Серге́й Сергеевич Бодров (27 декабря 1971 года — (20 сентября 2002)) — российский режиссёр, актёр, сценарист. Исполнитель главных ролей в фильмах «Война», «Кавказский пленник», «Брат», «Стрингер», «Восток-Запад» и «Брат 2», ведущий телепрограммы «Взгляд» и проекта «Последний герой». Погиб вместе со съёмочной группой во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, где проходили съёмки фильма «Связной».
Детство
С.С. Бодров родился 27 декабря 1971 года в Москве. Отец Сергея — известный режиссёр С. В. Бодров, мать — Валентина Николаевна, искусствовед.
Известны высказывания Сергея Бодрова о детстве и юности:
- Детство — это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека
- То, чем становишься, происходит в первые шестнадцать лет жизни.
В детстве Сергей Бодров любил быть один и «отлично сам собой обходился». Различные издания пишут, что Сергей хотел стать мусорщиком и ездить на оранжевой машине.
О юных годах и жизненных ситуациях, повлиявших на мировоззрение, Сергей написал «Сочинение на тему: восемь событий, которые оказали на меня влияние, или как я вырос хорошим человеком».
Школа
Сергей учился в школе № 1265 с углублённым изучением французского языка. Учителя говорят, что он был в меру подвижным и шебутным, но никогда не был злым или пакостником. Школа возложила на Сергея обязанность знаменосца. Каждую среду класс С. Бодрова после уроков ездил на фабрику "Ударница", чтобы упаковывать сладкие продукты. В течение четырёх часов школьники расфасовывали сладости в коробки, которые потом сами перевязывали. Заработанные деньги отдавали школе, и они шли на организацию экскурсий.
Университет
С. Бодров хотел поступать во ВГИК, но отец объяснил ему, что кино — это страсть, и если её нет, то нужно либо дождаться, либо забыть о ней навсегда. Не ощутив в себе такой страсти, Сергей был вынужден оставить свой замысел.
С 1989 по 1993 годы он учился на отделении истории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, специализируясь на живописи венецианского Возрождения. Сергей закончил университет с красным дипломом и остался в аспирантуре, но он твёрдо знал, что не будет работать в музее или в библиотеке. В университете Сергей, по его словам, научился видеть красоту в простых вещах, в том, что его окружало. И, уже став известным актёром и телеведущим, С. Бодров в 1998 году защитил диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения» и получил степень кандидата наук.
В 1991 году Сергей изучал искусство в Италии. Ему удалось устроиться спасателем на пляж в местном курортном городе и заработать на путешествие по стране. Следующие три лета С. Бодров приезжал сюда на эту работу и считался на курсе счастливчиком.
Когда в одном интервью Сергея спросили, пригодилось ли ему в жизни образование, он ответил так:
«Конечно. Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что обычно об этом городе знаешь? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины… А я знаю, что там в музее есть одна картина, у которой ты можешь целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни».
Первые съёмки
Первым киноопытом С. Бодрова стали съёмки в фильме отца «Свобода — это рай» в 1989 году. Сергей появился на экране всего лишь на мгновения, сыграв малолетнего правонарушителя в серой робе и с биркой на груди, сидящего в ожидании собственной судьбы рядом с пойманным главным героем. Во время обучения в университете С. Бодров также сыграл в фильме «Белый король, красная королева» (1992 год) эпизодическую роль посыльного швейцара, завозящего почту в отель.
«Кавказский пленник»
В 1995 году отец Сергея выезжал со своей группой в Дагестан, где начинались съёмки фильма «Кавказский пленник». С. Бодров просил взять его с собой и был готов выполнять любую работу, но неожиданно стал исполнителем одной из главных ролей — срочника Вани Жилина и партнёром О. Меньшикова, который в этом фильме сыграл роль контрактника Алексея Ряполова. Ваня Жилин был не обучен и не способен убивать, он оказался на войне по воле истории. Но он выжил, потому что в нём не было ненависти, а Ряполов, давно полюбивший убивать, погиб. Фильм получил приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале, гран-при на фестивале в Сочи, гран-при «Хрустальный глобус» и приз экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах, премию «Феликс» за лучший сценарий, приз русской кинопрессы за лучший фильм года, Гран-при «Сталкер» кинофестиваля «Сталкер» в Москве, приз зрительских симпатий на фестивале в Сиднее. С. Бодров получил приз за лучшую роль совместно с О. Меньшиковым на кинофестивале в Сочи, приз кинопрессы за лучшую роль совместно с Ф. Абдраимовым и приз за лучший актёрский дебют на фестивале «Балтийская жемчужина», стал лауреатом Государственной премии 1997 года в области литературы и искусства. Сам Сергей не считал себя артистом:
Я всегда и везде говорю: «Я — не артист, я — не артист, — я не артист». А мне: «Нет, вы — артист!». А я: «Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь.
Программа «Взгляд»
В октябре 1996 года Сергей стал ведущим программы «Взгляд» на Первом канале. Здесь он проработал до августа 1999 года. Одним из воспоминаний С. Бодрова об этом периоде была история о рыжем хулигане, попросившем у Деда Мороза трубу для своего старшего брата, который сильно переживал из-за того, что потерял свою. Сергей и его коллеги по «Взгляду» брали на почте письма, написанные для Деда Мороза, которые копились в отделе для уничтожения. Во двор мальчика приехал автобус, из которого вышел оркестр и начал играть. Мальчик вышел на улицу, чтобы послушать, и тогда С. Бодров завёл с ним разговор, из которого выяснилось, что тот очень хочет помочь своему брату... Сергей говорил, что ушёл из передачи «с ощущением хорошей школы»:
Я познакомился со столькими людьми, услышал столько историй, прочёл столько писем — на другой работе это просто невозможно. В этом был очень правильный заряд. Помоги двум-трём людям — и передача уже существует не зря. Но этим надо заниматься ответственно.
В 1997 году С. Бодров женился на С. Михайловой (автор телевизионных проектов «Акулы пера» и «Канон»). В 1998 году у них родилась дочь Ольга, а 2002 году - сын Александр.
«Брат»
Во время кинофестиваля в Сочи в 1996 году Сергей познакомился с А. Балабановым, который привёл его на студию СТВ. Именно на этой студии проходили съёмки фильма «Брат», который вышел в 1997 году.
С. Бодров сыграл в фильме главную роль - Данилу Багрова. Данила после окончания службы в армии возвращается домой. Идя по улице, он слышит песню, которая ему нравится и направляется спросить, кто её исполняет. Своим появлением он срывает съёмки клипа группы Наутилус Помпилиус, и охранники с грозным видом направляются к нему. Сломав одному из них руку, Данила оказывается в отделении милиции. Его выпускают, но обещают поставить на учёт, если он не устроится на работу в течение недели. Мать советует ему ехать в Санкт-Петербург к брату Виктору (В. Сухоруков). Приехав в новый город, он находит брата и узнаёт, что тот работает киллером. Брат (кличка «Татарин») должен выполнить заказ, но взяв огромную сумму за работу и почувствовав, что его самого могут убить, он просит Данилу сделать всё за него. Данила не может отказать брату. Во время перестрелки он получает ранение, но его выхаживает немец-бомж Гофман (Ю. Кузнецов), которому он помог, когда местные бандиты пытались конфисковать у него все продаваемые товары из-за неуплаты за место для торговли. Виктор просит Данилу выполнить ещё один заказ, и тот снова соглашается. Во время операции, чтобы защитить невинного режиссёра Степана (А. Федорцов), он убивает своих помощников-бандитов. На Данилу начинается охота. Убийца, стреляя в него, чудом попадает в плеер. Вернувшись домой, Данила видит, что над его подругой Светланой (С. Письмиченко) издевались. Он звонит брату, и тот под дулом пистолета говорит, что один, хотя в его квартире — засада. Данила убивает бандитов и прощает брата. Простившись со всеми, кто был ему близок, Данила садится на попутку и едет в Москву.
Средства массовой информации обрушились на фильм с критикой. Его обвиняли как в расизме, так и в русофобии (как фильм сделанный для западного зрителя). Сам С. Бодров оценивал своего героя следующим образом:
Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат... Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата...
Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране.
Достоинства фильма были всё же признаны, и «Брат» получил Гран-при на Сочинском фестивале, специальный приз жюри и приз FIPRESCI на международном фестивале в Турине, такие же награды в Котбусе, Гран-при в Триесте. С. Бодров получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сочи и в Чикаго и премию «Золотой Овен». Огромное количество зрителей полюбило фильм, для многих из них Данила Багров стал героем и идеалом. Музыкой к фильму стали композиции группы «Наутилус Помпилиус», которые любил слушать и сам Сергей.
«Стрингер»
В период с 1998 по 1999 год С. Бодров сыграл две роли. Первая — роль Вадима в фильме П. Павликовски «Стрингер». Вадим зарабатывает на жизнь, снимая на видеокамеру свадьбы, и мечтает о карьере стрингера. Однажды ему удается заснять горящий троллейбус, но телекомпания, в которую он приносит этот материал, считает его неинтересным. Политик Петр Яворский просит его снять розыгранное покушение на его жизнь. Съёмка удалась, но сотрудница телекомпании Хелен присваивает весь материал себе, и Вадим остаётся ни с чем. Таким образом фильм показывает атмосферу внутри средств массовой информации, а также говорит о том, что они также, как и кинематограф, часто не только отражают насилие, но и сами его провоцируют.
«Восток-Запад»
Вторая роль этого периода — это роль в фильме режиссёра Р. Варнье «Восток-Запад». Сергей сыграл Сашу, соседа несчастной пары — доктора Головина и его жены Мари — по комунальной квартире. Пара вернулась в СССР из эмиграции. Все родственники Саши были репрессированы, а сам он занимался плаванием, надеясь стать Олимпийским чемпионом. Он влюбляется в Мари Головину и для того, чтобы рассказать всему миру о том, как она страдает, он, рискуя жизнью, проплывает несколько километров в море и поднимается на борт иностранного судна.