Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
Жанр историческая драма
Режиссёр Александр Митта
Автор сценария Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта
В главных ролях
Владимир Высоцкий
Алексей Петренко
Оператор
Валерий Шувалов
Композитор
Альфред Шнитке
Кинокомпания
Мосфильм
Длительность
100 мин.
Страна
СССР
Год
1976
«Сказ про то, как царь Пётр ара́па жени́л» — советский кинофильм 1976 в жанре мелодрамы, снятый по мотивам произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого».
В ролях
* Владимир Высоцкий — Ибрагим Ганнибал
* Алексей Петренко — царь Пётр
* Иван Рыжов — Гаврила Афанасьевич Ртищев
* Ирина Мазуркевич — Наташа
* Михаил Кокшенов — Сергунька Ртищев
* Семён Морозов — Говоров
* Валерий Золотухин — Филька
* Михаил Глузский — Балакирев
* Олег Табаков — Ягужинский
* Владимир Меньшов — Меншиков
* Николай Сергеев — Афанасий Ртищев
В эпизодах
Андрей Файт, Людмила Чурсина, Ирина Печерникова, Виллор Кузнецов
Съёмочная группа
* Звукорежиссёр — Лев Трахтенберг
* Автор песни — Роман Сеф
Сюжет
Однажды Петру I был подарен маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал.
Смышленый мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой учёный, да ещё из «варварской Росии», но и как воин, раненный в бою и награждённый королём за героизм, он становится одним из наиболее интересных при дворе людей (по крайней мере для дам). В итоге: любовница Ганнибала — замужняя дама рожает черного ребёнка, скандал, дуэль с мужем-рогоносцем и убийство последнего, высылка в Россию.
Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбляется в дочь богатого и знатного боярина Гаврилы Ртищева — Наташу, которая побаивается этого черного человека. Петр решает женить своего крестника на Наташе, желая при этом «укоренить» Ибрагима на русской земле. Арап, зная об отвращении Наташи к себе, отказывается взять её в жены. Эта непокорность воле царя меняет к нему отношение Петра — он запрещает Ибрагиму показываться себе на глаза.
Но, со временем, Наташа понимает, что любит этого странного, но такого замечательного человека, и сама приходит к нему, после того, как Ибрагим из благородства пытается устроить её свадьбу со своим соперником (пользующимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Наташи).
Они просят прощения у царя, однако, даже в этот момент, Ибрагим пытается доказать Петру правильность своих убеждений, но тот затыкает ему рот со словами: «Прощаю, только молчи, а то опять поссоримся».
Награды и примечания
В 1976 году занял 6-ое место в кинопрокате (33 млн 100 тыс. зрителей)
Высоцкий в фильме
По воспоминаниям В. Фрида Высоцкий был очень рад возмжности сыграть роль "интеллигентного человека в неинтеллегентном мире. Он страстно включился в работу, и не только как актёр. Прошло всего несколько дней, и Владимир Семёнович принёс две песни для фильма: «Разбойничья» и «Купола».
Но, когда фильм монтировали, стало ясно, что эти песни «задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться»[2]. И поэтому, хотя уже было определено в каких эпизодах будут звучать эти песни, Александр Митта решил от них отказаться.