Андрей Иванович Краско
Родился 10 августа 1957 года в Ленинграде
Скончался 4 июля 2006 года в Одессе
Детство
Его отец, ныне известный петербургский артист Иван Иванович Краско, к моменту рождения сына только поступил в Театральный институт. До этого будущий отец нашего героя учился на филологическом факультете Ленинградского университета, где и познакомился с его будущей матерью Кирой Васильевной Петровой. У них родилось двое детей — Андрюша и Юля.
Конечно, бремя забот о детях лежало, в основном, на плечах матери. О ней Андрей отзывается очень тепло: "...Мама на меня всю свою жизнь положила. Я был болезненным ребенком, и она — учитель русского языка и литературы старших классов — уволилась из школы и пошла воспитателем в детский сад. А когда я учился в младших классах, она каждый день приходила на большой перемене и водила меня в туалет. На школьных брюках пуговицы на ширинке были очень плотные, мама помогала мне их расстегивать и застегивать".
Андрей не был закулисным ребенком, но на сцену умудрился выйти, когда ему не исполнилось еще и трех лет. Его отец играл тогда в университетском театре "Драма", и мама взяла мальчика на спектакль. При появлении на сцене Краско-старшего сын спрыгнул с маминых коленей и, выбежав прямо на сцену, заявил: "Это мой папа". А первую свою роль Андрей сыграл в родном детском саду: папа был Дедом Морозом, а он — зайчиком.
Выбор профессии
Взрослея, наш герой не проявлял особого интереса к актерству. Учась в шестом классе, он пришел в Театр юношеского творчества, но те два года, которые он там занимался, в основном, был осветителем. Мальчик хотел стать и космонавтом, и доктором, и пожарным, и шахтером, но не артистом. Поэтому его желание поступать на актерский факультет театрального института стало для всех неожиданностью. А секрет заключался в том, что, по словам самого Андрея, "это единственная профессия, в которой можно быть всем, кем захочешь".
Первая попытка оказалась неудачной: Краско-младший плохо подготовился к экзаменам, а отец, обругав сына за это, отказался составить ему протекцию. Весь следующий сезон юноше пришлось работать монтировщиком сцены в Театре им. Комиссаржевской.
Однако что ни делается — все к лучшему: на следующий год, основательно подготовившись, Андрей без всякого блата поступил на курс замечательных мастеров Аркадия Кацмана и Льва Додина (ЛГИТМиК). На этом курсе, ставшем знаменитым благодаря легендарному спектаклю "Братья и сестры", наш герой учился вместе с Натальей Акимовой, Еленой Поповой, Игорем Скляром, Сергеем Власовым, Сергеем Бехтеревым, Валерием Кухарешиным, Сергеем Кошониным.
Томский ТЮЗ
В 1979 году после окончания института их курс в полном составе должен был отправиться в Томский ТЮЗ — такой подарок Ленинградское партийное руководство пожелало сделать руководству Томска.
Естественно, это не вызвало энтузиазма у молодых артистов: кто-то сумел избежать ссылки по уважительным причинам, остальные начали разбегаться из Томска уже через несколько месяцев.
Андрей продержался едва ли не дольше всех — больше года. Причем он не жалеет об этом, ведь за сезон ему посчастливилось сыграть в девяти спектаклях и приобрести, по его словам, потрясающую профессиональную закалку.
Однако дальнейших перспектив для себя молодой актер там не видел и с радостью покинул Сибирь, когда появилась возможность уехать на съемки. По-видимому, тогда его пригласила сниматься Динара Асанова. В ее фильме "Никудышная" Андрею довелось сыграть лишь эпизодическую роль, зато потом он просидел рядом с режиссером весь фильм — и на съемках, и на монтаже.
Кукарача
В начале восьмидесятых после съемок у Динары Асановой Андрею Краско удалось поступить в Ленинградский Театр им. Ленинского комсомола (теперь "Балтийский дом") к замечательному режиссеру Геннадию Опоркову.
Первой и, к сожалению, на долгие годы единственной серьезной театральной работой для нашего героя стала главная роль в спектакле "Кукарача", премьера которого состоялась в Театре им. Ленинского комсомола в 1982 году. Образ участкового милиционера Георгия Тушурашвили по прозвищу Кукарача в исполнении Краско показался комиссии не соответствующим морально-этическому облику советского защитника правопорядка. Конечно, не Краско писал эту пьесу, и не он ставил спектакль, но пострадал больше всех он. За месяц до окончания призывного возраста его забрали в армию. Впрочем, это можно расценить как признание его таланта: высокое начальство, завороженное убедительностью его игры, невольно поставило знак равенства между актером и его персонажем.
Армия и последствия
Служить Андрея отправили в войска ПВО в Архангельскую область.
В армии Краско занимался "культурой", причем настолько успешно, что оформленные под его руководством Ленинские комнаты всегда признавались лучшими, а в награду за хорошую организацию двух концертов в Архангельске генерал лично предоставил ему отпуск. В общем, сама служба не доставила нашему герою особых неприятностей. Но судите сами, как внезапный призыв в армию повлиял на творческую жизнь актера.
Еще до ухода в армию Андрей был утвержден на роль "плохого" воспитателя в фильме Динары Асановой "Пацаны". Увы, Краско больше не довелось поработать с этим замечательным режиссером: "Пацаны" снимались без него, а до его возвращения из армии Асанова не дожила. Пока Андрей служил, умер и Геннадий Опорков, без которого работа в Ленкоме у актера не сложилась: сыграв несколько незначительных ролей, он ушел из театра в никуда. Не сумев устроиться ни в один из ленинградских театров, Краско уехал в провинцию.
В Димитровграде, где он нашел работу, кроме него в труппе был лишь один актер с высшим профессиональным образованием. Ничего значительного сыграть в этом театре Андрею не довелось. Когда же Дмитрий Светозаров пригласил его сниматься в фильме "Прорыв", его не хотели отпускать, и актеру пришлось уволиться.
После съемок Андрей Краско снова оказался не у дел. В это время в стране как раз началась перестройка, театр и кино переживали далеко не лучшие свои времена. Работы в театре для Андрея так и не нашлось, а в кино ему лишь изредка доставались эпизодические роли. Единственным исключением оказалась роль в триллере того же Светозарова "Псы".
На жизнь актеру приходилось зарабатывать по-разному: он шил брюки и куртки, месил раствор на кладбище, продавал книжки, руководил танцевальным кружком при заводе, занимался частным извозом на купленной в долг машине.
Кино
Новую страницу в творчестве Краско открыла работа в сериале Дмитрия Светозарова "Агент национальной безопасности". Роль Андрея Краснова, напарника Лехи Николаева, написал один из сценаристов Владимир Вардунас — давний приятель Андрея — специально для него по его же просьбе. Благодаря таланту и обаянию актера его герой, вроде бы случайно появившийся в сериале, стал душой фильма.
Вслед за "Агентом" роли посыпались как из рога изобилия. Начиная с 1998 года, когда вышли первые серии "Агента национальной безопасности", у Краско не было ни одного года простоя в кино. С режиссерами, как считал сам актер, ему повезло. Он играл в лентах Рогожкина, Месхиева, Балабанова, Бодрова-мл., Лунгина, Хотиненко, Литвиновой, Бондарчука.
В последнее время Андрей Краско снимался очень много, ему приходилось совмещать работу и сразу в семи проектах. В этом ему помогала настоящий профессионал своего дела — его агент Лиза Круцко (жена Марата Башарова).
Театр
С театром все складывалось не настолько гладко. Но все же в 1999 году режиссер Петр Шеришевский пригласил Андрея Краско на роль Александрова в "Собачьем вальсе" по Леониду Андрееву. Спектакль имел успех, а работа Краско была отмечена критикой. Через год в том же "Приюте комедианта" Георгий Васильев поставил поэму В.Ерофеева "Москва-Петушки", где актер, конечно же, блистал в роли Венички. Затем на сцене Театра им. Комиссаржевской в постановке Валерия Гришко "Андорра" Андрей Краско был солдатом — эдаким хозяином жизни, которому дозволено все.
Пожалуй, дольше всего Андрей не расставался с одним из своих любимых персонажей — Тарелкиным из антрепризного спектакля известного режиссера Юрия Бутусова "Смерть Тарелкина" по пьесе Сухово-Кобылина. В этом проекте он участвовал вместе с такими знаменитостями, как Хабенский, Пореченков, Ваха. В результате из-за большой занятости их стало невозможно собирать вместе, и спектакль перестал существовать.
И наконец, последний спектакль с участием нашего героя "Мужчины на час" — типичная антреприза. Но Краско и здесь был великолепен и неподражаем. Во время работы над этим спектаклем актеру пришлось взять на себя и функции постановщика, так как первоначально назначенный режиссер оказался совершенно несостоятельным.
ТВ
Одно время на канале "Культура" Андрей вел программу "Кто в доме хозяин", а на канале СТС передачу "Арсенал". К сожалению, из-за большой занятости актеру пришлось от этого отказаться.
Личная жизнь
Первой женой Андрея была его однокурсница. Они поженились, еще учась в институте, и довольно быстро расстались.
В начале восьмидесятых Краско снова женился, на этот раз на польке, учившейся в России. Она родила Андрею сына, которого назвали в честь деда Иваном. Хотя по документам этот брак существовал долгие годы, вместе супруги почти не жили. Мать с сыном уехали в Польшу, а счастливый отец остался на родине.
Помимо двух официальных у Андрея было несколько гражданских браков. В одном из них в 1998 году у него родился второй сын, Кирилл, названный в честь мамы Андрея. По словам папы, Кирилл очень хозяйственный ребенок, любит порядок и машины. Андрей Иванович виделся с сыном часто и в интервью рассказывал о нем с большой теплотой.
Не терял он и связи со старшим сыном, встречаясь с ним не часто, но достаточно регулярно. Иван, или, как его называют по-польски, Ян Анджей, пошел по стопам деда и отца: он уже снимался в эпизоде в "Агенте национальной безопасности", а в Польше сыграл одну из главных ролей в популярном молодежном сериале.
Последние два года рядом с Андреем все время была Светлана Кузнецова.
Смерть
Жизнь Андрея Краско оборвалась трагически рано. Чуть больше месяца он не дожил до 49 лет. Роковой сердечный приступ случился с ним во время съемок фильма С.Урсуляка "Ликвидация" под Одессой. Медицинская помощь пришла слишком поздно. Поздно вечером 4 июля 2006 года актера не стало.
Андрей Краско похоронен на кладбище в Комарово под Петербургом.