ОЛЯЛИН
Николай Владимирович
22.05.1941, дер. Опихалино Вологодской обл. - 17.11.2009, Киев
Народный артист Украины (1979)
Лауреат премии комсомола Украины (1972)
Кавалер ордена князя Ярослава Мудрого V степени
Николай Олялин родился в деревне Опихалино Вологодской области. А ровно через месяц началась война… Естественно, это время он не запомнил. Зато потом, когда война закончилась, через Вологду нескончаемым потоком ехали фронтовики… И эта картина отпечаталась в его памяти на всю жизнь…
Николай Олялин рассказывал: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».
В детский драматический кружок Коля записался вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята на эпизодические роли – без слов или с одной - двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Актер вспоминал: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел».
Однажды на спектакль пришли ребята из Колиной школы. Увидев, что у мальчика ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Тогда у мальчика и проявился характер. Коля неожиданно заиграл, да так, что опешил даже руководитель студии…
В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца-фронтовика поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша вдруг изменил решение…
На следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Юношу приняли, несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок.
В 1964 году по окончании института Николая направили в Красноярск, где создавался театр юного зрителя. К сожалению, у молодого актера сложились неважные отношения с главным режиссером. Как признается Николай Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину доставались в основном эпизоды, как, например, слуга Брандуан в «Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал внимание зрителей, он даже был признан лучшим комиком Красноярского края.
Тогда же появились первые поклонницы. Среди них оказалась и та единственная, которая стала спутницей Николая на всю жизнь – очаровательная девушка по имени Нелли, которая, между прочим, работала вторым секретарем райкома комсомола. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и уже через месяц после их знакомства Нелли и Николай официально вступили в брак.
Они были неразлучны долгие годы. У Николая и Нелли родились двое детей – Владимир и Ольга. Никто из них не пошел по стопам отца, чему сам Олялин был даже рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», - считал Николай Владимирович.
В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминает, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! И тут…
Николай Олялин вспоминал: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. - жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…»
Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…
Молодой актер приглянулся, и посыпались приглашения от режиссеров. «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» - во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения.
Возможно такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий…
По словам Николая Олялина эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздает события Великой Отечественной. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей.
В молодом Олялине режиссер Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим. Актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся ровно за месяц до начала войны, был растроган до слез…
Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.
На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.
Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.
Николай Олялин вспоминал: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»