyd 1983 года «The Final Cut» и их же «Pigs (Three Different Ones)» альбома «Animals» 1977 года.
Стремление к «синтезу искусств», выражающемуся в продуманном оформлении сценических выступлений и издаваемых альбомов.
Эстетическое соединение музыки и других видов искусства (направление, берущее начало в альбоме «Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band» группы The Beatles и с энтузиазмом подхваченное в эпоху расцвета прог-рока). Некоторые группы хорошо известны оформлением своих альбомов, которое было такой же отличительной чертой группы, как и звук. Это прославило некоторых художников и студии, например Роджера Дина его работой с Yes и Сторма Торгерсона и его студию Hipgnosis работой с Pink Floyd. Рисунки Руди Гигера к «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake and Palmer и вовсе стали одной из самых знаменитых обложек. Также нельзя не упомянуть фильм «The Wall» по одноимённому альбому Pink Floyd, снятый Аланом Паркером с Бобом Гелдофом в главной роли.
«Диалог» с классической академической музыкой (симфонической, камерной и оперной), джазом, современной академической музыкой (неоклассикой и авангардом).
Включение в альбомы классики. Например, Emerson, Lake and Palmer во многих местах использовали вещи Аарона Копленда, Белы Бартока, Мусоргского и других, а также И. С. Баха. Иногда используемая классика значительно изменяется; Jethro Tull записала версию «Бурре» И. С. Баха, превратив его в «тонкую джазовую песню для ночного клуба» (по словам Иана Андерсона).

+1

3

Истоки (1960-е—начало 1970-х годов)
Прогрессивный рок родился из множества музыкальных веяний в конце 1960-х. Поздние Beatles и многие психоделические группы начинали совмещать традиционный рок с инструментами классической и восточной музыки. Психоделический рок продолжил это экспериментальное направление и начал создавать длинные композиции, хоть и без продуманной структуры (например, «In-A-Gadda_Da_Vida» группы Iron Butterfly). Такие группы, как The Nice и Moody Blues начали сознательно комбинировать рок с классикой, создавая продолжительные композиции с продуманными структурами. Эти группы иногда называют «ранним прогрессивом» или «протопрогрессивом», а иногда — переходным жанром между психоделикой и прогрессивом.

Подъем жанра (1970-е годы)
Многие музыкальные историки указывают на King Crimson как на первую «истинную» прогрессивную группу; впервые они появились в Феврале 1969 года. За ними быстро последовали английские группы, играющие прогрессивный рок, включая Emerson Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, Pink Floyd, Van der Graaf Generator и Yes.

Остались в тени не менее талантливые британские коллективы : Rare Bird, T2, Gentle Giant, Gnidrolog, East of Eden,- обогатившие и расширившие диапазон прогрессивного рока.

Прогрессивный рок получил толчок к развитию, когда многие фанаты рока разочаровались в движении за «мир и любовь». Прогрессивный рок отмежевался от «улыбок и солнца» поп-музыки 60-х и затрагивал более тёмные, а в чём-то и жестокие темы. Например Trespass Genesis включает «The Knife» (англ. нож) о жестоком демагоге, и «Stagnation» (англ. стагнация) о выживании при ядерной атаке.

Помимо Великобритании, прогрессивный рок стал популярен и в континентальной Европе, в первую очередь в Италии и Франции. В эту эру существовало множество европейских групп, таких, как Premiata Forneria Marconi, Banco del Mutuo Soccorso, и Le Orme из Италии, и Ange и Magma из Франции. Из этих групп лишь Premiata Forneria Marconi имела значительный успех в англоязычном мире. В Германии прогрессивное рок-движение получило шутливое название краут-рок; к нему относят такие группы как Can, Neu!, Tangerine Dream и другие.

Фанаты и историки по разному категоризируют виды прогрессивного рока 70-х годов. Кентерберийский рок можно считать поджанром прогрессивного рока, или просто ещё одной категорией прогрессивных рок-групп. Другие группы вели жанр в более коммерческом направлении; эти группы, включая Renaissance и поздних Electric Light Orchestra, иногда относят ещё и к «коммерческому року» или «симфоническому попу». Пика своей популярности прогрессивный рок достиг в середины 70-х, когда про-музыканты регулярно завоёвывали голоса читателей в популярных музыкальных журналах Англии и Америки. В это время сформировались несколько прогрессивных групп из нового света, включая Rush (из Канады), Kansas (естественно, из Канзаса), и Dixie Dregs (из Джорджии).

Кризис (1980-е годы)
С появлением панк рока в конце 70-х, внимание общественности и критиков в Англии и Штатах повернулось в сторону более агрессивного и простого стиля. Прогрессивный рок всё больше забывался, как что-то претенциозное и напыщенное. Такое отношение является обычным и по сегодняшний день, хотя оно начало изменяться с 2004 года.

В ранних 1980-х наблюдалось некоторое обновление жанра, которое возглавляли Marillion, IQ, Saga и Кейт Буш. Группы, появившиеся в это время, иногда называют неопрогрессивными. Примерно в тоже время некоторые приверженцы прогрессивного рока изменили направление, упрощая музыку и начиная использовать доступное массовому слушателю электронное звучание. В 1982 обреченная на популярность группа Asia, в состав которой вошли Стив Хау (Yes), Карл Палмер (ELP), Джон Веттон (King Crimson) и Джеффри Даунс (Yes) неприятно удивили фанатов прог-рока своим тривиальным дебютным альбомом. В 1983 Genesis получила всемирное признание с песней «Mama» с акцентом на тяжёлой партии ударных. В 1984, Yes выпустила неожиданный хит «Owner of a Lonely Heart», наполненный современными электронными эффектами и достаточно доступный, чтобы его можно было пускать на дискотеках, позднее снабжённый транс-миксом. Многие фанаты прогрессивного рока были очень расстроены этими тенденциями.

Следует отметить, что термин «прогрессивный» в ранних 70-х использовался чтобы подчеркнуть новизну групп, но к 80-м он стал названием специфического музыкального стиля. В результате некоторые группы, которые продолжали изменять свои песни, не всегда являлись «прогрессивными», тогда как новые самопровозглашённые «прог»-группы покупали меллотроны, чтобы возродить звук ранних 70-х. И фанаты, и привередливые критики согласились называть «прогрессивным роком» жанр, так что изначальный смысл слова «прогрессивный» в этом случае потерялся.

0

4

Современное состояние (1990-е годы—начало XXI века)

Второе перерождение жанр прогрессивного рока пережил в 1990-х, во время так называемой «Третьей Волны», было предпринято такими группами, как шведская The Flower Kings, британская Porcupine Tree, и Spock’s Beard из США. Одна из наиболее важных групп движения альтернативного рока, The Smashing Pumpkins развила прогрессивный рок в свой собственный, эклетический стиль, даже выпуская два альбома с одинаковым концептом.

Работа современных музыкантов, таких как Ween и пост-рок групп наподобие Sigur Ros и Godspeed You! Black Emperor, можно отметить, вобрала в себя некоторые экспериментальные элементы прогрессивного рока, кое-где совмещённые с эстетической чувственностью панк-рока, вместе создающие музыку, которую можно назвать многообещающей и образной. Более хорошим примером современной построк-группы, наверное, является The Mars Volta, которая нарочито смешивает панк с прогрессивным роком, два противоположных стиля. Из других экспериментирующих музыкантов можно назвать японского композитора Такаси Ёсимацу, отмечающего значительное влияние прогрессивного рока на свою работу.

Также существует некоторое количество современных прог-групп — таких как Mostly Autumn, сочетающая кельтику, отчасти язычество и влияние ранних стилей про-рока. Другие группы вкладывают прогрессивный рок в своё звучание, явно и неявно, включая Blood Brothers, Dog Bone Sanctuary, Coheed and Cambria, Dolour, Mastodon, Foo Fighters, Ruby Doe, Turn to Fall, Vendetta Red, Vindaloo.

В России действует множество групп прогрессивного рока. Среди них группы Soundivers, Маленькие трагедии, Extrovert, Оргия Праведников, Nabokov Dreams, The Gourishankar, Сезон дождей, Glass Reason, Kostarev Group, Algabas, ОЭН Рэдиш и многие другие.

0

5

Психоделика и прото-прогрессив
Captain Beefheart
David Bowie (некоторые альбомы)
Erik Norlander
Frank Zappa
Iron Butterfly
Peanut Butter Conspiracy
Pink Floyd (барретовского периода)
Procol Harum
Raw Material
Soft Machine
Spirit
Spooky Tooth
Tea and Symphony
The Doors
The Grateful Dead
The Moody Blues
The Nice
Traffic
Vanilla Fudge

Классический прогрессив
Alan Parsons Project
Argent
Atomic Rooster
The Beatles (некоторые альбомы)
Curved Air
Deep Purple (первый состав)
Dixie Dregs
Family
Fruupp
Genesis
Gentle Giant
Jade Warrior
Jethro Tull
King Crimson
Mahavishnu Orchestra
Peter Gabriel
Peter Hammill
Rare Bird
Rush
The Strawbs
UK
Uriah Heep
Van der Graaf Generator
Yes

Спейс-рок
Eloy
Failure
Gong
Hawkwind
Nektar (англ.)
Ozric Tentacles
Pink Floyd
Ship Of Fools
Solaris

Кентербери
Camel
Caravan
Caravan of Dreams
Comus
Delivery
Egg
Gilgamesh
Gong
Hatfield and the North
Henry Cow
High Tide
In Cahoots
Isotope
Khan
Matching Mole
Mashu
National Health
Pierre Moerlen's Gong
Quiet Sun
Soft Heap
Soft Machine
The Wilde Flowers

Симфо-рок
Electric Light Orchestra
Emerson, Lake & Palmer
Kaipa
Kansas
The Nice
Mike Oldfield
Renaissance
Rick Wakeman
Sky
The Enid
The Moody Blues
Trans-Siberian Orchestra

Европейские группы
2066 and Then
A.C.T
After Crying
Alias Eye
Analogy
Anekdoten
Ange
Änglagård
Aphrodite's Child
Alquilbencil
Banco del Mutuo Soccorso
Barclay James Harvest
Brighteye Brison
Cockney Rebel
Collage
Czeslaw Niemen
Earth and Fire
East of Eden
Focus
Galahad
Galleon
Gnidrolog
Gryphon
Guapo
Iona
Kayak
Kin Ping Meh
Le Orme
Locomotiv GT
Magma
Manfred Mann's Earth Band
Mirage
Mostly Autumn
Nationalteatern
New Trolls
Omega (band)
Paatos
Paul Cusick
Porcupine Tree
Premiata Forneria Marconi
Pulsar
Ritual
Rousseau
Roxy Music
RPWL
Satellite
SBB
Steven Wilson
Supertramp
T2
Terpandre
The Flower Kings
Triumvirat

Краут-рок
Amon Düül
Can
Mythos
Neu!
Novalis
Tangerine Dream

Нео-прогрессив
Akinetón Retard
Arena
Asia
Fish
Flamborough Head
Galahad
Iluvatar
IQ
Kate Bush
Knight Area
Marillion
Muse
Pallas
Pendragon
Saga
Shadowland

Американские группы
3
Æon Spoke
Magellan
NDV
Phish
Spock's Beard
Styx
The Dear Hunter
The Mars Volta
The Muffins
The Smashing Pumpkins

Прогрессивный метал
Aghora
Ambeon
Amorphis
Angra
ARK
Artension
Ayreon
Blind Guardian
Circus Maximus
Conception
Cynic
Derek Sherinian
Dream Theater
Fates Warning
Ice Age
John Petrucci
Kamelot
Kong
Mastodon
maudlin of the Well
Mechanical Poet
Mind Key
Opeth
Pagan's Mind
Pain of Salvation
Planet X
Project Creation
Queensryche
Riverside
Royal Hunt
Savatage
Spastic Ink
Symphony X
Therion
Tool
Vanden Plas
Watchtower
Wolverine
Yngwie Malmsteen
Zero Hour

Проекты/Супергруппы
Gordian Knot
Liquid Tension Experiment
O.S.I.
Transatlantic

Российский группы
Eternal Wanderers
Glass Reason
Автограф
Hard TON
Аракс
Вскрытый Ромбик
Диалог
Мир Огня
Оргия Праведников
Стихия

0

6

+1

7


отличный концерт! есть их у меня!

+1


Вы здесь » Songs & Films » Стили » Прогрессивный рок