Ирина Петровна Купченко
Ирина Купченко родилась в Вене, где служил ее отец. Необычность судьбы ей была задана с рождения: одна из самых красивых, обаятельных и загадочных русских актрис родилась 29 февраля. Поскольку вдали от Родины нравы были проще, то ее маме удалось уговорить чиновников записать дочке «нормальную» дату рождения - 1 марта. Так это и пишется во всех справочниках и энциклопедиях.
Обычное детство дочери военного проходило в переездах из гарнизона в гарнизон, пока семья окончательно не обосновалась в Киеве, который Ирина называет «городом детства». Там она однажды пошла в Дворец пионеров записываться в какой-нибудь кружок. И записалась сначала в театральный, а затем и в кружок кинооператоров. Кроме того, Ира занималась танцами и грезила о карьере балерины. Однако дочери военного и учительницы английского языка нечего было и мечтать об актерской профессии - разве это подходящее занятие для серьезной девушки? О том, чтобы ослушаться родителей, Ирина даже подумать не могла, и после окончания школы в 1965 поступила на Романо-германское отделение иняза Киевского университета им. Т. Шевченко. Проучившись год и окончательно убедившись в том, что система Станиславского ей гораздо симпатичнее системы спряжения английских глаголов, Ирина решила оставить университет. Началу новой жизни способствовали и семейные обстоятельства: она потеряла самого близкого человека - отца, а затем и бабушку с дедушкой. Мать переехала к родственникам в Москву. Вскоре ее примеру последовала и Ирина. В Москве Купченко подала документы в Театральное училище им. Щукина и сразу же была принята.
Свою первую - громкую и судьбоносную - роль в кино Ирина Купченко сыграла еще в училище: вместе с подругами из «Щуки» она пришла на «Мосфильм» подработать в массовке и случайно попалась на глаза А. Кончаловскому, который начинал работу над новым фильмом и искал актрису на одну из главных ролей. В «Дворянском гнезде» Лаврецкому (Л. Кулагин) должна была противостоять натура цельная, гармоничная, контрастная миру лицемерному, от которого он бежал и который его сокрушил. Поэтому на роль Лизы режиссер искал актрису, способную не просто сыграть любовь к герою, но характер сильный, незаурядный. Эдакий «луч света в темном царстве», на фоне которого еще очевиднее становится окружающая пошлость и всеобщее притворство. Шел конец 60-х, и общественный смысл обращения к «Дворянскому гнезду» был не в том, чтобы обнаружить там героев, страдающих от невозможности осуществить в жизни идеал, который казался таким близким и достижимым. Смысл был в том, чтобы найти героев, если не знающих еще, то по крайней мере способных достойно сыграть в этих обстоятельствах свою трагическую роль. Лиза Калитина как раз и была такой, и потому именно она встала в центр картины, потеснив главного героя: его рефлексии и метания оказались мелковатыми, эгоистичными, мелодраматичными, когда рядом выросла сильная, спокойная, уверенная, трагическая Лиза. Вряд ли Ирина Купченко сознательно шла на ломку традиционной трактовки. Скорее она просто приблизила ее к себе, к своему ощущению и пониманию жизни.
В 1969 г. дебют в кино — роль Лизы Калитиной в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Дворянское гнездо». (Через два года тот же режиссёр пригласил Купченко на роль Сони в экранизации «Дяди Вани» А. П. Чехова). Её Лиза Калитина привлекла общее внимание. Ни тени «тургеневской» манерности, только аристократическая простота, благородство поступков русской женщины. Во время сьёмок завела роман с режиссёром, но замуж ненадолго вышла за художника-постановщика фильма Николая Двигубского.
В 1970 г. окончила Московское Театральное училище им. Б. Щукина, и в 1971 г. стала актрисой Академического театра имени Евгения Вахтангова.
Героини Ирины Купченко всегда притягивают удивительной полнотой и богатством внутренней жизни, поразительным умением одухотворять каждое отпущенное им мгновение.
Драматический талант актрисы, её способность создавать психологически убедительные образы ярко проявились в таких картинах, как «Романс о влюблённых», где она сыграла Люду, «Чужие письма» (роль учительницы Веры Ивановны), «Странная женщина».
Наибольший успех актрисе принесла главная роль в мелодраме «Одинокая женщина желает познакомиться», в которой она вместе с Александром Збруевым составила запоминающийся актёрский дуэт.
Ирина Купченко снималась в картинах различных жанров — от историко-биографических до сказочно-фантастических, с успехом играла у таких разных режиссёров, как Марк Захаров и Игорь Маслёнников, вместе с Олегом Янковским, Андреем Мироновым, Василием Ливановым, Михаилом Ульяновым и многими другими прекрасными артистами.
Особенно важной стала для Ирины Петровны работа в документальном сериале об истории русской православной церкви «Земное и небесное» (2004), где актриса участвовала в последней серии ("Спаси и сохрани"), посвященной жизни церкви в непростые советские времена.
Ирина Купченко была занята в спектакле академического театра имени Евгения Вахтангова (роль Александры, супруги Николая II, в спектакле Валерия Фокина «Последняя ночь последнего царя» — одна из лучших театральных ролей сезона 1996—1997 гг.), играет в спектакле Петера Штайна «Гамлет»—1998.
Свою жизнь, и личную, и творческую, Ирина Купченко считает удачной. Вот уже более тридцати лет она замужем за Василием Лановым, также актером театра Вахтангова. У них два взрослых сына - Сергей и Александр.
Признание и награды
Орден Почёта (1999)
Народная артистка РСФСР (1989)
Премия «НИКА» в номинации "Лучшая роль второго плана за 1987 год
Приз за исполнение главной роли в венгерском фильме «Хомо новус» (1992) на Международном кинофестивале в г. Троя (Португалия)
«Если бы мне предложили выполнить любые три желания, я ответила бы так. Первое - чтобы были здоровы мои близкие. Второе - чтобы я всегда занималась любимым делом, и третье… Очень хочу когда-нибудь неторопливо, с удовольствием перечитать «Илиаду» и древнегреческих историков. А пока свободного времени - ни минуты».
Фильмография
1. 1969 — Дворянское гнездо — Лиза Калитина
2. 1970 — Дядя Ваня — Софья Александровна Серебрякова
3. 1974 — Романс о влюблённых — Люда
4. 1975 — Звезда пленительного счастья — Екатерина Трубецкая
5. 1976 — Чужие письма — Вера Ивановна
6. 1978 — Странная женщина
7. 1978 — Обыкновенное чудо — Жена волшебника
8. 1978 — Поворот
9. 1979 — Отпуск в сентябре
10. 1979 — Дом окнами в поле
11. 1980 — Путешествие в другой город
12. 1980 — Назначение
13. 1981 — Последний побег
14. 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей — Берил Степлтон
15. 1982 — Домой!
16. 1983 — Без свидетелей
17. 1985 — Берега в тумане («Мглистые берега»)
18. 1986 — Одинокая женщина желает познакомиться — Клавдия
19. 1986 — Последняя дорога
20. 1987 — Отпуск в сентябре — жена Зилова
21. 1987 — Другая жизнь
22. 1987 — Забытая мелодия для флейты — Елена
23. 1988 — И свет во тьме светит
24. 1990 — Николай Вавилов
25. 1990 — Хомо Новус
26. 1991 — Ближний круг — Директор
27. 1991 — Вне
28. 1992 — Танцующие призраки
29. 1994 — Будулай, которого не ждут («Цыганский остров» тв)
30. 1994 — Дом на камне
31. 1994 — Жестокая фантазия
32. 1994 — Роман «Alla Russa»
33. 1995 — Летние люди («Дачники»)
34. 1997 — Долголетие
35. 1998 — Бедная Лиза
36. 1999 — Послушай, не идет ли дождь…
37. 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
38. 2000 — Старые клячи актриса, вокал
39. 2001 — Приходи на меня посмотреть — Татьяна
40. 2003 — Благословите женщину — Анна Савишна
41. 2003 — Другая жизнь
42. 2005 — Херувим
43. 2004 — Московская Сага
44. 2004 — Ночь светла
45. 2006 — Бесы - Ставрогина
46. 2008 — Розыгрыш - Мария Васильевна, завуч
47. 2009 — Юленька - Директор гимназии
Озвучивание мультфильмов
1. 1985 — Голубая стрела
2. 1989 — Сестрички-привычки
3. 1990 — Земляничный дождик
4. 1990 — Карманник
5. 1991 — Как мышонок летучим стал
6. 1991 — Умная собачка Соня
7. 1992 — Большой налёт