Ной Хоули: «“Фарго” — лучшая версия плохой Америки»
В недавнем интервью сценарист Ной Хоули поведал о том, как создавался второй сезон криминальной драмы «Фарго» (Fargo), особенное внимание уделив его стилистике и эстетике. Также шоураннер поделился с журналистами тем, какие фильмы Итана и Джоэла Коэнов влияют на его творчество, и сказал пару слов о давлении, которое было оказано на него после безоговорочного успеха первого сезона этого мрачного сатирического сериала.
Напомним, во втором сезоне Хоули перенес действие шоу почти на тридцать лет назад, в депрессивный и тяжелый для Америки 1979 год. На этот раз главным героем стал молодой Лу Солверсон (Патрик Уилсон), уже знакомый зрителям по первому сезону, где персонаж предстал вышедшим на пенсию офицером полиции и владельцем небольшой закусочной. В новой главе он расследует кровавую резню в придорожном кафе неподалеку от маленького провинциального городка Луверн. И вновь, как это часто бывает во вселенной братьев Коэнов, среди снежного бурана, в котором непонятно, кто положительный, а кто отрицательный герой, столкнутся добропорядочные граждане и отъявленные негодяи. По словам самого Ноя, «Фарго» — это лучшая версия плохой Америки.
Какой первый фильм Коэнов вы посмотрели?
По-моему, «Воспитывая Аризону». Не знаю, основан ли он на реальных событиях, но очень похоже на то. Я долго был под впечатлением от изобретательности монтажа, точности описаний и образов, а также от девятой симфонии Бетховена, исполненной на дребезжащем банджо. Я по сей день не видел и десяти минут другого настолько же крутого фильма. С тех пор никто не снял ничего подобного. Каждый жанр, за который берутся Коэны, кажется полностью раскрытым, при этом они создают свой уникальный стиль.
Какой фильм братьев вы можете назвать самым любимым?
Выбор сильно зависит от моего состояния. Порой я склоняюсь к «Старикам тут не место», а иногда настроен на «Большого Лебовски». А ведь это, как вы понимаете, абсолютно разные картины. Мне кажется, давно пора вводить подкатегории коэновских фильмов. Спрашивать, какой из них лучше, — все равно что интересоваться, любите ли вы комедии или детективы. Творчество Коэнов — неиссякаемый источник. Просто вспомните ленту «Серьезный человек»: в ее сюжете переплетены драма, комедия и поучительная история.
Очевидно, вы изучили фильмы Коэнов вдоль и поперек…
Я действительно обращаюсь к коэновским картинам, когда обдумываю тот или иной сюжетный поворот сериала. Но я не пытаюсь для каждой новой серии вытащить из этих лент элементы или истории, которые можно было бы обыграть в шоу. Их фильмы просто становятся частью меня на подсознательном уровне.
Без сомнения, в первом сезоне много отсылок к фильмам Коэнов.
Определенно, они есть. Некоторые из аллюзий стали частью кинематографического языка. Существует некая вселенная созданных Итаном и Джоэлом образов и архетипов, которые уже стали культовыми. В нашем «Фарго» они появляются как дань уважения оригиналу и пасхалки для преданных поклонников. Но это не значит, что сериал становится предсказуемым. Напротив, в нем постоянно присутствует напряжение от ожидания развития сюжета. Помните, как в первом сезоне мы внезапно перепрыгнули через год и сделали Молли Солверсон беременной? Это был ход в духе большого кино.
По-видимому, коэновская эстетика перешла во второй сезон.
Да, отсылки к фильмам через узнаваемые архетипы — это часть наработок для шоу. Однако на телевидении сегодня ситуация обстоит таким образом, что аудитория большинства проектов стала очень искушенной. Так что недостаточно просто адаптировать фильм к маленьким экранам, иногда приходится вносить в сюжет дополнительные элементы, чтобы он удержался в сознании зрителей дольше, чем на час просмотра. Правда, некоторые находки — просто счастливая случайность. Поэтому я всегда поражаюсь, когда люди пытаются найти четкую причинно-следственную связь между событиями нашего проекта и первоисточниками.
Учитывая успех первого сезона, ощущали ли вы какое-либо давление при работе над вторым?
Полагаю, существуют два типа давления. Одно из них — творческий порыв: «Я действительно полностью осознал идею, понял, как все работает, и хочу создать подобный мир еще раз». Второе — дополнительный стимул: «Можем ли мы повторить успех у критиков и публики?». На самом деле я не в силах предсказать, понравится ли зрителям второй сезон. Я могу лишь написать все так же хорошо, как оно представляется в моей голове.
Одно дело — добиться успеха по итогам двух сезонов, продолжив истории уже известных героев. И совсем другое — поймать удачу за хвост, но отбросить все наработки и начать сначала. Снять новое десятичасовое кино, которое по всем параметрам отличается от того, что уже было сделано, — задача не из простых. Но если наша команда авторов, режиссеров и актеров проделает всю работу правильно, мы получим тот же эмоциональный отклик от поклонников, который был вызван полнометражным «Фарго» Коэнов и первым сезоном шоу. Я как мог пытался сохранять спокойствие при воплощении своего видения второй главы этого проекта, несмотря на некоторые сомнения моих коллег. Знаете, что заставляет людей нервничать больше, чем неудачи? Успех.
Чем принципиально отличаются два сезона?
Первый сезон сосредотачивал наше внимание на отдельных личностях, занимавших противоположные моральные позиции. Молли — проявление чистого добра, а в качестве противовеса ей выступал Лорн Малво. Также между двумя полюсами всегда есть такой персонаж как Лестер, который может выбрать сторону.
Во втором же сезоне конфликты зреют внутри семей, и мы фокусируемся на взаимоотношениях между членами разных кланов. Интересно, что сами Коэны в фильме «Фарго» озвучили свое видение главной проблемы — люди в провинциальной местности напрочь лишены способности нормально общаться. Помните, к чему привела Джерри Лундегаарда, главного героя полнометражной ленты, его неспособность просто заявить о своих нуждах? Так же и во втором сезоне — отсутствие взаимопонимания мешает женатой паре, мяснику Эду и парикмахерше Пегги. Они сами чинят себе препятствия и не могут разобраться с объективно решаемой проблемой.
Откуда взялась идея переместить действие сериала в 1979 год?
Она пришла из первой главы шоу. История Лу Солверсона в прошлом сезоне была в основном назидательной, позволяющей ему находить общий язык с дочерью: «Если это то, о чем я думаю, тогда я уже видел такое. Лучше тебе не ходить по этой дорожке...». Далее когда Гас Гримли признается своему боссу, что отпустил Малво, тот отвечает: «Черт возьми, Су-Фолс повторяется заново!». Потом Гас догадывается, что происходящие у них и много лет назад преступления как-то связаны между собой.
В ходе съемок я решил, что подобные сюжетные привязки будет уместно подавать намеком, как историю, которую зритель захочет увидеть. А год был выбран произвольно, и только когда я встретился с соавторами по поводу второго сезона, подумал: «Зачем я вообще на это согласился? Что интересного происходило в 1979-м?». Тогда встала проблема, как сделать этот временной промежуток большим, чем просто фон.
Легко ли было воссоздать 70-е?
В таком процессе следует избегать клише. Этот временной период не может быть отражен через одни лишь брюки клеш и хиты Bee Gees. Главной задачей было уловить данный момент времени и органично вплести в него нашу криминальную историю. В первом сезоне действие происходило в 2006 году, когда Америка переживала бум перед экономическим кризисом, и Бемиджи был типичным маленьким городком, где текла тихая размеренная жизнь. Затем в это пасторальное местечко заявился Лорн Малво и перевернул все с ног на голову, так что героям пришлось столкнуться с тем, чего они раньше никогда не видели.
Сейчас мы имеем 1979-й, когда был самый большой спад во всей современной американской истории — последствия войны во Вьетнаме и Уотергейтского скандала, рецессия в экономике, возросший уровень преступности и ощущение, что война пришла в дома вместе с вернувшимися солдатами. Именно это состояние всеобщей обеспокоенности, когда люди переставали узнавать свою страну, мы хотели сделать фоном для развернувшихся трагических событий.
Во втором сезоне так же много снега, как в первом?
Нет, в этот раз снега намного меньше. Приходилось доставлять его с гор, и на производственном уровне это сказалось не очень хорошо. Алехандро Гонсалес Иньярриту, одновременно с нами снимавший драму «Выживший», столкнулся с той же проблемой. У нас даже разгорались снежные войны. А иногда мне звонили в одиннадцать ночи со словами: «У “Выжившего” есть снег!». Но даже хорошо, что два сезона смотрятся по-разному. Вы не сможете их перепутать, взглянув на кадры из первого и второго.
Насколько Коэны вовлечены в работу над вторым сезоном?
Я видел их весной в Нью-Йорке. Они очень ободряли и поддерживали нас, но я старался сохранять почтительную дистанцию. Я с большим уважением отношусь к тому факту, что они живут в своем замкнутом мире, который создали сами. Пусть так и остается, если это помогает им снимать столь вдохновляющие фильмы. Во время наших съемок, они были заняты на собственных, так что со вторым сезоном просто пожелали нам удачи. Но я все равно общаюсь с ними время от времени.
Источник: Empire