ЛЕОНОВ, ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ (1926–1994), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1978).
Евгений Леонов родился в Москве 2 сентября 1926, жил с семьей в коммунальной квартире на Васильевской. В 1941 поступил в Авиационный техникум им. С.Орджоникидзе, но, не окончив его, в 1943 сдал экзамены в Московскую театральную студию и поступил на курс педагогов А.А.Гончарова и Е.М.Шереметьевой. Через четыре года был зачислен в труппу театра им. К.Станиславского, где проработал почти двадцать лет.
Одна из наиболее запоминающихся работ Е.Леонова в этом театре – роль Лариосика в спектакле Дни Турбиных по одноименной пьесе М.Булгакова (1954). Лариосик Е.Леонова – существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств. Просто нельзя не любить и не жалеть его. «Леонов – второй Яншин», – писали театральные критики Москвы. Но Евгений Леонов, унаследовав эту роль от Михаила Яншина, словно эстафету, не повторял ее, а как хороший ученик, развивал.
Первая заметная роль Е.Леонова в кинематографе – роль скромного, тихого буфетчика Шулейкина в фильме Полосатый рейс (1961). Герой Леонова втянут в водоворот событий по легкомыслию. Шулейкин стыдится своего вранья, сам от него страдает, и поэтому вдвойне комичен. Леонов, буфф и эксцентрик, сумел в этой роли соединить гротеск с жизненной правдой. Когда Евгения Леонова спрашивали, почему он стал комиком, он смеялся: «Потому что у меня лицо круглое». Но Леонов был не только комедийным актером. Его драматический талант проявился и на подмостках сцены, и через объектив кинокамеры.
В 1963 в театре выходит премьера Трехгрошевой оперы по Б.Брехту. Е.Леонов исполняет Пичема, строя роль на контрастах. Пичем в исполнении Леонова – жестокий, коварный и… жалкий, несчастный старик. Он погружен в «работу» растления людей, обмана. Пичем-Леонов, безжалостный к жертвам, сам оказывается жертвой.
В 1963 художественным руководителем театра стал Б.А.Львов-Анохин. В 1966 Е.Леонов сыграл одну из двух главных ролей в спектакле Антигона по Ж.Аную. Леонов-Креон предлагал Антигоне компромисс не как подлость, а как благо, как разумное понимание жизни. Он не презирал, не игнорировал стремлений Антигоны к идеалу. Он ей предлагал осмыслить свой выбор.
С 1969 Е.Леонов работал в театре им. В.Маяковского, где среди прочего в 1972 исполнял роль Санчо Пансы в спектакле Человек из Ламанчи. Для режиссера А.Гончарова в этом спектакле была важна открытая театральная условность, подчеркнутое ощущение игры. Леонов играл легко, весело, на одном дыхании. Его герой – умный, самостоятельный, осторожный, философски настроенный толстяк. Забавный и нелепый, земной и мечтательный.
Через несколько лет, уже в театре «Ленком» Леонов играет Николая Алексеевича Иванова в спектакле Иванов (реж. М.Захаров и С.Штейн). Он внутренне берет своего героя под защиту. Его Иванов без вины виноват. Самокритичность – вот фундамент глубокой симпатии к Иванову-Леонову. Он смешон и жалок. Готовясь к роли, сам Евгений Леонов рассуждал: «Безвременье рождает „порядочного обывателя". Если ты вышел из игры – ты обыватель. Ум не оставил тебя, способность критически видеть и мыслить сохранилась. Взгляды не переменились, но время вышибло тебя из действия, невыносимо трудно стало сохранить себя. Чем собственно ты лучше этой пошлой публики в гостиной Лебедевых? Тем, что ты видишь их низость, и только-то? А что ты им противопоставишь? Слова, слова, одни слова!..»
В том же, 1969, Е.Леонов снимается в кинокартине Гори, гори, моя звезда, где играет хозяина иллюзиона, киношника, который воплотил в себе некий тип «художника», живущего за счет своей феноменальной способности приспособляться. С каким упоением герой Леонова отдается своей деятельности! Когда в городе белые, он крутит незамысловатую ленту и комментирует её таким образом, чтобы это отвечало настроениям зала. Город занимают красные, и его «афиша» претерпевает соответствующие изменения.
Через два года на экраны вышел фильм Белорусский вокзал. Иван Приходько-Е.Леонов – человек, к которому не прилипает шелуха жизни, быта, мелких конфликтов. Герой Леонова, сам того не подозревая, в каждом своём поступке остается мудрым, терпимым к человеческим слабостям.
В Джентльменах удачи Е.Леонов исполнил сразу две роли – директора детского сада и «вора в законе». Перевоплощаясь в бандита Трошкин-Е.Леонов сохраняет едва уловимый оттенок иронии к «Доценту». Когда сложности метаморфозы преодолены и выучен тюремный жаргон, Трошкин-Е.Леонов, не разоблачая себя, становится для остальных членов банды не беспощадным главарем, а образом воспитанности и гуманности. Как трогателен он в своей наивной деловитости, стремлении растопить замерзшие сердца своих «подчиненных»: организовать поход в театр, приготовить скромные подарки на Новый Год.
В фильме Афоня Е.Леонов сыграл штукатурщика Колю, друга главного героя. Без него невозможно было бы понять историю перерождения и саму возможность перерождения Афони, так как в нем наивный, но чистый душой Коля-Леонов обнаруживает доброе, светлое начало.
Старший сын – пьеса А.Вампилова, по которой снят фильм с участием Евгения Леонова. Возможно, именно роль Сарафанова вобрала все самые яркие черты Леонова-актера, именно в ней со всей полнотой проявился его самобытный драматический талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки простодушия, непревзойденный, тонкий артистизм, душевная незащищенность. Сарафанов Леонова – чудак, ранимый и великодушный. Его сбивчивая речь афористична: так выдает себя органическая неспособность человека к красноречию. Он говорит только самое важное, чего нельзя не сказать. Это и оказывается незамысловатой житейской, а чаще жизненной мудростью.
Обаятельную внешность и улыбку Евгения Леонова запечатлел кинематограф. Но он остался в памяти зрителей не только как комедийный и драматический актер. Его голос, пожалуй, как никакой другой, ценен в искусстве советской мультипликации. Ведь голосом Е.Леонова спорил с Пятачком, пел свои беззаботные песенки Винни-Пух, самый очаровательный в мире медвежонок, любимец детской (самой благодарной!) публики.
29 января 1994 собираясь на спектакль Поминальная молитва, Евгений Павлович Леонов почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался. 1 февраля он был похоронен на Новодевичьем кладбище.