Группа "Сектор Газа" образовалась 5 декабря 1987 года в городе Воронеже и была названа в честь экологически вредного промышленного района города, в котором было очень много заводов, которые очень сильно дымили. В то время советские средства массовой информации на все лады обсуждали палестинскую проблему и видимо поэтому район и был метко прозван "сектором газа".
Основал группу простой воронежский парень - Юра Клинских, больше известный под кличкой "Хой":
"Группа появилась тогда, когда был создан воронежский рок–клуб. В тусовках по тем временам меня больше прикалывал панк, мы и сегодня его играем. Но все проходит, все меняется, и естественно, что под влиянием появляющихся новых стилей в рок–музыке я всегда был в хорошем смысле слова "моден", я играл ту музыку, которая нравилась мне и которая была на гребне популярности у молодежи. Можно назвать, если хочешь, это конъюнктурой, но ни под кого специально мы не подстраивались, скорее выходило наоборот — мы иногда чуть опережали события." (Юрий "Хой" Клинских)
Юрий Клинских, будущий лидер "Сектора Газа", родился 27 июля 1964 года в г.Воронеже. В школе Юра учился плохо, ленивым был, уроки делать не любил. В итоге у будущего солиста "Сектора газа" аттестат о среднем образовании украшен только одной "четверкой" по труду - остальные "тройки".
"Поголовные тройки, от А до Я. То есть я кое-как перескакивал в восьмой класс когда экзамены мы сдавали меня просто, ну тогда времена такие были, просто вытянули оттуда, я так подумал: "О как легко экзамены сдаются!" Я взял в девятый класс пошел, тоже два года просидел там, и меня также оттуда так вжжжить! И все, я с нормальным средним образованием. А вообще учила меня школа жизни, эта самая лучшая школа. А в школе я только научился писать, читать и считать. Больше там ничего, никаких знаний я там не приобрел. " (Юрий "Хой" Клинских)
Рок-н-ролл в семье Клинских звучал часто и громко. Старшие сводные братья просвещали малого. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры (в первом классе!). Нерадивый ученик свято поверил в музыку. Он, отчаянный меломан, вскоре решил сам освоить гитару.
Творческую "путевку в жизнь" Юре дал и отец Николай Митрофанович Клинских. Николай Митрофанович, инженер с ВАСО, всю жизнь писал стихи, пытался публиковаться, но не особо удачно. И свою мечту воплотил в сыне, которого с раннего детства стал приучать к литературе и правилам стихосложения. Уроки литературы не прошли даром - многие серьезные литературные критики отмечали в стихах Хоя блестящий стиль и слог. И совершенно гнусное, по их мнению, содержание. (Но разве в этом дело — ведь и Пушкин восхищался Барковым, находя его гением русской поэзии.)
После службы в армии Юра работает три года инспектором ГАИ, а ночами пишет песни. О большой сцене Юрий не мечтает, воспринимает свое музицирование как хобби, как отдушину от серого быта. А когда в Воронеже открывается рок-клуб Юрий становиться его завсегдатаем.
"В начале 87-го я начал сочинять песни, где-то с февраля так, с марта, то есть уже проект пошел в ход, я начал накрапывать там что-то, придумал несколько песен, и вот 5 декабря я вышел в рок-клубе на фести... не фестиваль, просто там был концерт такой, ну вот под гитару спел, ну это самые первые песни были "Колхозный панк", "Я мразь", "Сумасшедший труп", "Спокойной ночи, малыши", это самые первые вещи, "Утопленник"... Также я продолжал играть, потом был в рок-клубе фестиваль, второй фестиваль, воронежский, вот я там набрал ребят из других коллективов, мы резко там репетнули, я просто попросил подыграть. Мы бахнули и сразу же получили "Приз зрительских симпатий". Вот, так резко.
Потом мы разогревали команды, которые к нам приезжали: "Звуки Му", "Дети", им очень не везло что мы будем у них на разогреве, потому что на нас толпа бесилась, а на них люди практически расходились, вот и поэтому мы ни разу не испытывали такого чтоб там сказали "Ерунда, пошли отсюда, лажа!" Искусственно нас никто не раскручивал: известность в народе мы приобрели с выходом в Москве третьего и четвертого альбомов. Но тогда нас знали только по записям. Тут даже вспоминается такой случай: в пору становления нашей группы я работал грузчиком на складе. И часто подъезжали машины, из которых доносились песни "Сектора газа". Смешно получалось: шоферу нравились песни, а что поет их тот, кто таскает ему ящики, он и не подозревал. Полнейший андеграунд, конспиративное творчество так сказать.
А в ГАИ я три года отработал, и потом сам написал расписку, что я ухожу, потому что уже тогда начинался "Сектор газа", я думал это две вещи не совместимые. Вот, потом пошел на завод, на "ВидеоФон" воронежский, где делают ВМ-12, видеомагнитофоны, я точил шасси, вот поэтому видаки наши все время так и ломались. Вот, потом я пошел грузчиком работать на СК - завод "Синтетического каучука", это слово СК в нашей песне еще есть, в "Секторе газа", которая называется... Вот, я там кидал каучук, такой очень тяжелый, тюки такие, но зато здоровья прибавилось. Потом работал на холодильнике, мясо грузил, "солутушки" такие тяжелые, здоровые. Вот и уже оттуда начались гастроли. Из грязи в князи!" (Юрий "Хой" Клинских)
Веселые матерные песни Юры Клинских взбудоражили всю страну. Альбомы "Колхозный панк", "Зловещие мертвецы", "Ядрена вошь" расползлись по стране миллионными тиражами. Спрос рождал предложение. Молодежь балдела от похабных перлов Юры. Для него не существовало цензуры, он пел про все и обо всем. Песни Хоя знал весь СССР, причем поклонники не представляли как внешне выглядит их кумир, пользуясь этим по стране разъезжали многочисленные "двойники" и давали концерты под фонограммы группы, работающей только "вживую". Гастроли же самой группы по Союзу были сумасшедшими: Хой бомбил подряд и маленькие ДК и большие площадки типа "Юбилейного" в Питере, и везде залы ломились от желающих послушать его песни. Нередко для Юры концерты оканчивались в КПЗ, часто срывались, так в Таганроге выступление "Сектора" отменили по личному распоряжению начальника местного вытрезвителя, догадайтесь из-за какой песни.
Вот так подкралась к Юре известность. Внезапно. Триумф простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачевской перестройке, голодной до запретных тем.
Популярность группы безгранична, "Сектор газа" слушают не только простые люди, но и профессора и политики - "Сектор газа" нравиться тому же Владимиру Жириновскому. Особенно популярен СГ в провинциальных городах, деревнях и в армии.
"Я человек нормальный, нетщеславный, но когда на концерте, где из пяти тысяч народу - три тысячи солдат, и все требуют ”Пора домой”, и говорят мне после концерта, что это их ”дембельская” песня, то понимаешь, что потихоньку начинаешь входить в народную историю..." (Юрий "Хой" Клинских)
Однако, сам Юрий никогда не стремился к славе: "Мне уже несколько раз предлагали написать книгу о группе, но я этого не хочу. Это такой мой прикол - чем меньше знают о группе, тем больше слухов и тем более она легендарна."
Песни "Сектора газа" не нравятся только всевозможным официальным органам и администрациям, которые люто ненавидели и ненавидят группу, хотя по словам самого Юрия, и слушают песни "Сектора" втихую, как порнуху, но на людях же запрещают и зажимают группу как могут. Благодаря российским средствам массовой информации за группой закрепился штамп "хулиганской", "жлоброкгруппы". "Сектор газа" не любит показывать телевидение, их песни редко услышишь по радио, за все время существования у группы есть всего четыре видеоклипа: "Колхозный панк", "Лирика", "Туман", "Пора домой".
"...Hу а насчет того что нас мало показывают там по телевизору, все это в основном зависит от телевидения самого как такового, нас просто туда не берут, просто при одном слове "Сектор газа", даже если песня хорошая, такая социальная, они ставят крест: "Сектор? Сектор мы не возмем!" (Юрий "Хой" Клинских)
Что касается коллег по сцене, то они по-разному относятся к творчеству "Сектора Газа": одни открыто ненавидят, другие лицемерно заявляют что знать не знают такой группы, третьи признаются в любви, но делают это как правило в узком кругу. А чаще просто завидуют черной завистью необыкновенному успеху воронежской команды.
Несмотря ни на что группа продолжает существовать, Юра Хой не сдается и начинает экспериментировать. И вот летом 1994 года записывается эпохальная панк-опера "Кащей Бессмертный". Написанная на манер старинных дореволюционных русских сказок и музыку популярных западных групп: АС/DC, Ace Of Base, Red Hot Chili Peppers и др., она сразу входит в десятку хит-парадов страны. Этот неожиданный ход принес свои плоды - музыкальные критики преисполняются уважением к "Сектору газа" и называют его "молодой талантливой группой из глубинки".
После выхода "Cказки" о группе ничего не было слышно. Но вот неожиданно для всех в начале лета 1996 года вырвался на экраны ЦТ черно-белый клип "Туман" раскрывающий хронологию войн России, начиная с революции и заканчивая войной в Чечне, для всех было сюрпризом что в песнях группы впервые зазвучала тема Родины. Альбом под кодовым названием "Газовая атака" ознаменовал новый этап в творчестве коллектива: серьезная музыка и философская направленность текстов песен как бы подводила итог пройденного творческого пути. Ребята из группы повзрослели, перестали ругаться матом на концертах, "за исключением может быть нескольких слов и то не считается по тексту песен идет...Я же пою матом не ради мата, а не кривя душой выдаю все, что просится..." говорит сам Юрий Клинских.
Тиражи кассет с записями группы и сейчас достигают астрономических размеров: "...Мы занимаем первые места по продажам. Но я не знаю цифр, потому что в основном это пиратские кассеты. И мы получаем деньги лишь с тех лицензионных кассет, которые выходят в Москве. Вот за счет этого мизера мы и существуем... Девяносто девять процентов наших кассет, которые можно купить по всей стране, - левые. Я иногда в мечтах представляю, сколько бы я авторского гонорара получил, если бы все они вышли официально." (Юрий "Хой" Клинских)
Примечателен тот факт, что если бы Юрий Клинских достиг бы подобного успеха работая в США, он был бы миллионером, принес бы огромную прибыль себе и своей звукозаписывающей компании. А проживая и работая в России, он получает копейки по сравнению с западными "звездами", разъезжая на скромном авто, когда вполне мог бы кататься на "Роллсройсе". Не всякая "звезда" и на Западе может быть на гребне популярности в течении десятка лет. И сейчас тинэйджеры по всей России пишут на заборах и стенах, то что писали когда-то писали десять лет назад их старшие братья: "Сектор Газа", "Юра Хой" и т.д..
В 1997 году осуществлен новый суперпроект - компакт-диск под вызывающим названием "Наркологический университет миллионов", - проблема наркомании стоит сейчас крайне остро, поэтому поп- и рок-музыканты, преисполнившись чувством собственной важности и значимости для судеб человечества, закатывают по этому поводу грандиозные концерты. Правда, толку от этих шоу никакого, зато всем участникам бесплатная реклама по ТВ. "Сектор газа" сделал проще и эффективнее - он посвятил борьбе с наркоманией свой альбом.
"Все упирается в тему. Петь о любви - это банально. Так поступают все популярные группы - слова переставляют и штампуют песни ни о чем. Я нахожу сначала тему. Накопилось много песен про наркологические дела - издал альбом..." - рассуждает Юрий Клинских о современной российской эстраде.-"Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит."
В 1998 году, "Сектор газа", не желая отставать от современных музыкальных тенденций выпускает техно-ремиксы своих старых песен на альбомах "Коллекции", а также записывает отдельный ремиксовый альбом. Причем, технодоктрина Юрия Клинских имеет ярко выраженный альтернативный характер. Доморощенные ди-джеи грувы-фонари-ивановы были сурово проигнорированы, и ремиксы лучших хитов "Сектора газа" лудил DJ Крот (А.Брянцев) из города Воронежа. Налудил он их грамотно, а главное разнообразно. Теперь "Сектор газа" - это и Роберт Майлз, и "Prodigy", и все что между ними. Но из-за разразившегося в России кризиса, выпуск этого нового альбома ремиксов "Extesy" долго задерживался.
Зимой 1999 года на сборнике танцевальной музыки "Двигай попой-6" СГ выпускает один ремикс с этого альбома - "Давай-давай", где Юра довольно прикольно поет дуэтом с молодой солисткой - DJ Русского радио - Воронеж. Так после долгого молчания патриарх отечественного панка снова заявил о своих правах.
В ноябре 1999 года наконец вышел, под лейблом SBA/GALA Records, альбом ремиксов "Extesy", записанный год назад. Вышла и новая "Коллекция" - блок из 11 альбомов на MC и комиксы нарисованные Дмитрием Самборским "Приключение Юры Хоя в царстве зла".
"Год назад вышел наш альбом "Extasy". Это в принципе не альбом, а сборник ремиксов. В 1998 году воронежский DJ Крот предложил мне сделать ремиксы на старые песни "Сектора". Многие исполнители сделали ремиксы, ну и я подумал: чем мы хуже. Это на случай, если кто-то захочет под "Сектор" поплясать в дискотечном варианте. Многие шухернулись (судя по письмам), что я ударился в кислоту. Но это не так. Многие интересуются, в каком стиле играет "Сектор газа"? Дело в том, что в молодости (в 70-е годы) я слушал западный рок, Высоцкого и уже в конце 70-ых "Машину Времени". Так вот, "Сектор газа" - это смесь всего этого. А поэтому я определил стиль группы не иначе как "Фьюжн", т.е. "сплав", т.к. каждая песня "Сектора" - это разный стиль: хард, панк, диско, рэп, металл, бард и многое-многое другое. Сам же я вот уже несколько лет сижу на металле и рэпе. А когда это все вместе - металлический рэп, это для меня полный кайф."(Юрий "Хой" Клинских)
Весной 2000 г. Юрий Хой, Игорь Жирнов(гр. "Рондо") и басист гр."Монгол Шуудан" записали на студии ГАЛА Рекордз альбом "Восставший из ада", сводил альбом Андрей Дельцов. Релиз альбома состоялся 19 октября 2000 года из-за коммерческих интересов ГАЛА Рекордз, не захотевшей выпускать альбом сразу...
"...Я все время стремился к тяжелому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все ж на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы. И сейчас могу сказать, что весь этот "спектральный анализ" я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжелую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжелой музыки восемьсот дисков (а всего - тысяча двести)! И последний альбом - это тяжеляк, клевый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, все делали "по фирме", во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к "фирме". На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе еще не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился… Потому что всегда стремился вперед. " (Ю.Хой)
Ничто не предвещало беды, когда в конце июня Юрий приехал из Москвы в Воронеж. Он хотел, во-первых, навестить семью-жена Галина с дочками Ирой и Лилей постоянно жили в Воронеже. Здесь же живут и родители-Марья Кузьминична и Николай Митрофанович Клинских. А во-вторых, Юрий планировал снять видеоклип на песню "Ночь страха" с нового альбома "Восставший из ада" и доделать экранизацию "Сказки".
К сожалению, клип на песню "Ночь страха" Юра доснять так и не успел, в тот роковой день он как раз собирался продолжить съемку...
4 июля 2000 г. Юрий Клинских "Хой" - национальный герой, любимец армии и народа тихо перешел в вечность, уступив дорогу молодым.
Утром во вторник, 4 июля, в одном из домов по ул.Барнаульской, что на левом берегу, случилось то, что повергло в шок всех поклонников группы "Сектор Газа - от острого сердечного приступа умер Юрий Хой...
Очевидцы рассказывают, что Юра собирался на встречу с телевизионщиками - он снимал новый видеоклип, - когда пожаловался на боль в животе и левом боку. Боль усиливалась, но Хой решил встречу не отменять, мол, поболит и пройдет. А через несколько секунд остановилось сердце. Друзья кинулись вызывать "скорую", но приехавшие врачи оказались бессильны.
Гражданская панихида состоялась 6 июля в кинотеатре "Луч" в центре Воронежа при огромном стечении народа - приехали даже фанаты из других городов. После отпевания в церкви, лидер воронежского панковского движения и солист единственной воронежской группы, сумевшей выйти на общероссийский уровень, был похоронен на Левобережном кладбище г.Воронежа...
Сообщение о смерти Юры в СМИ прошло между делом, вскользь. Многие поклонники до сих пор не верят "слуху" о том, что Хоя больше нет, да и невозможно заставить себя поверить в то, что нет больше среди нас этого замечательного человека.
Его уход по меньшей мере кажется очень странным, в чем-то даже мистическим. Чертова дюжина стала роковым числом для одиозного рокера. В 2000-м году исполнилось 13 лет "Сектору газа". Хой записал 13 песен для ставшего последним 13-го альбома "Восставший из ада". В текстах последнего диска Юрий Хой затрагивал рискованные темы, например, пел от лица мертвых. Если раньше подобные стихи Юрия носили характер шутки, то в "Восставшем из ада" они звучат как трагическое предвидение. Теперь название пластинки "Восставший из ада" обрело очень мрачное и символическое значение, чем никогда не отличался коллектив, которому всегда были присущи ирония и постоянная творческая активность. Видимо, Юра предчувствовал что-то страшное и спешил подвести итог. Успел...
Судьба была всегда благосклонна к Юрию и дала ему осуществить эту давнюю мечту - записать этот тяжелый рэповый полностью мистический альбом, записать перед самой смертью после трехлетнего перерыва, альбом который мы могли бы и не услышать...
Восставший из ада