«Хроники Франкенштейна». Что за зверь — человек?
Идеи Мэри Шелли, сформулированные писательницей в ее дебютном романе «Франкенштейн, или Современный Прометей», до сих пор не дают покоя кинематографистам. Очередным доказательством тому служит новая детективная драма с элементами хоррора — «Хроники Франкенштейна» (The Frankenstein Chronicles) канала ITV. На фоне других проектов, в сюжете которых фигурируют гениальный ученый и его Существо, сериал выделяется мрачностью, реалистичностью и атмосферностью. «Хроники» станут открытием для любителей пугающего натурализма и напряженных психологических игр между детективом и опасным маньяком, каждый из которых обладает своими шокирующими тайнами.
Лондон, 1827 год. На дворе — эпоха научных открытий и достижений в искусстве. Несмотря на это, город тонет в грязи, серости и нищете. В таких условиях приходится работать инспектору Джону Марлотту, который в своей среде считается человеком, не ведающим страха. Однажды совместно с речной полицией он проводит успешное задержание банды контрабандистов, перевозящих опиум. Однако чувство удовлетворения от удачной операции длится недолго. Стоя на берегу Темзы, детектив обнаруживает выброшенный грязными водами труп ребенка. При ближайшем рассмотрении Марлотт с ужасом понимает, что перед ним — жертва жестокого эксперимента, собранная из разных частей тела дикая пародия на человеческое существо. Не в силах выбросить из головы воспоминания о жуткой находке, инспектор отправляется на поиски чудовища, которое могло сотворить подобное…
Британцы всегда были сильны в экранизациях литературных произведений и костюмированных драмах. Не последнюю роль в них играет антураж, благодаря которому создается впечатление, что зритель действительно попадает в описываемый период. Режиссер Бенжамин Росс, номинант на премию «Эмми» за телефильм «Проект 281», тоже сделал ставку на атмосферность и для съемок шестисерийного «Франкенштейна» отправился со своей командой в Северную Ирландию. В отличие от чопорной современной Англии, архитектура, природа и суровый климат этой страны идеально подходили для создания нужного фона.
Гнетущий, обволакивающий мир сериала, в котором причудливо переплелись судьбы выдуманных героев и реальных исторических личностей, получился очень убедительным и живым не только благодаря тонкой операторской работе. Пожалуй, одной из сильнейших сторон «Хроник» является их пробирающее до мурашек музыкальное сопровождение от композиторов Гарри Эскотта и Роджера Гоула Сарды. При всем этом проект с первых минут захватывает своими детективными интригами. Ответственные за сценарий Росс и Барри Лэнгфорд («Торн: Пуганая ворона») взвинтили градус напряжения до максимума, даже не показывая главного злодея истории.
Весьма удачным можно назвать и актерский состав «Франкенштейна», настоящим украшением которого является Шон Бин («Игра престолов»/Game of Thrones, «Легенды»/Legends). Британец очень убедительно играет уставшего трудоголика, пытающегося отвлечься от личной трагедии, преследующей его в кошмарах и наяву. Бин создает образ приземленного и слегка меланхоличного персонажа, который своей прямотой и прозаичностью выделяется на фоне циничных, острых на язык и не ведающих проигрышей следователей вроде тех, к которым нас приучило современное ТВ в «Батл Крике» (Battle Creek) или «Полиции Гавайев» (Hawaii Five-0). Шону достался герой, не имеющий литературного прототипа (что, кстати, заставляет опасаться за его судьбу, учитывая количество экранных смертей актера), но шоу насыщено отсылками и к вдохновившему авторов готическому хоррору, и к выдающимся современникам Мери Шелли, таким как поэт-мистик Уильям Блейк (его сыграл Стивен Беркофф). Кроме того, в сюжете сериала появится и сама родоначальница научно-фантастической литературы (в исполнении Анны Максвелл Мартин).
«Хроники Франкенштейна» — один из немногих представителей своей ниши, просмотр которого действительно заставляет холодок пробежать по спине. Его страшно смотреть, но и оторваться от этого занятия практически невозможно. Несмотря на присущие сериалу серые тона и хандру, эта история затягивает — не только кровавыми убийствами и попытками протагониста вычислить загадочного социопата, но и наблюдением за аспектами повседневной жизни, которые теперь расцениваются как должное, а раньше воспринимались в штыки. Шесть часовых поездок в прошлое пролетят незаметно благодаря тому, как естественно авторы это прошлое изображают. К тому же всегда интересно увидеть не очередное переосмысление известного мифа, а один из самых противоречивых периодов английской истории, поданный с точки зрения оживших персонажей Мэри Шелли.