Мне этот актер нравился еще с детства, когда первый раз его увидела (была совсем мелкая), то аж влюбилась!
Андрей Менакер родился 7 марта[1] 1941 года в Москве, в родильном доме имени Грауэрмана, в семье известных эстрадных артистов Александра Семёновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой.
В 1948 году Андрей Менакер поступил в первый класс 170-й мужской школы г. Москвы. Через два года в стране разразилось так называемое «дело врачей», и добрые люди из Моссовета посоветовали родителям сменить фамилию мальчика. Так он стал Андреем Мироновым. Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию. А вот что отличало Андрея от других мальчишек – это его природная чистоплотность, которая, кстати, осталась черной его характера на всю жизнь. Между прочим именно из-за нее в одиннадцать лет не состоялся дебют Андрея в кино. Дело было так…
В 1952 году состоялась первая попытка сняться в кино. Попытка оказалась неудачной: Андрей был забракован Александром Птушко на съёмках фильма «Садко». В 1955 году состоялся театральный дебют Миронова на школьной сцене. Андрей сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди» по К. Симонову.
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены (на «отлично»!), после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
В 1960 году Андрей Миронов снимается в своём первом фильме: «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана.
18 июня принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал 25 лет. С 1962 — актер и режиссер театра Сатиры. Выступал как актер и певец на эстраде и телевидении.
Лучший актер 1987 года по опросу журнала "Советский экран" (Фест — "Человек с бульвара Капуцинов").
Народный артист РСФСР (1980).
В 1971 году Андрей Миронов женился. Его супругой стала актриса Театра Сатиры 24-летняя Екатерина Градова – исполнительница роли радистки Кэт в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны».
Екатерина Градова вспоминала:"Наш брак был заключен по большой любви. Он был коротким, но не все, что коротко, не имеет своих следов и продолжения. Бывает, что одно мгновение прорастает в вечность, а десятки прожитых лет остаются на земле. Наш брак был увековечен рождением дочери Маши." Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой оказался недолгим. Уже в 1974 году они расстались.
Уже к началу 70-х популярность Андрея Миронова была невероятной, а актер продолжал оставаться необыкновенно скромным, интеллигентным. Вспоминает Екатерина Градова: «Андрей умел уважать людей, даже когда он сталкивался на улице с отдыхающим на земле пьяным господином, у него находилось для него несколько добрых, с дружеским юмором слов. Никакого высокомерия и презрения, мне кажется, что он не мог бы и на сцене одолеть этих красок. <…> И еще одно при его «звездности» уникальное качество - он всегда сомневался в себе. Не было ни одной роли (в нашей с мим совместной жизни), репетируя которую он бы не говорил: Меня снимут. И говорил это абсолютно искренне. А когда я его спрашивала: «Тебя? А кем тебя можно заменить?», в ответ он начинал перечислять фамилии своих товарищей по театру, искренне считая, что это может быть другая трактовка, а он уже приелся, заигрался. Это качество меня поражало.
Андрей никогда не сказал ни про одного человека плохого слова. <…> У Андрея это было в крови: его буквально коробило, когда начинались сплетни. «Да не принимай ты в этом участие, не обсуждай, не суди!»... У нас с ним был такой случай. В театре давали звания - заслуженных артистов, народных. Андрей, который играл основной репертуар, не получил никакого звания! Я пылала гневом и разразилась монологом, что вот, мол, многие получили, и твоя партнерша во многих спектаклях Наташа Защипина - тоже, а ты - нет! Он поднял на меня свои ласковые глаза и сказал: «Катенька! Наташа Защипина - прекрасная актриса, я ее очень люблю и ценю и не позволю тебе ее обижать и вбивать между нами клин!»
С начала 70-х Андрей Миронов буквально нарасхват у кинорежиссеров. В 1971 году выходит несколько картин с его участием, среди которых героико-приключенческий фильм Владимира Бычкова «Достояние республики». В этом фильме он сыграл одну из самых романтических своих ролей - бывшего придворного учителя фехтования по прозвищу Маркиз. Здесь Миронов смог выразить практически самого себя – красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного, максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств. И не случайно его герой мгновенно стал кумиром тогдашних мальчишек. Как виртуозно он владел шпагой, как классно дрался и стрелял! А его «Песенка о шпаге» мгновенно стала шлягером, вышла на миньоне и звучала, чуть ли не из каждого окна.
Казалось бы – популярность, обожание зрителей – что еще надо актеру. Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал. Еще с фильмов «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука» его привыкли видеть в образе легкомысленного авантюриста. Режиссеры безжалостно эксплуатировали этот образ из картины в картину.
Изредка случались и роли иного плана, например, в «Тени» (1972) и «Повторной свадьбе» (1976), однако они скорее были исключениями, да и большими удачами их вряд ли можно назвать. О своей работе в мелодраме Георгия Натансона «Повторная свадьба» Миронов рассказывал: «Зрители привыкли, что мне достаются главным образом комедийные роли. Но вот в фильме «Повторная свадьба» я выступил в роли драматической. Мой герой уходит из семьи, потом, в финале, он возвращается обратно. А женщина, с которой он надеялся обрести счастье, кончает жизнь самоубийством. Героев такого рода чаще всего принято изображать кристально отрицательными. Циничными, равнодушными - короче говоря, подлецами. Так вышло и в этом фильме. Хотя я, честно говоря, стремился к другому. Ведь нельзя видеть в человеке только черное или белое, нельзя так категорично подходить к оценке его поступков... Я стремился показать, что есть и хорошее в моем герое. Но когда съемки закончились и фильм был смонтирован, я увидел на экране другого человека, даже не поверил: все мои усилия оказались тщетными - в результате расстановки сил в фильме мой герой, увы, выглядел неисправимым человеком».
Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем «своего» актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие «серьезные» режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: «С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово».
80-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
К сожалению не все работы 80-х годов можно считать удачными. Среди успешных – наполненные настоящим лиризмом роли в фильмах «Будьте моим мужем», «Сказка странствий», «Мой друг Иван Лапшин» и «Человек с бульвара Капуцинов». В комедии Аллы Суриковой «Будьте моим мужем» он предстал в роли чуткого и тактичного детского врача Виктора, который, отдыхая на море, встречает свою любовь. В романтической притче Александра Митты «Сказка странствий» Миронов сыграл Орландо - веселого и доброго врача, поэта и философа, помогающего девочке Марте разыскать своего брата.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=U0ZiZYbz1f4&feature=related[/youtube]
Последней работой Андрея Миронова в кино стала роль мистера Феста в картине Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов. Причем режиссер взялась за этот фильм только после того, как заручилась твердым обещанием Миронова сняться в главной роли.
О том, как проходили его съемки, вспоминал композитор Геннадий Гладков: «Андрей тогда был грустным, уставшим, часто нервничал, был недоволен съемками. Боялся смотреть отснятый материал и просил меня: «Ты идешь смотреть материал? Давай договоримся: если тебе нравится - позвони, а если нет, то не надо звонить». Переживал и мучался из-за роли с заранее запрограммированным концом. Поэтому и сыграл свою роль в этом фильме серьезно и с большой душевной болью».
Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» вышел на экраны страны в 1987 году и стал одним из лидеров проката (2-е место, 39,8 млн. зрителей). Такого повального успеха у фильма, где снимался Миронов, не случалось со времен «Бриллиантовой руки». Однако сам актер до пика этого успеха так и не дожил…
4 августа Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле «Женитьба Фигаро». Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное.
Рассказывает Александр Ширвиндт: «Фигаро: Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне...» Это были последние слова Фигаро, которые он успел произнести... После чего, пренебрегая логикой взаимоотношений с графом, Фигаро стал отступать назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать... Граф, вопреки логике, обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удив¬ленного такой «трактовкой» этой сцены, унес Фигаро за кулисы, успев крикнуть «Занавес!». «Шура, голова болит», - это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге и в жизни вообще...»
Актеры тут же вызвали «Скорую». Бесчувственного артиста положили на носилки и повезли в городскую клинику. Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга).
Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра вновь, как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на похороны.
Заключение
Многие актеры откровенно признаются (а это редкость в актерском цеху), что Андрей Миронов был лучшим из них. С годами это становится все более очевидным. Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей он стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей Миронов был удивительно светлым человеком на сцене и на экране…
Актерские работы:
1. А если это любовь? - 1961 (Социальная драма)
2. Мой младший брат - 1962 (Киноповесть)
3. Три плюс два - 1963 (Лирическая комедия)
4. Два воскресенья - 1963 (Киноповесть)
5. Год как жизнь - 1965 (Исторический / Биографический)
6. Берегись автомобиля - 1966 (Комедия)
7. Таинственная стена - 1967
8. Любить - 1968 (Мелодрама)
9. Бриллиантовая рука - 1968 (Комедия)
10. Урок литературы - 1968 (Киноповесть)
11. Семейное счастье - 1969
12. Кабачок "13 стульев" - 1969 (Комедия)
13. Две улыбки - 1970 (Приключения)
14. Держись за облака - 1971 (Приключения)
15. Малыш и Карлсон, который живет на крыше - 1971 (Спектакль)
16. Достояние республики - 1971 (Приключения)
17. Старики-разбойники - 1971 (Комедия)
18. Тень - 1972 (Сказка) [DVD]
19. Невероятные приключения итальянцев в России - 1973 (Комедия)
20. Безумный день, или Женитьба Фигаро - 1973 (Комедия)
21. Лев Гурыч Синичкин - 1974 (Лирическая комедия)
22. Старые стены - 1974 (Мелодрама)
23. Маленькие комедии большого дома - 1974 (Телеспектакль)
24. Шаг навстречу - 1975 (Лирическая комедия)
25. Соломенная шляпка - 1975 (Комедия)
26. Повторная свадьба - 1975 (Драма)
27. Страницы журнала Печорина - 1975 (Телеспектакль)
28. Рикки-Тикки-Тави - 1975 (Приключения)
29. Небесные ласточки - 1976 (Комедия)
30. Двенадцать стульев - 1977 (Комедия)
31. Обыкновенное чудо - 1978 (Лирическая комедия)
32. Особых примет нет - 1978
33. Трое в лодке, не считая собаки - 1979 (Комедия)
34. Фантазии Фарятьева - 1979 (Мелодрама)
35. Крах операции "Террор" - 1980 (Приключения)
36. О бедном гусаре замолвите слово - 1980 (Комедия)
37. Назначение - 1980 (Трагикомедия)
38. Будьте моим мужем - 1981 (Комедия)
39. Ревизор - 1982 (Спектакль)
40. Кое-что из губернской жизни - 1983 (Комедия)
41. Где-то в губернском саду - 1983 (Комедия)
42. Сказка странствий - 1983 (Приключения)
43. Макар-следопыт - 1984 (Приключения)
44. Блондинка за углом - 1984 (Лирическая комедия)
45. Мой друг Иван Лапшин - 1984 (Киноповесть)
46. Победа - 1985 (Военный)
47. Следопыт - 1987 (Приключения)
48. Человек с бульвара Капуцинов - 1987 (Комедийный боевик)
Подпись автора по материалам
Отредактировано filka (2009-03-08 12:28:29)