АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПАПАНОВ
Анатолий Папанов родился в 1922 году в городе Вязьма Смоленской губернии. Отец — Дмитрий Филиппович, мать — полька Елена Болеславовна Росковская.
В Москву переехал с родителями, поселились на улице Малые Кочки (совр. улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в художественной самодеятельности в популярной театральной студии «Каучук» при заводе.
С первых дней войны — на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В 1942-м тяжело ранен в ногу под Харьковом и в 21 год стал инвалидом третьей группы. Вернулся в Москву и поступил на актёрский факультет ГИТИСа в мастерскую артистов МХАТа М. Н. Орловой и В. А. Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, играя молодого Константина в спектакле «Дети Ванюшина» и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль — Зелёные Штаны».
После ГИТИСа Папанов был приглашён и во МХАТ, и в Малый, но вместе со всем курсом уезжает в Клайпеду, создавать новый театр.
Женится на актрисе Надежде Юрьевне Каратаевой.
1946 — актёр Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью была роль Сергея Тюленина в «Молодой гвардии».
1948 — по предложению режиссёра Андрея Гончарова Папанов переходит в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создаст 50 образов. Некоторые из спектаклей были сняты на киноленту, например, искромётные «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова, где партнёрами Папанова были Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и др.
Умер 5 августа 1987 года на 65-м году жизни в своей квартире от сердечного приступа принимая холодный душ в жаркий день (на тот момент в доме не было горячей воды). На момент смерти в квартире находилось 10 000 рублей — зарплата за киноленту «Холодное лето пятьдесят третьего». Надежда Каратаева впоследствии рассказывала журналу «Фактор»:
«Прошёл, наверно, месяц после похорон. Звонят мне из съёмочной группы фильма 'Холодное лето': „Надежда Юрьевна, а деньги-то Вам Анатолий Дмитриевич успел передать?“. Он же накануне получил за съёмки около девяти тысяч рублей. …Деньги в квартире я не нашла. Спросила зятя, а тот был в шоке, помнит только, что в спальню заходили санитары, искали простыни… — А в милицию Вы о пропаже заявляли? — Нет. Мы все были в шоке. Человека жалко, а деньги…»
1989 — лауреат Государственной премии СССР (за роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего», это его последняя роль в кино, посмертно). Всего Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!».
Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен.
Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» театра Сатиры.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Небесное тело — малая планета № 2480 носит имя Папанова.
В браке с Надеждой Юрьевной у Анатолия Дмитриевича родилась дочь, Елена Папанова, ставшая позже актрисой театра имени Ермоловой.
Анатолий Папанов — яркий самобытный артист широкого диапазона ролей. Папанов успешно исполнял драматические роли (Серпилин, Копалыч и т. д.). Однако всесоюзную популярность он снискал как характерный артист с неповторимой гротескной манерой игры, с нарочито грубой и смачной подачей характера героя, нарочито неправильной речью, острым метким юмором, глупым, громким и не всегда уместным смехом. Наделённый угловатой, грубой внешностью, тяжеловесной мимикой, хриплым голосом, Папанов зло и карикатурно изображал мужланов, хитрых и неотёсанных, скупых и смешных в своей ограниченности и приземлённости. Неподражаемы персонажи, созданные Папановым в «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовой руке». Интересно прочтение Папановым образа Кисы Воробьянинова — трусливого и жалкого.
Наиболее удачной кинокомедией Папанова следует считать гайдаевскую «Бриллиантовую руку». Своей ярчайшей, вдохновенной игрой Папанов затмил всех остальных персонажей, став центральной фигурой фильма. Персонаж Папанова — бандит-контрабандист Лёлик, колоритный, темпераментный, решительный, изо всех сил стремящийся выглядеть солидным и бывалым, однако в результате производящий впечатление полнейшего глупца — точь-в точь как Волк в «Ну, погоди!». Каждое появление Папанова на экране, и даже его закадровые реплики вызывают гомерический хохот в зале. Будучи мелкой сошкой в сложной и непонятной структуре преступного сообщества, занимающегося контрабандой ювелирных ценностей в СССР, герой Папанова всеми силами стремится осуществить задуманное, но непрошибаемая глупость и полнейшая никудышность легковесного компаньона (которого он издевательски называет «Козлодоеу» — А. Миронов) неизменно срывает все планы преступников. Вскоре после выхода фильма его стали цитировать по всему СССР, фразы из него надолго стали модными шутками, причём это были именно папановские фразы, и при воспроизведении люди старались скопировать именно папановскую манеру игры. Сам Папанов считал себя артистом гораздо более широкого кругозора, и эту роль вовсе не считал главной в своей карьере, и порой страдал от того, что в массовом сознании он ассоциируется (а то и просто отождествляется) с тупым, хотя и очень обаятельным Лёликом из «Бриллиантовой руки», да ещё вдобавок и с Волком из «Ну, погоди!».
Квинтэссенцией папановской манеры игры стала роль Волка в сериале «Ну, погоди», озвученная Папановым. По сути, роль Волка включает только отдельные выкрики и междометия (а также несколько песен) и глупый заливистый смех. Смех Волка искренний, отрывистый, хриплый, с кашляющим клокотанием мокроты в прокуренном горле. Он отличается от блеющего, сильно наигранного смеха Лёлика в «Бриллиантовой руке».
Отредактировано filka (2009-11-30 20:24:06)