БАТАЛОВ
Алексей Владимирович
Родился 20.11.1928, Владимир
Народный артист СССР (1976)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1967)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1968) - за участие в фильме "Девять дней одного года"
Лауреат Государственной премии СССР (1981) - за участие в фильме "Москва слезам не верит"
Герой Социалистического Труда (1989)
Лауреат премии "Юнона" (1997)
Лауреат премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2008)
Детство
Вырос в театральной семье. Родители - актеры театра Н. А. Ольшевская и В. П. Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская, а также В. Я. Станицын.
Когда Алеше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате".
В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры - Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.
Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.
С первой женой Ирочкой Ротовой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче. Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война.
Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.
Алексей Владимирович вспоминает: "Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье.
Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме".
Послевоенное время
Вернувшись после войны в Москву, Алексей закончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ. Выбор профессии был естественным: "Я сроду не знал что такое "песочница"! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал. Для меня привычнее было видеть загримированную физиономию, чем обычное лицо. На сцену Художественного театра выходить начал едва ли не с первого своего шага. А поскольку я родился в семье актеров, то и профессию не выбирал, мне на роду было написано стать актером. Когда-то на сцене МХАТа играли сразу девять моих прямых родственников: Ольга Андровская, Николай и Владимир Баталовы, Виктор Станицын…".
Тогда же произошли перемены и в личной жизни. Шестнадцатилетний Алексей зашел как-то к другу и застал там в гостях удивительную красавицу, в которой признал ту самую Ирочку Ротову. Молодые люди сразу решили жениться, но им было по 16 лет, и расписаться из-за юного возраста они не могли. Тогда они купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне "1948.Алеша+Ира=Любовь". Жили по очереди то у одних то у других родителей. Достигнув 18 лет, они узаконили свои отношения. А потом у них родилась дочь Надя.
В 1950 Алексей окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына) Учеба в МХАТовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой - напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей: С.К.Блинникова, В.Я.Станицына, - всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С.Станиславского.
Алексей Владимирович вспоминает: "Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили: "Ну конечно, это его Андровская научила" или "разумеется, это они позвонили, и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою".
По окончании Школы-студии, с 1950 по 1953 год, Баталов был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953 -1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.
Первые шаги в кино
Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм "Тимур и его команда". Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.
Зато позже, когда в 1944 году режиссер Лео Арнштам снимал картину "Зоя" о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников. "Я должен был какую-то фразу произнести. - Вспоминает актер. - Помню руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может именно поэтому после "Зои" я много лет был негоден для кино?".
Популярность
Десять лет спустя И. Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Большая семья" (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой - рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.
После "Большой семьи" популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Еще во время съемок "Большой семьи" Баталов, побывав в цирке, увлекся обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной и женился на Гитане, которая была моложе его на 12 лет.
Встреча с И.Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И.Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А.Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.
Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964). Все герои Баталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.
В "Деле Румянцева" актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей "оттепели".
Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького "Мать". Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея - талантливый и обаятельный Николай Баталов.
Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине "Летят журавли" (1957, режиссер М. К. Калатозов, Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения - солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность - таков Борис в исполнении Баталова.
Роль Гурова в экранизации повести А. П. Чехова "Дама с собачкой" (1960, режиссер И. Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.