«Человек в высоком замке». Перед лицом неуправляемой угрозы
Телеканал Amazon, выпустивший осенью мощную и весьма оригинальную драму «Десница Божья» (Hand of God), вновь вызывает зрителя на серьезный диалог. Основанный на романе Филипа К. Дика сериал «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle) отличается от всего, что сейчас показывает американское телевидение, и без сомнения привлечет к экранам даже самую требовательную аудиторию. Спродюсированная Ридли Скоттом антиутопия — это стильное, уникальное с точки зрения жанровой принадлежности и масштабное зрелище, позволяющее зрителям во всей зловещей красоте увидеть не что иное, как нацистскую Америку...
Действие сериала, относящегося к редкому нынче жанру альтернативной истории, разворачивается в 1962 году в мире, где во Второй мировой войне победили нацисты. США теперь поделены на три зоны: марионеточное японское государство, нацистская Америка и нейтральная территория. Главные герои встают на скользкий путь сопротивления режиму, подвергая себя и близких ужасной опасности, но слишком велик соблазн пожить в свободном мире. Откуда они о нем знают? Из кадров кинохроники, которые распространяют в качестве антипропаганды подпольные сопротивленцы. В фильме под названием «Когда наестся саранча» показывается, как Германия и Япония проиграли Вторую мировую, а снял эту агитку некий загадочный Человек в высоком замке. Среди тех, в чьи руки попала одна из копий любопытной кинохроники, оказалась девушка по имени Джулиана, ставшая одержимой идеей узнать всю правду о снявшем этот фильм человеке и вожделенной свободе. Череда событий приводит ее в один из городов нейтральной зоны, где она знакомится с Джо. Последний сам вызвался помогать участникам сопротивления, но вскоре зрителям предстоит узнать о его личности кое-что из ряда вон выходящее...
Отметим, что режиссер с мировым именем Ридли Скотт взялся продюсировать этот сериал не для галочки и уж точно не только для того, чтобы своей персоной сделать драме хорошую рекламу. Для короля высокобюджетной научной фантастики поспособствовать экранизации «Человека в высоком замке» было фактически делом чести. Тем более, что его «Бегущий по лезвию» снимался тоже по Филипу К. Дику, и именно в те времена Ридли впервые взял в руки роман The Man in the High Castle. В новом проекте Скотт отвечал, в числе прочего, за визуальную составляющую, что сложно не заметить. Вдохновившись работами оскароносного оператора Витторио Стораро и художника-урбаниста Эдварда Хоппера, он помог создателям антиутопии изобразить беспросветный, аскетичный, но при этом стильный мир, в котором доминируют чернильно-черный, мертвенно-серый и грязно-красный цвета. По словам Ридли, для него это не просто эстетический аспект. Визуальная сторона проекта — это та авансцена, которая делает данную историю достоверной, нагнетает тревогу и способствует глубокому погружению героев и, соответственно, зрителей в жуткий нацистский мир.
Основной сценарист драмы, Фрэнк Спотниц, — тоже не последний человек в телеиндустрии, к тому же неравнодушный к политике. Помимо того, что он является одним из авторов «Секретных материалов» (The X Files), проживающий в Париже Фрэнк известен своими резкими высказываниям в адрес американской политической системы. По мнению многих критиков, вселенная The Man in the High Castle не сильно отличается от того, что происходит во многих государствах в настоящее время. Да, в современных американских больницах пока не сжигают инвалидов по вторникам, но в нашем мире происходит много чудовищных вещей, которые даже нацистам могут показаться совершенно бесчеловечными. По словам Спотница, благодаря этому сериалу каждый зритель «получит возможность постигнуть суть того, чем мы являемся сейчас, глядя на то, какими мы могли стать».
В актерском составе шоу нет громких имен, но, как следует из практики, многим проектам они противопоказаны. Иногда нужно позволить зрителю абстрагироваться от личностей актеров во время просмотра и сосредоточиться на событийном фоне. «Человек» — это как раз такой случай. Главные роли в сериале исполняют Алекса Давалос («Хроники Риддика», «Город гангстеров»/Mob City) и Люк Клеинтенк («Подозреваемый»/Person of Interest), а компанию им составили Руперт Эванс («Флеминг: человек, который хотел стать Бондом»/Fleming: The Man Who Would Be Bond), Ди Джей Куоллс («Нация Z»/Z Nation), Кэри-Хироюки Тагава («Смертельная битва: Наследие»/Mortal Kombat: Legacy) и Руфус Сьюэлл («Столпы Земли»/The Pillars of the Earth).
При всех расхождениях в сюжете, драме, по оценкам критиков, удалось сохранить провокативный дух оригинала, используя при этом страх американцев перед агрессорами и захватчиками. Гнетущая музыка, свастика на флагах, арийские профили и точеные скулы нацистов-шестидесятников, и никакого вам Элвиса, никаких хиппи — в этом сериале все работает на то, чтобы заставить зрителей ужаснуться такой альтернативной истории.
«Посмотрите вокруг, — говорит Спотниц, — настало время страха. Люди выбиты из колеи. Угроза повсюду, и она неуправляема... Думаю, наш проект дает все возможные ответы на вопрос о том, как бороться с этими страхами. И хотя он не имеет никакой политической подоплеки, альтернативная история, рассказанная в нем, может стать для всех нас пугающим напоминанием о том, что свобода и справедливость не являются чем-то само собой разумеющимся...».