Актер, режиссер, художественный руководитель ансамбля «Бим-Бом» и театральный продюсер Валерий Левушкин в своей яркой, насыщенной событиями жизни, сделал много хорошего. Но прежде всего теперь его имя неразрывно связано с именем Андрея Краско – безвременно ушедшего из жизни Великого Русского Актера.
Валерий Левушкин стал свидетелем первой и, увы, последней режиссерской работы Андрея Краско – он генеральный продюсер спектакля его памяти «Мужчины на час, или Новые русские богатыри», который в конце мая будет показан в Израиле.
- Здравствуйте, Валерий Владимирович! Про вас в Интернете написано: «Актер, режиссер, художественный руководитель ансамбля «Бим-Бом». Но сейчас вы везете в Израиль спектакль «Мужчины на час». Вы – продюсер этого спектакля, и как никто знаете, что он из себя представляет. Почему его стоит посмотреть?
- Вы знаете, у Вити Мережко, автора пьесы, есть такие моменты, которые будут понятны людям, которые уехали в начале или в середине 90-х, хотя они и не застали сложных времен 1998-го - начала 2000-го, когда много людей оказались на обочине, и не могли найти себя в нашей новейшей истории. Я думаю, что для «русских» израильтян это будет интересно, потому что история хоть и банальная, но… Когда человек пытается найти, чем себя прокормить…. И вот такая история про мужиков, которые от отчаяния решают продать себя как «гейш»… Первое же свидание приводит к тому, что они влюбляются и выясняют для себя, что еще могут быть любимы, - мне кажется, эта история актуальна не только для России.
- Вам удалось собрать совершенно звездную команду для этого спектакля. Что ни имя – звезда, начиная со сценариста Виктора Мережко и до исполнителей ролей, которые в этом спектакле все – главные: Валентин Смирнитский, Алексей Маклаков, Борис Смолкин, Елена Захарова, Анна Терехова. Как вам это удалось?
- Это началось с самого начала, когда режиссером стал Андрей Краско. Когда я познакомился и подружился с Андреем, то тогда и начала собираться звездная команда. Все шли «под Андрея Краско».
- Вы были первым и последним человеком, который видел его режиссерский опыт.
- Это да.
- Кто кого нашел: вы – его или он – вас?
- Нашел я его. Тогда как раз шел сериал - по третьему или по пятому разу - «Агент национальной безопасности». Там играл Андрюша, и он мне очень нравился. Я попросил своего агента найти этого актера. Она его нашла, и так совпало, что он как раз хотел жить в Москве, и он принял мое предложение, и все звезды сошлись. Он приехал, мы сняли ему квартиру, и начали работать.
- Каким Андрей Краско оказался режиссером?
- Это вы увидите, посмотрев спектакль, а я его столько раз видел, что уже не могу сказать объективно.
- Как вам работалось с Андреем Краско?
- Непросто, потому что уже не секрет, что у него были тяжелые периоды, он не всегда соблюдал режим, он ломался, был способен на всякие подвиги, а команда его терпеливо ждала. Потому что его все очень любили и уважали. Тем не менее, мы начали работать, как сейчас помню, второго мая, а премьеру сыграли первого июня. То есть мы сделали спектакль ровно за 30 дней, даже несмотря на все его срывы. Мы работали помногу часов в день, все договорились, все освободили это время для работы с ним над этим спектаклем.
- Как у режиссера, у Андрея Краско были свои приемы – как работать с актерами? Ему подчинялись? Или спорили?
- Андрей на то время еще не стал ни внутренне, ни внешне стопроцентным режиссером, а оставался, конечно, в первую очередь актером. Мы уже говорили, что это был его первый опыт и только начало. Но он находил такие слова и играл на таких тонких струнах своих партнеров и актеров, что они беспрекословно подчинялись всему, что он говорил. И всему верили.
- Вы были с ним рядом на съемках в Одессе, когда он ушел?
- Нет, я не был на съемках.
- Подумали ли вы тогда, что будет с его спектаклем?
- Конечно, подумал. И самое ужасное, что очередной спектакль у нас должен был идти через три-пять дней. Мы отменили тот спектакль. Собрались всей группой, и вот тогда решили, что будем играть этот спектакль как можно дольше, и сохранять его в хорошем рабочем состоянии ради Андрея, чтобы это жило в памяти людей и актеров, которые работали над этим спектаклем.
- Как себя чувствуют актеры после его ухода, особенно Алексей Маклаков, который конкретно заменил Андрея Краско в его роли в этом спектакле?
- Алексея мы нашли еще когда Андрюша был жив, так как мы понимали, что Андрюше нужна замена, когда он будет на съемках. Еще тогда. И вот с тех пор мы вместе работаем.
Марина Марголина