Вайнона Райдер, настоящее имя Вайнона Лаура Хоровиц, родилась 29 октября 1971 года в округе Олмстед, американский штат Миннесота. Первое имя девочки Вайнона – красивое название соседнего города, а вторая часть Лаура - названа в честь друга семьи. Родители Вайноны Синтия и Майкл Хоровиц — потомки еврейских эмигрантов из России и Румынии — занимались литературной деятельностью, официально поженились, когда девочке исполнилось 12 лет. Позднее у нее появился младший брат Юрий, названный в честь Юрия Гагарина. Детство актрисы прошло "на колесах". Семья несколько раз кардинально меняла место жительства – Колумбия, Калифорния и Мендочино.
Школьные годы для девочки прошли не очень удачно. Девочку часто избивали подростки, принимавшие угловатую Вайнону с короткой стрижкой за мальчишку. И родители перевели ее даже на домашнее обучение. Будущая актриса много времени уделяла кинематографу, еще с десятилетнего возраста по настоянию родителей она смотрела не "Волшебника из страны Оз", а фильмы Джона Кассаветиса.
Актерское образование Вайнова получала на курсах при "American Conservatory Theatre". В 1987 году Райдер окончила школу в Петалуме с высокими отметками по успеваемости.
В тринадцать лет состоялся кинодебют Вайноны Райдер, девочка пробовалась на роль в фильме "Цветок в пустыне", но неудачно. И все же ее заметил режиссер Девид Зелцер и предложил роль в своей картине "Лукас" 1986 года. Фильм не был значительным событием в киноискусстве, но стал трамплином в будущее для Вайноны. Именно во время работы над этой кинолентой она и взяла творческую фамилию Райдер, в честь любимого певца.
Игра Вайноны Райдер в следующем фильме "Кадриль", вышедшего в том же году, получила положительные оценки кинокритиков, а газета "The Los Angeles Times" назвала исполнение роли "замечательным дебютом". И все же первой заметной ролью Вайноны Райдер стало участие в 1988 году в комедии Тима Бертона "Битлджюс", где она сыграла "готическую" девушку, способную видеть привидения, которых удивительно правдиво и ярко сыграли Джина Дэвис, Алек Болдуин и Майкл Китон. Картина имела успех в прокате, да и критики преимущественно позитивно отнеслись к игре Вайноны Райдер.
В интересном фильме "1969" в этом же году вместе с Кифером Сазерлендом и Робертом Дауни младшим, Вайнона не изменила своему имиджу печальной, хиппово-иррациональной и не по возрасту интеллектуальной девочки, сыграв юную антивоенную активистку. Остросюжетный фильм, к сожалению, не стал кинохитом, однако актрисе удалось все же произвести впечатление на "боссов киноиндустрии развлечений", и она активно продолжила участвовать в кинопробах, прокладывая нелегкую дорогу в мир увлекательного кино.
В следующем году актриса снялась в картине "Верески", вышедшей в 1989 году, в роли подростка, которого вели по жизни ее неосознанные импульсы. Так же в 1989 году она сыграла в фильме "Клан Хэзерс", по сюжету которого школьники Вероника Сойер и Джейсон Дин, которого сыграл Кристиан Слейтер, убивают третирующих их одноклассников, маскируя смерти под самоубийства. Менеджер Вайноны Райдер убедительно предлагал отказаться ей от роли, так как считал, что этот фильм повредит ее карьере, но он прогадал! Правда, сначала критики отнеслись к картине с равнодушием, но позднее, когда лента приобрела статус "культового" среди части американских подростков, во весь голос "затрубили" о великолепной игре актрисы.
Вайнона Райдер своей игрой утверждала репутацию актрисы, которая создана для трудных ролей, из-за своей способности видеть глубину эмоций и созидать запоминающиеся образы, которые ни мог бы сотворить никакой другой актер и актриса. Последующими яркими эпизодами в ее кинокарьере стали съемки в картине "Большие огненные шары", где Вайнона исполнила скандальную роль тринадцатилетней невесты Джерри Ли Льюиса, и работа в фильме "Русалки", вышедшая в 1990 году, в которой Райдер снялась с Шер - женским воплощением "Венеры" американской кинокультуры того времени.
К концу 1980-х зрители ожидали, что на экране должна появляться "обычная, и недоступная в то же время" девушка. И именно Вайнона Райдер и стала такой. В 1990 году актриса появилась сразу в трех фильмах. В главной роли в картине Тима Бертона "Эдвард руки-ножницы" с тогда еще начинающим актером Джонни Деппом, который с блеском исполнил роль бойфренда довольно милой девочки Ким, которую она и сыграла. На сей раз фильм был прекрасно встречен критиками и Вайнона Райдер была бы вполне довольна, если бы не тот факт, что ей уже надоело играть подростков.
Из "детского" кино ей помог вырваться Джим Джармуш, который написал специально для нее, правда, эпизодическую роль в фильме "Ночь на Земле". Как обычно у Джармуша, фильм получился без вопросов и ответов, а просто о людях – какие они странные, разные, смешные и трогательные. И так лента "Эдвард руки-ножницы" – это последний фильм, в котором актриса играла подростков.
За роль в фильме "Русалки", где партнерами Вайноны Райдер стали Шер и Кристина Риччи, она была номинирована на "Золотой глобус", однако уже следующая картина "Добро пожаловать домой, Рокси Кармайкл" потерпела провал в прокате. Райдер поступило заманчивое предложение на роль дочери дона Корлеоне в фильме Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец 3", но актрисе так и не удалось появиться в этой картине по личным проблемам. И все же она лелеяла надежду сыграть у знаменитого Копполы, и вскоре ее мечта сбылась - она появилась в фильме Копполы — "Дракула" в роли Мины Харкер.
Затем последовала роль в экранизации романа Изабель Альенде - племянницы Сальвадора Альенде - в "Доме духов" 1993 года, где также играли Мерил Стрип, Джереми Айронс, Гленн Клоуз, Антонио Бандерас, однако критики не восприняли картину, как блестящий кинопроект. Но это совсем не отразилось на репутации Вайноны Райдер и ее кинокарьера продолжала успешно развиваться. За роль Мэй Уэлланд в фильме Мартина Скорсезе с Мишель Пфайффер и Дэниэл Дэй-Льюис "Эпоха невинности", вышедшем на экраны в 1993 году, по роману Эдит Уортон, Вайнона Райдер получила премию "Золотой глобус" как "лучшая актриса второго плана", а еще номинацию на "Оскар" в той же категории.
Удивительное мастерство позволяло Вайноне Райдер наделить каждую роль подкупающим обаянием, выразительностью, необычайно живым темпераментом, привнести в нее озорную стихию игры. И после "Маленьких женщин" Луизы Мэй Олкотт 1994 года об актрисе писали преимущественно как о характерной актрисе с ярким темпераментом и открытой, броской манерой игры. Работа в фильме "Реальность кусается" укрепили позиции Вайноны Райдер в мире кино, благодаря с блеском исполненной роли темпераментной Пирс, в которой ей удалось с блеском воплотить проблемы, страхи и надежды своего поколения. В этой картине она добилась действительно звездной популярности.
Следующие же фильмы с участием Вайноны Райдер оказались менее неудачными. Картина с рабочим названием "Лоскутное одеяло" и фильм "Мальчики" в 1996 году, роль словоохотливой Патти. Но контракты на участие в этих лентах был подписаны, хотя Райдер позже и обнаружила, что сценарии подвергались значительным изменениям, но по условиям контракта она не могла отказаться от ролей. Однако Вайнона Райдер все же добилась киноуспеха не только благодаря тому, что прекрасно вписывалась в амплуа героя с постоянными конфликтами со всем миром, но и ее внешность идеально подчеркивала новые запросы искушенного кинозрителя.
Везде, где появлялись героини Вайноны Райдер, зритель, конечно же, с нетерпением ожидал большие "кинопроблемы" и актриса своей талантливой игрой не подводила своих кинофанатов. В 1996 году Райдер опять снялась вместе с Дэниелом Дэй-Льюисом в экранизации пьесы Артура Миллера "Суровое испытание" о судебном процессе над "салемскими ведьмами", и сыграла девушку, которая из чувства мести предала своего бывшего любовника. Не чуралась актриса и эпизодической роли в режиссерском дебюте Аль Пачино — документальной ленте "В поисках Ричарда".
1999 год тоже оставил в кинобиографии Райдер неплохой след. Актриса снялась в "Чужом 4: Воскрешение" с Сигурни Уивер и в фильме "Прерванная жизнь". В первой ленте она блестяще сыграла немного необычную для нее роль странноватой Аннали –андроиды. А во второй - главную роль хорошенькой Сузанны Кейзер, которой неправильно поставили психологический диагноз. В последней картине девушке составили компанию в съемках такие известные актеры, как Анджелина Джоли, Ванесса Редгрейв и Вупи Голдберг.