Антонио Бандерас
Хосе́ Антонио Доми́нгес Банде́ра (исп. José Antonio Domínguez Bandera), более известный как Анто́нио Банде́рас, — первый испанский актёр, который добился широкого признания в Голливуде.
В детстве Антонио мечтал стать футболистом, так как в школе футбол был одним из основных его хобби, в котором он, к тому же, весьма преуспел. Однако приоритеты мальчика немного сместились после того, как в 14 лет он посмотрел мюзикл "Волосы" /Hair/ в исполнении труппы местного театра Малаги. Находясь под впечатлением, он поступил в актерскую школу и присоединился к одному из театральных коллективов города. Дебют Бандераса на большом экране состоялся в 1982 году - Педро Альмадовар пригласил его в свой фильм Лабиринт Страстей /Laberinto de pasiones/, его первый гонорар составил около 100.000 песет. Актер продолжал сниматься в большом количестве испанских фильмов разного масштаба, но именно ленты Альмадовара способствовали значительному профессиональному росту актера. Так в 1985 году очередной толчок карьере Бандераса предала лента Альмадовара "Матадор", а вскоре вышли еще несколько их совместных картин. К началу 90х годов Бандерас решил пробивать себе дорогу за пределами испанского киноматографа - первый фильм, снискавший некоторую известность в других странах, был "Короли Мамбо" /The Mambo Kings (1992)/. Первым же серьезным шагов в голливуде стала роль любовника героя Тома Хэнкса в оскароносной "Филадельфии". Затем было "Интервью с Вампиром" с Томом Крузом и Брэдом Питтом, "4 комнаты" Квентина Тарантино и "Отчаянный" Роберта Родригеса, принесший Бандерасу долгожданную популярность во всем мире. С 95 по 99 год Антонио снялся более чем в 10 картинах, наиболее популярными из которых были "Эвита" с Мадонной, "Маска Зорро" с Кэтрин-Зетой Джонс. "Бей в Кость" и "13 Воин", на который возлагались (судя по стомиллионному бюджету) большие надежды, провалились в коммерческом и художественном аспектах. В 1995 году на съемочной площадке фильма Двое - Это Слишком /Two Much/ испанского режиссера Фернандо Труэба разгорелся роман между Бандерасом и Мелани Гриффит - актриса бросила ради него Дона Джонсона, а сам Антонио расстался со своей женой, с которой был вместе с 1988 года. Уже через год возлюбленные сыграли свадьбу, а еще через некоторое время у них родилась дочь. В 1999 году Бандерас решил попробовать себя в качестве режиссера, сняв свою супругу в фильме "Crazy in Alabama". Фильм был встречен критиками довольно сдержанно - Бандерас был явно далек от проблем Америки 60х годов, освещавшихся в картине, а потому его первый блин на режиссерском поприще вышел комом. Актерская же карьера Бандераса продолжала набирать обороты - сотрудничество Бандераса с Робертом Родригесом вылившееся в свое время в мегапопулярного "Десперадо" имело не менее успешное продолжение - трилогия о "Детях Шпионах" пользовалась большой любовью зрителей по всему миру - пользуясь этим Родригес решил выпускать по одной ленте про маленьких агентов в год, до тех пор, пока главные актеры не вырастут из экранных образов. В 2003 году Родригес снял аж 2 ленты с участием Бандераса, ставшие заключительными работами каждая в своей трилогии - "Дети Шпионов 3" и "Десперадо 2: Однажды в Мексике" стали одними из самых долгожданных картин года.
История жизни Антонио Бандераса
Как и все местные мальчишки, купался в море, играл в футбол, часами просиживал у маленького черно-белого телевизора. В 14 лет Бандерас устроился на работу в местный театр. "Сверстники увлекались рок-н-роллом, а для меня ничего не существовало, кроме театра", — вспоминал он. "Мы все время жили на колесах, переезжая с представлениями из деревушки в деревушку. Приходилось быть и рабочим сцены, и костюмером, и гримером, и осветителем. Здорово было". Мать Антонио надеялась, что суровая гастрольная жизнь образумит сына, но случилось обратное — он еще больше заболел театром. Закончив в 1980 году Национальную школу драматического искусства, Бандерас, одержимый своей мечтой, уехал из тихой Малаги в Мадрид. "Мне повезло, что я оказался в столице именно в тот момент. После смерти Франко в искусстве начался бум, который продолжался несколько лет. Это называлось La Movida, "движение". Появились новые дизайнеры, режиссеры, новая музыкальная молодежь. Наконец-то можно было говорить, что думаешь, и идеям не было конца".
За три года Антонио сменил много мест: работал официантом, продавцом, бесплатно участвовал в экспериментальных постановках. Наконец Бандераса приняли в труппу Национального театра Испании. Шесть лет он играл все, что предлагали, — от классики до Брехта и американской драмы. В 1982 году после спектакля за кулисы к Бандерасу пришло само будущее. Педро Альмодовара в то время еще не знал никто. "Помню, открывается дверь и входит дикий такой, потрепанный тип, режиссер андеграунда, славившийся тем, что не признает никаких правил. Спрашивает, хочу ли я сниматься в кино. Я говорю: "Конечно, а о чем кино?" Он отвечает: "Про шайку сумасшедших из Мадрида". Я подумал тогда, что этот режиссер сам или сумасшедший, или гений. Он оказался и тем и другим". Так было положено начало 10-летнему сотрудничеству, благодаря которому и Альмодовар, и Бандерас стали звездами мирового кино.
В то время Антонио слыл немыслимым донжуаном. "Я пользовался успехом у противоположного пола", — говорит он с хитрецой в глазах. — Мадридские женщины были не такие, как мои подружки в Малаге. Они казались и более земными, и более сложными. И такие чудесные выдумщицы!" Но неожиданно для себя Антонио по уши влюбился. Зашел в кафе неподалеку от Национального театра выпить чашку кофе — и замер, увидев изящную девушку с темными волосами и большими глазами. Он мгновенно понял, кого так долго искал. Ее звали Ана Леса, она тоже была актрисой. Антонио принялся завоевывать ее сердце. Дарил цветы, писал стихи и даже сочинял песни. Через девять месяцев они поженились. Родители Антонио сразу полюбили Ану и стали относиться к ней как к дочери. Так же тепло был принят Антонио в семье Аны. Друзья были в изумлении: невероятно, чтобы бывший Казанова был так безнадежно влюблен. Он казался другим человеком — и был другим человеком, как утверждал сам: "Встретив Ану, я почувствовал себя гораздо счастливее. Теперь рядом со мной был человек, с которым я мог поделиться всем — и хорошим и плохим".
В 1988 году Альмодовар выпустил свой самый знаменитый фильм "Женщины на грани нервного срыва", который был удостоен чести открывать фестиваль в Каннах. А Бандерас стал национальным героем, хотя у него была сравнительно маленькая роль. Картина получила "Оскара", и на церемонии вручения премии Антонио познакомился с Мелани Гриффит, которую раньше он видел только в кино, в фильме "Деловая женщина". "На ней было белое платье с жемчугом. Почему-то это застряло в памяти. Но она прошла дальше, а я стал опять глазеть на других звезд. Странное, странное было чувство". Бандерас вызвал тогда огромный интерес у киноэлиты. Ведущий Билли Кристл представил его публике как новый секс-символ, пришедший на смену Ричарду Гиру. Неожиданно для всех Мадонна заявила, что Антонио — тот мужчина, с которым она больше всего хотела бы оказаться в постели. Приехав в Испанию, она пригласила Бандераса на презентацию своего нового фильма. Антонио появился, но... под руку с Аной. Когда Мадонна увидела их вдвоем, она закрылась в ванной и долго негодовала. "Мне просто не верится, что он может привести с собой жену! Это катастрофа!" Но для самого Антонио никакой катастрофы не было. "Высказывания Мадонны стали для меня бесплатной рекламой. Мы с Аной были благодарны ей. Если женщина находит меня привлекательным — прекрасно. Но я должен был ясно дать понять, что у меня есть жена и мы с ней счастливы".
Прошел год. Американский режиссер Глимчер пригласил Бандераса на пробы для картины "Короли мамбо" про братьев-музыкантов с Кубы. Антонио, вернувшись в Мадрид, тут же нанял репетитора, чтобы поставить английское произношение. Бандерас работал как зверь и в конце концов мог, разбуди его среди ночи, произнести любую реплику из картины на чистом английском. На съемках "Королей мамбо" Антонио провел полгода и с каждым днем все больше влюблялся в Америку. Он чувствовал, что с этой стра ной связано его будущее. "Что бы ни случилось, как бы ни был принят фильм, я правильно сделал, что согласился на эту роль". "Короли мамбо" не оправдал рекламной шумихи, предшествовавшей его выходу на экраны, но сделал свое дело. Если до этого Штаты оставались единственной страной на Западе, где не сияла звезда Бандераса, то после проникновенно сыгранной роли Нестора его стали замечать и американские режиссеры. Предложения не заставили себя долго ждать. Первое — роль в картине "Дом духов" Бандерас с радостью поработал в компании голливудских знаменитостей, получив огромный гонорар. Потом был фильм Джонатана Демма "Филадельфия" и знакомство с Томом Хэнксом. Перед Бандерасом открывались все новые двери. Картины следовали одна за другой. И чем успешнее складывалась его карьера в Америке, тем больше менялась его жизнь. Сначала Ана повсюду ездила с ним на съемки, но один проект сменялся другим, и у нее скоро поубавилось желания мотаться по свету. К тому же она не разделяла любви мужа к Соединенным Штатам.
Бандерас много работал. На очереди был "Отчаянный" Роберта Родригеса. Режиссер увидел Бандераса в одной из картин Альмодовара: "Меня поразило, как он двигается. Он полон упругой энергии, которая бывает только у испанцев и итальянцев, и умеет так мобилизовать эту идущую из нутра силу, что ему нельзя не верить". "Возможно, я взял больше от танцоров фламенко и тореадоров, чем от Терминатора", — говорил Антонио.
Вслед за "Отчаянным" Бандерас заключил контракт еще на три фильма подряд. Особенно интересными были съемки картины "Перебор". Во-первых, ставил ее соотечественник Бандераса Фернандо Трубэа. Во-вторых, ему предстояло работать с Гриффит, одной из его любимых американских актрис. "Я с нетерпением ждал новой встречи". Бандерас клялся, что в течение съемок их отношения с Гриффит оставались платоническими. Муж Мелани Дон Джонсон навещал жену, к Антонио приезжала Ана. Бандерас пытался убедить себя, что их с Мелани взаимное влечение развеется само собой, когда съемки закончатся. "Но этого не произошло. После съемок мы часто перезванивались, потом опять встретились, и вот тут я понял, что по-настоящему влюблен". Об их романе немедленно стало известно, кто-то даже писал, что эта рекламная уловка для создания ажиотажа вокруг "Перебора". Устав от сплетен, они предстали перед камерами на вручении наград за лучшие видеофильмы в июне 1995 года. "Именно в тот день мы решили, что пора расставить все по местам, иначе пресса с ее домыслами превратит нашу жизнь в полный кошмар", — говорил Бандерас. Они вместе появились на публике, держались за руки и все время целовались. Нетрудно догадаться, какой сильной была взрывная волна от этого события. Скандальные хроники праздновали день урожая. Фотографы не пропускали ни одного их поцелуя на публике. Теперь, когда их отношения перестали быть тайной, казалось, что все хотят на этом заработать.
Бандерас всегда считал себя прежде всего испанцем, поэтому и не думал покупать дом в Лос-Анджелесе, хотя начиная с 1991 года проводил в Калифорнии все больше времени. У Гриффит, несмотря на наличие двух детей, в тот момент тоже не было постоянного дома — в результате развода с Джонсоном, которого она с трудом добилась, она лишилась всей своей недвижимости в Калифорнии. Некоторое время Антонио и Мелани жили порознь — каждый был связан своим контрактом и должен был находиться там, где происходят съемки.
Фильм "Убийцы" снимался в Сиэтле. Бандерасу предстояло сыграть предприимчивого убийцу, вознамерившегося убрать своего бывшего хозяина, которого играл Сталлоне. Как-то в выходные, когда они с Мелани спали, раздался жуткий стук в дверь. На пороге стояла Ала — сама обида и гнев. Она умоляла не зачеркивать прожитых вместе лет, говорила, что их связывают кровные узы, что ничего у него с Мелани быть не может. Ана просила Антонио вернуться к ней. Но это было бесполезно. Получив выговор за бестактный визит, Ана не собиралась сдаваться. Она заявила испанской прессе, что, несмотря ни на что, не хочет давать развода. Как раз в то время Антонио должен быть ехать в Испанию. Пора было познакомить родителей с Мелани, Антонио хотелось получить их благословение.
В Испании буквально каждый шаг Антонио фотографировался, записывался на магнитофон, снимался на пленку и регистрировался на бумаге. Газеты тут же заклеймили Гриффит как разрушительницу домашнего очага и шлюху. Ану почитали как великомученицу, которая ждет возвращения блудного мужа. Бандераса, что интересно, пресса жалела: черт попутал, с кем не бывает, окрутила испанца развязная американка. Родственники Антонио едва поздоровались с Мелани. Ей дали ясно понять, что она здесь чужая. Ледяной прием оказал на Антонио действие, прямо противоположное тому, на что рассчитывали родители. Он твердо решил, что останется с Мелани. Никто не вправе добиваться его разрыва с той, которую он любит. Бандерас понимал, что шумиха вокруг его личной жизни очень тревожила продюсеров. Многое зависело от "Отчаянного", первого фильма с Бандерасом в главной роли. Это была возможность проверить, может ли одно только его имя привлечь зрителей в кинотеатры. Фильм вышел на экраны, и его успех превзошел все ожидания.
Наконец состоялся развод с Аной. Нельзя сказать, что Бандерас совсем не переживал по этому поводу. Он очень жалел Ану и понимал, что не только теряет ее навсегда, но и надолго расстается с родиной.
Следующая роль — Че Гевара в экранизации рок-оперы "Эвита". Тут-то и встретились снова на одной съемочной площадке Бандерас и его давняя почитательница Мадонна. Гриффит поехала с ним. Она не хотела дать возможность Мадонне соблазнить Антонио и ни на шаг не отходила от него. К тому же именно тогда Гриффит объявила, что ждет ребенка, который и появился на свет осенью 1996 года. А в мае в Лондоне Антонио и Мелани поженились. Церемония заняла 15 минут.
Вскоре Антонио сыграл еще одну блистательную роль — воинственного Зорро для Стивена Спилберга, — которая позволила ему не только вволю поскакать верхом, но и изобразить на экране галантного и благородного испанца.
Сейчас Антонио, похоже, не заботит ни повышенное внимание публики, ни падение ее интереса, которое кое-кто предрекает. "Я не испытываю страха. Я занимаюсь своим делом уже 20 лет и верю только в то, что происходит между командами "мотор" и "стоп". К этому я шел всю жизнь". Бандерас гасит последнюю сигарету, откидываться в кресле и, улыбаясь, говорит: "Ведь я, как любой актер, просто не хочу взрослеть!"
Фильмография Антонио Бандераса
Закон желания [1987]
Женщины на грани нервного срыва [1988]
Интервью с вампиром: Дневники вампира [1994]
Незнакомец [1995]
Четыре комнаты [1995]
Отчаянный [1995]
Наёмный убийца [1995]
Маска Зорро [1998]
Бей в кость [1999]
Дети шпионов [2001]
Соблазн [2001]
Дети шпионов 2: Остров несбывшихся надежд [2002]
Экс против Сивер [2002]
Фрида [2002]
Однажды в Мексике [2003]
Мечтая об Аргентине [2003]
Панчо Вилья [2003]
Дети шпионов 3-D: Игра окончена [2003]
Шрек 2 [2004]
Легенда Зорро [2005]
Маска Зорро 2 [2005]
Держи ритм [2006]
Шрек-третий [2007]