СМОЛЯКОВ Андрей Игоревич
Народный артист России (2004)
Лауреат премии «Турандот» (за роль в спектакле «Смертельный номер»)
Лауреат премии «Чайка» в номинации «Лучший злодей нашей сцены за 2001 год» (2001, за роль в спектакле «Кабала святош»)
Лауреат приза международного фонда им К.С.Станиславского и экспертного жюри «Московская премьера» (за роль в спектакле «Лицедей»)
Смоляков Андрей Игоревич родился 24 ноября 1958 года в городе Подольске Московской области. Детство мальчика прошло в пожарной охране, - там служил его дед. На первом этаже в гараже размещались пожарные машины, а на втором – семьи пожарных. Мама Андрея работала учительницей, и достаток в семье был весьма скромным, однако она находила возможность приобщить сына к искусству, посещая с ним, примерно два раза в месяц, Большой театр и оперетту. До семнадцати лет Смоляков, профессионально занимался волейболом, его даже приглашали играть за всевозможные сборные, но подвел рост 1м. 82см.
Учась в школе, Андрей активно занимался в вокально-инструментальном ансамбле, участвовал в конкурсе чтецов, был в негласной команде, которая читала приветствия на областных комсомольских и партийных конференциях. Однако при всем этом будущий актер не задумывался о театре, серьезно готовясь, стать нейрохирургом. Но однажды, совершенно случайно, он увидел объявление в газете, что Щукинское училище проводит набор с предварительной консультацией. Желание быть доктором подверглось сомнению.
Мама не одобрила выбор сына, однако сама лично, будучи в Москве, записала Андрея на собеседование. Смолякова прослушали и приняли на курс Аллы Александровны Казанцевой, которая после собеседования сказала «Будешь у меня учиться». И дальше молодой человек сдавал экзамены, не сильно утруждаясь, тем более что всегда хорошо успевал в школе и закончил ее с одной «четверкой».
Проучившись два с половиной года, Андрей получил приглашение сыграть главную роль в спектакле «Прощай, Маугли», который ставил Константин Райкин на курсе Олега Табакова в ГИТИСе. Уже вовсю шли репетиции, когда внезапно ректор Щукинского училища запретил своему студенту работать «в каком-то там «подвале», у сомнительного Табакова». Перед артистом встала дилемма, и, подумав две недели, он перешел в ГИТИС.
Надо сказать, что Олег Павлович Табаков, со своим курсом, собирался делать студию, однако это идея не нашла поддержки у партийного руководства Москвы и после окончания ВУЗа всех студентов по распределению отправляли в Брянск. Андрей смог остался в столице, поступив на службу в Московский театр имени Гоголя, однако прослужил в нем совсем недолго. После этого Смоляков преподавал актерское мастерство на курсе у Табакова, пока в Москву не переехал «Сатирикон», и «он честно танцевал в спектаклях Константина Райкина».
В 1986 году Борис Ельцин разрешил-таки «Табакерку» и Табаков его туда взял, вернее, как говорит актер: «сперва взял, потом нет: «Андрейка не в форме». Может, и так, а с другой стороны на фиг я ему был нужен? У него был целый актерский курс. Я тогда занимал амплуа социального героя, и оно у Олега Павловича было заполнено, а к чему театру балласт?». Но через четыре месяца Табаков передумал, и началась жизнь Андрея Смолякова в театре. Она была хорошей – играя небольшие роли, актер ставил пластику в спектаклях «подвала». А в начале двухтысячных годов Смоляков пережил «второе театральное рождение», сыграв несколько блестящих ролей: актер в «На дне», ротмистр в «Отце», заглавный герой в «Лицедее», Хлудов в «Беге».
За свою работу артист удостоился нескольких театральных наград: «Турандот» за роль «Черного» в «Смертельном номере», «Чайка» за «Лучшего злодея нашей сцены за 2001 год» за спектакль «Кабала святош», приз международного фонда им К.С.Станиславского и экспертного жюри «Московская премьера» за роль Брюскона в «Лицедее». А в 2004 году он получил звание народного артиста России.
Имеется в активе у Смолякова и опыт режиссуры над спектаклем «Потомок», но, как говорит сам актер, он никогда в жизни этим заниматься больше не будет – «Потому что мне страшно. У меня это нормальный, здоровый страх, в силу того, что я – человек амбициозный и самолюбивый. Режиссер – это человек, который огромную толпу людей берет и зовет в очень трудную дорогу. А я боюсь, что на протяжении пути, не дойдя до конца, я растеряю интерес этих людей к себе».
Дебют в кино для Андрея Смолякова был не менее удачен, нежели в театре. В 1977 году, будучи студентом первого курса Щукинского училища, его выбрали на главную роль в фильм «Целуются зори». У фильма была всесоюзная премьера и его «физиономия» висела на афишах всех кинотеатров. С тех пор Андрей Смоляков снялся более чем в 70 картинах.
Долгое время в репертуаре актера были только роли положительных героев («Государственная граница. Год сорок первый», «Андрей и злой чародей», «О тебе», «Дубровский»), пока, в конце 90- годов, режиссеры не рассмотрели в нем «злодея».
Его первым опытом отрицательного персонажа стал Владимир Кудла в детективном сериале «День рождения буржуя». Картина рассказывала о бизнесмене Владимире Ковалеве (Валерий Николаев) по прозвищу «Буржуй». Кудла являлся деловым партнером главного героя, но делал все, чтобы его разорить, пытаясь таким изощренным способом вернуть себе свою бывшую возлюбленную Амину (Ирина Апексимова), которая ушла от него к «Буржую». О своей роли сам актер рассказывал: «Я в свое время переиграл столько «хороших» (не просто положительных, но буквально облитых сиропом и сахаром) героев, что с радостью окунулся в эту роль».
В 2005 году в фильме Егора Кончаловского «Побег» сыграл роль подполковника Топилина - человека, обвиняющего главного героя Евгения Ветрова (Евгения Миронова) в неудачной операции, в результате которой умерла его жена. Из чувства мести он убивает жену Ветрова и выставляет все так, как будто это сделал сам врач. Однако впоследствии он узнает, что не Ветров делал операцию…
В 2010 году, в криминальном сериале «Тульский Токарев», рассказывающем о судьбе двух друзей Артура Тульского и Артема Токарева, Андрей Смоляков сыграл роль уголовного «авторитета» «Варшавы».
О личной жизни Смоляков распространяться не любит. Его жена – Светлана Иванова, балерина (солистка большого театра), ныне педагог Академии Хореографии. Сын Дмитрий учился до пятого курса в университете радиоэлектроники и автоматики, а потом бросил его ради продюсерского факультета МХАТа.