Тарантино: «Мой фильм по технологиям опережает “Звездные войны”!»
На фестивале Comic-Con Квентин Тарантино удивил зрителей показом семиминутного фрагмента своего многострадального вестерна «Омерзительная восьмерка». Действие этой картины, снятой на 70-миллиметровую пленку, разворачивается после гражданской войны в США. Восемь героев, одни из которых заняты тем, чтобы поддерживать закон, а другие — чтобы его нарушать, вынуждены спасаться от снежной бури в галантерейной лавке. Обстановка накаляется, ведь у этих колоритных личностей есть причины друг друга ненавидеть. Перед началом пресс-конференции журналистам Deadline удалось поговорить с режиссером о доработке текста «Восьмерки», выборе актеров на главные роли, работе над широкоформатным кино и защите авторских прав сценаристов.
После того, как сценарий был слит в сеть, вы решили отказаться от съемок. Затем пригласили звезд на публичную читку и передумали. Для работы вы использовали 70-миллиметровую пленку, вынудив Харви Вайнштейна разыскивать и собирать широкоформатные проекторы для кинозалов страны, чтобы хоть часть аудитории смогла увидеть этот фильм в таком виде, в каком картины снимались раньше. Все эти решения как-нибудь повлияли на первоначальный замысел проекта?
Первоначальный замысел… С того времени уже как будто тысяча лет прошла. Скорее, эти события повлияли на процесс работы над текстом. Я хотел, чтобы сценарий отличался от того, что было написано сначала. Я планировал создать три версии сценария к «Восьмерке». В первом тексте появилось множество сюжетных линий, которые нужно было связать воедино, но я даже не пытался это сделать, так как знал, что к появлению третьего варианта все само встанет на свои места. А когда сценарий просочился в сеть, вся последовательность действий у меня в голове развалилась, и потому я так негативно отреагировал. Но потом я спустил пар и продолжил работу. К моменту публичного чтения сценария я его немного доработал, и он стал походить на второй черновик. Вследствие этих изменений пятая глава стала совсем другой. Но и этот вариант не был окончательным.
Это заключительная часть картины?
Фильм поделен на пять глав, так что — да. Перед съемками я никогда не репетирую с актерами, но к публичному чтению сценария «Восьмерки» мы готовились три дня. Оно того стоило: я получил много лестных отзывов. Никогда в моей практике не бывало такого, чтобы положительная реакция предшествовала фильму. После этого поездки по городам с целью показа ленты именно на 70 миллиметрах не кажутся таким уж большим трудом, ведь я как никогда уверен в своем материале*.
Вы в очередной раз собрали команду блестящих актеров. Известно, что источником вдохновения послужили сериалы-вестерны, которые вы видели в детстве. Расскажите об участии в «Восьмерке» Брюса Дерна. Ведь он часто играл в подобных телевизионных проектах в 60-е.
Если бы на дворе был 1969 год, Дерн стал бы исполнителем роли, которую сейчас играет Уолтон Гоггинс. С его участием сделано очень много типично «брюсовских» сцен. Но оставим Дерна с его «Дымками из ствола» (Gunsmoke) и рассмотрим пример Курта Рассела. Он тоже постоянно снимался в сериалах вроде «В поисках приключений »/The Quest и «Путешествия Джейме МакФитерза»/The Travels Of Jamie McPheeters. Ко всем этим шоу есть отсылки в сюжете «Омерзительной восьмерки». С таким же набором персонажей в конце 60-х я бы взял Дерна на роль Мэнникса, Джоном Рутом (его играет Рассел) стал бы Клод Экинс, а майором Уорреном (исполняет Сэмюэл Л. Джексон) — Билл Косби.
Вы уже работали с Джексоном, Расселом, Тимом Ротом и Майклом Мэдсеном… В этот раз к вашему постоянному ансамблю примкнули Уолтон Гоггинс, Дженнифер Джейсон Ли и Демиан Бишир. Кто-нибудь из них смог вас удивить?
Определенно, Дженнифер. Хотя Демиан играет мексиканца Боба совсем не так, как я задумывал, и поначалу его исполнение этой роли вводило меня в ступор. В случае с героями Сэма, Уолта, Курта, Тима и Майкла могу сказать, что придумывал их образы специально для этих ребят, и они идеально соответствуют своим ролям, поддерживая заданный ритм диалогов. Они приумножили то, что есть на страницах сценария, но я этого и ожидал. Что касается Дженнифер, ей досталась роль Дэйзи Домерг. Сама актриса должна была наполнить жизнью этот образ. То, что было прописано на бумаге, могло быть сыграно 15 различными звездами, и получилось бы 15 разных Дэйзи. Короче говоря, простого прослушивания было мало — я искал женщину, которая смогла бы полностью принять эту роль. Мне предстояло выбирать осторожно, чтобы не прогадать с тем, как раскроется этот цветок. И в итоге он раскрылся, цветет и пахнет. Дэйзи Домерг — один из моих лучших персонажей. Она — воплощение той силы, с которой приходится считаться, хотя даже не подозревает об этом. Да и я не мог предположить, что она такой станет. Это тот случай, когда надо довериться актеру и посмотреть, во что все выльется.
Для работы нужно было добыть кучу снега. Ходят слухи, что вы и Алехандро Гонсалес Иньярриту, работающий над «Выжившим», столкнулись с определенными сложностями в связи с этим.
В моем случае это преувеличение — Иньярриту пришлось куда труднее. В первый месяц снега не было вообще, а потом нас завалило. Однако это только сделало фильм круче. Снег выглядит просто потрясающе. Не знаю, удалось ли Алехандро добиться того, что ему было необходимо.
Вы говорили, что трудитесь над самым широкоформатным фильмом из всех, какие когда-либо снимали. Также вы хотели напомнить, что это-то и есть настоящий кинематограф…
Мы получали кайф от съемок на 70-миллиметровую пленку, а также от просмотра того, что сделали за день. Каждую сцену мы просматривали в здании Гильдии режиссеров, так что я привык к широкому формату, а иностранные дистрибьюторы уже задумались над тем, как лучше его показывать. Мы использовали оптику от камеры Ultra Panavision 70**. Такой объектив теперь задействован на съемках новой части «Звездных войн». Никогда бы не подумал, что мой фильм по технологиям будет опережать «Звездные войны»! Теперь, когда у нас есть подходящие проекторы, поглядим, как пройдет показ на больших экранах. Я лично привезу фильм и нужное оборудование в 100 кинотеатров страны, то есть охвачу примерно по два зала в каждом штате. Пока никто не может сказать точно, что из этого выйдет.
Вы выступаете не только за использование пленки в съемочном процессе, но и за и неприкосновенность прав на сценарий…
Признаюсь, я жалею, что подал иск на издание Gawker. И это не потому, что стал лучше относить к его сотрудникам — они гады, если честно. Но иск усложнил рабочий процесс. Беда в том, что подробности сценария были слиты, а ответственности за это в Голливуде никто не несет. Я побушевал, повозмущался, и, быть может, эти люди поняли, что так поступать нельзя. Скандал с Gawker был показательным примером того, что по-настоящему важно для меня. Я имею в виду ту безответственность, с какой у нас ведется бизнес.