Калинов Мост — российская фолк-рок группа из Новосибирска. Основана в 1986 г. Дмитрием Ревякиным. Коллектив считается первым представителем фолк-рокового направления в России.
Творчество группы сочетает рок-музыку с влияниями русских народных песен и славянской мифологии. Обращение Ревякина к христианству в 2000 г. отразилось на творчестве группы: от языческих мотивов оно перешло к христианским.
Калинов Мост чаще исполняет не народные песни в рок-обработке, а собственные авторские композиции.
Сам Ревякин характеризует музыкальный стиль «Калинова Моста» во множествах статей и интервью как «новые казачьи песни».
Группа Калинов Мост создана в начале—середине 1980-х годов в Новосибирске. Изначально коллектив представлял собой союз друзей и единомышленников Дмитрия Ревякина, которые познакомились в результате совместной учебы в Новосибирском электротехническом институте. Первые репетиции группы проходили в общежитиях НЭТИ, концерты проводились в ДК и других учреждениях города. Оригинальный («золотой») состав группы включает четырех человек: Дмитрий Ревякин (вокал, акустическая гитара, автор песен), Василий Смоленцев (гитары), Андрей Щенников (бас, бэк-вокал), Виктор Чаплыгин (барабаны). Иногда к группе на короткое время присоединялись приглашенные музыканты, однако в целом золотой состав сохранился вплоть до 1993 года.
Начальный этап творчества Калинова Моста (середина—конец 1980-х) не отразился на студийной дискографии группы, однако до настоящего времени дошли многие концертные записи, например, альбомы «Вольница», «Надо было», «Мелодии голых ветвей»[1]. Тематика ранних песен соответствует тогдашним взглядам Ревякина и его друзей: молодость, свобода, движение хиппи («Сансара», «Надоест нам суета»). Немало песен полностью посвящено любовной и даже иногда семейной теме («Грустная песня», «Весенний блюз»). Чуть позже Ревякин начинает писать песни с более смелыми текстами, чем приближается к своим «идейным» соратникам эпохи рок-клубов. В это время Ревякин пишет немало длинных песен с определенной смысловой нагрузкой, однако небогатых в музыкальном плане. Это, например, такие известные песни, как «Сибирский марш», «Вымыты дождем», «Казак».
В начале 90-х годов появляются первые студийные работы группы: альбомы Выворотень, Узарень, Дарза. Первый из них и частично второй еще сохраняют узнаваемые черты того этапа творчества Ревякина, к которому относятся «Сибирский марш» и другие подобные песни. Однако, на альбоме «Дарза» лирика и образность вытесняют идейность текстов. Ревякин в этот период под впечатлением В. Хлебникова сильно увлекается словотворчеством. Группа начинает выезжать с концертами в европейскую часть России. В этот период большую помощь группе оказал известный музыкант Стас Намин, основатель группы Цветы, который обеспечил запись некоторых альбомов. Также влияние на развитие группы оказало знакомство с Константином Кинчевым, который содействовал в организации первых петербургских концертов группы.
В 1993 года вышел альбом Пояс Ульчи, в котором количество малопонятных образов и словотворчества в текстах превысило их уровень в предыдущих работах. Альбом также характеризуется разнообразием музыки благодаря большому количеству московских музыкантов-сессионников, участвовавших в записи. В конце работы над альбомом в группе произошел конфликт, назревавший достаточно долго до этого. С уходом басиста Андрея Щенникова заканчивается эпоха оригинального («золотого») состава Калинова Моста. Через некоторое время группа вновь собирается с обновленным составом (Олег Татаренко — бас и Александр Владыкин — клавиши, баян), готовит альбом Травень, и далее у группы вновь начинаются проблемы с составом, в результате чего Травень, изначально планировавшийся как полноценный коммерческий альбом, был записан только лайвом на телевидении, и дальнейшая работа группы над новым материалом замедлилась.
В 1997—1998 году группа готовит альбом Оружие. Окончательно покидает коллектив Андрей Щенников, басовые партии на альбоме записывает Олег Татаренко. В 1998 году альбом выходит. Многими критиками он признается знаковым в Русском роке. Примерно в этот же период на лейбле Moroz Records издаются архивные записи Калинова Моста. Благодаря изданию Оружия и архивных записей группа существенно улучшает свое материальное положение, у нее появляется заметное число постоянных поклонников в Петербурге и в Москве. Еще через некоторое время (2001 год) группой издается альбом Руда, и наступает перерыв в релизах на пять лет. За это время группа неоднократно меняет состав, выступает в разных городах страны, записывает материал для нового альбома (запись длилась более двух лет). В этот период состав покидают, а потом снова в нем появляются Анаксагор Владыкин и Олег Татаренко. Также в состав входит гитарист Константин Ковачев, пришедший на смену Василию Смоленцеву. В 2006 году выходит альбом SWA, в котором сделан акцент на лирике. Альбом посвящен памяти супруги Дмитрия Ольги.
В 2007 году выходит альбом Ледяной походъ, радикально отличающийся от предыдущего идейностью текстов. Альбом почти целиком посвящен теме войны, подвига, прослеживается явная симпатия к Белому движению. Большое влияние оказало православие, принятое Ревякиным в 2000 году. Сам Дмитрий Ревякин считает альбом главным в творчестве Калинова Моста, и даже говорит, что «миссия Калинова Моста на этом выполнена».[2] Перед записью альбома в составе вновь происходят изменения — к группе присоединяется басист Андрей Баслык.
В 2009 году выходит следующий альбом Калинова Моста, последний на данный момент, Сердце. Тематика текстов вполне соответствует названию — больше всего текстов на тему любви. Как и SWA, альбом посвящен памяти Ольги. Перед работой над альбомом группу покинул Анаксагор Владыкин, в результате чего концертное звучание группы сильно упростилось, однако на альбоме Сердце это компенсируется сложностью гитарных аранжировок, записанных множественными студийными наложениями. В июле 2009 года группа неожиданно для многих стала хедлайнером целого ряда фестивалей: Нашествие, Сердце Пармы (Пермский край) и Рок-Этно-Стан (Свердловская область).