Американский гитарист Джо Сатриани является одним из наиболее техничных и почитаемых рок-гитаристов мира. Его можно с полным правом назвать учителем: он учил обращаться с гитарой таких 'тяжеловесов' рока, как Стив Вай, Кирк Хэмметт, Ларри ЛаЛонде, Дэвид Брайсон, Чарли Хантер и др. В насыщенной виртуозными элементами музыке Сатриани соседствуют блюзовые, хард-роковые составляющие с неожиданными гармоническими оборотами.
Джо родился 15 июля 1956 года в Вестбери штат Нью-Йорк, а вырос в небольшом городке Кэйрл Плэйс, помимо него в семье было ещё 4 детей. Свое знакомство с музыкой он начал в девять лет с барабанов, и сразу же стал брать уроки. Сначала у него была довольно своеобразная установка, которая состояла из кофейной банки и резинового пэда. Его отец придумал способ стимулировать обучение сына: когда Джо делал своё очередное задание и показывал что он ответственный, растущий музыкант, он получал что- то ещё, например хай-хэт. Так после примерно двухлетнего обучения когда Джо уже мог читать с листа и импровизировать у него наконец-то появилась маленькая установка Ludwig. Вскоре Сатриани понял, что он недостаточно хорош как те, кого он слушал, он чувствовал как будто у него чего-то не хватает в физическом развитии для игры на барабанах и он решает отдохнуть от музыки.
В то же время Джо начинает увлекаться музыкой Джими Хендрикса, Cream, а также Led Zeppelin. Он точно решает, если он снова возьмётся за музыку это будет непременно гитара, а вскоре после смерти Хендрикса окончательно делает свой выбор в пользу гитары и начинает усердно заниматься на подаренной ему гитаре — Hagstrom III.
В средней школе, где учился Джо, помимо общих уроков надо было участвовать либо в хоре, либо в оркестре. Там его научили элементарной музыкальной теории, а также петь с листа. В это же время Джо начал учиться по книгам и гармоническим схемам, которые брал у своих друзей. Быстро освоив гитару, он начал сам давать уроки. Стив Вай был одним из его первых учеников.
В старшей школе Джо начал учиться музыкальной теории. Это была уже углублённая теория музыки, где его учили тому, как пишутся симфонии, кантаты и струнные квартеты. Параллельно с учёбой Джо выступал на школьных танцах и в парках, получая за это деньги, а в 16 он уже играл в клубах.
После школы Сатриани переехал в Сан-Франциско, где продолжил совершенствовать технику игры, работая в качестве сессионного музыканта, а также преподавателя. Около десяти лет, подрабатывая в музыкальном магазине, он постоянно занимался с начинающими гитаристами. Через его руки прошли такие личности, как Кирк Хэмметт (Metallica), Ларри ЛаЛонде (Primus), Дэвид Брайсон (Counting Crows), мастер джаз-фьюжн Чарли Хантер. Помимо преподавания Джо постоянно выступал с различными командами, не задерживаясь ни в одной из них надолго. Дольше всего просуществовала группа The Squares, где играл барабанщик Джефф Кампителли, вместе с которым Джо впоследствии провёл не один десяток лет.
В начале 80-х Сатриани начал задумываться о сольной карьере. В 1984 году он самостоятельно записал и выпустил за свой счёт на независимом лейбле дебютный альбом, 'Joe Satriani'. Однако диск не привлёк внимания общественности. Ситуация изменилась в 1986 году, когда один из лучших учеников Сатриани, Стив Вай, благодаря успешной работе в команде Дэвида Ли Рота попал в поле зрения СМИ. В интервью для ведущих американских изданий Вай неоднократно упоминал своего учителя и хорошего друга Джо Сатриани. Эта незапланированная промо-кампания удачно совпала с выходом его альбома 'Not Of This Earth', в результате чего интерес к персоне Джо начал постепенно возрастать.
В 1987 году после выхода диска 'Surfing With The Alien' Сатриани проснулся знаменитым, его фотографии украсили все гитарные журналы. Мик Джэггер пригласил его в тур по Австралии и Японии. В 1988-ом вышел альбом 'Dreaming #11', объединивший студийные композиции и концертные треки. А ещё через год был выпущен альбом 'Flying In A Blue Dream', на котором Джо дебютировал и как вокалист. Новый толчок его карьера получила после того, как песня 'One Big Rush' была использована в фильме Кэмерона Кроу "Скажи что-нибудь".
Примерно в это же время Джо начинает сотрудничать с компанией Ibanez, в результате чего была разработана именная гитара — Ibanez JS Signature. Следующий альбом Сатриани 'The Extremist' увидел свет лишь в 1992 году. Альбом показал отличные результаты в американских чартах.
В 1993 году вышел двойной CD 'Time Machine'. Первый диск содержал студийные записи и 'бонусные треки с зарубежных альбомов', плюс треки с первого 'самиздатовского' альбома 'Joe Satriani' и три новые записи. На второй диск вошло 14 концертных записей.
В конце 1993 года Сатриани получил предложение занять место ушедшего Ричи Блэкмора в Deep Purple. После недолгих колебаний Джо согласился. Задача была не из лёгких, но Джо справился и даже получил предложение остаться в Deep Purple в качестве постоянного гитариста, но отказался.
В 1995 году Джо принялся за осуществление перспективного гитарного проекта, получившего название G3 — предполагалось, что в нём будут участвовать три ярких и самобытных гитариста. Вскоре 'фестиваль' G3 из разового мероприятия перерос в ежегодный шоу-марафон с обязательным участием Джо Сатриани и Стива Вая, к которым каждый раз присоединяется новый гитарист: Роберт Фрипп, Эрик Джонсон, Ингви Мальмстин, Джон Петруччи из группы Dream Theater и другие гитаристы.
В 1998 году вышел альбом Сатриани 'Crystal Planet' (Тор 50 США), после чего продолжились туры G3 по Соединенным Штатам. В 2000 году Джо решился на смелые эксперименты с электронными эффектами в альбоме 'Engines Of Creation'. Этот диск, как и некоторые другие работы гитариста претендовал на Grammy в номинации 'Лучшее инструментальное рок-исполнение', за песню 'Starry Night', однако, как и прежде, Джо не получил награду. Всего за свою карьеру Сатриани становился номинантом Grammy 15 раз.
В 2001 году вышел диск 'Live In San Francisco', с записью концерта Джо Сатриани в декабре 2000 года. Годом позже Джо выпустил студийный альбом 'Strange Beautiful Music', в котором оставил эксперименты с электроникой и вернулся к своему обычному звучанию.
В 2004 году вышел диск 'Is There Love In Space?'. В двух композициях вокальные партии Сатриани исполнил сам, чего не делал уже 15 лет. Вместе с Джо над этим альбомом работали: неизменный барабанщик Джеф Кампителли, бас-гитарист Мэт Биссонет, клавишник и гитарист Эрик Кодье.
После записи альбома 'Super Colossal' (2006) Сатриани вместе со своей обновлённой командой (вместо ушедшего Мэтта Биссонета к группе присоединился басист Дэйв Лару) отправился в мировой тур. В конце 2007 года Джо опять был номинирован на премию Grammy со композицией 'Always With Me, Always With You'. В этом же году переиздаётся альбом «Surfing With The Alien (Legacy Edition)», в котором были по-новому обработаны и записаны все треки альбома 1987 года.
В 2008 году вышел альбом 'Professor Satchafunkilus And The Musterion Of Rock', после чего Джо снова отправился в мировой тур. 8 июня 2008 года Сатриани впервые выступил в Москве.
В 2009 году вышел дебютный альбом группы Chickenfoot, участником которой является Джо.
Четырнадцатый студийный альбом, озаглавленный Black Swans And Wormhole Wizards, вышел в 2010 году/
Помимо сольного творчества, Джо Сатриани участвовал в записи альбомов множества исполнителей, среди них: 'Radio Free Albemuth' Стюарта Хэмма, 'Hey Stoopid' Элиса Купера, 'All Sides Now' Пэта Мартино.
Джо увлекается спортом, любимые виды - сноуборд и лыжи.
Отредактировано Lazy cat (2011-12-04 13:09:53)