Валерий Владимирович Ободзинский (24 января 1942, Одесса — 26 апреля 1997, Москва) — популярный советский эстрадный певец, тенор. Заслуженный артист Марийской АССР (1973)
В 1960-х — 1970-х годах — популярный эстрадный певец в СССР. Первый исполнитель песен «Эти глаза напротив» (Д.Тухманов — Т.Сашко), «Восточная песня» (Д.Тухманов — О.Гаджикасимов), «Колдовство» (А.Флярковский — Л.Дербенёв), «Играет орган» (Д.Тухманов — М.Пляцковский), «Вечная весна» (Д.Тухманов — И.Шаферан), «Мираж» (А.Зацепин — Л.Дербенёв), «Твой день» (С.Касторский — В.Гин) и др.
Валерий Ободзинский родился в Одессе, на улице Петра Великого (Дворянской) в коммунальной квартире. Родители ушли на фронт. Воспитанием занималась бабушка Домна Кузьминична, имевшая на тот момент ещё сына Леонида, который был старше Валерия всего на два года. По воспоминаниям родных, во время немецкой оккупации случился инцидент, который мог закончиться смертельным исходом для детей. Разъярённый кражей колбасы старшим ребёнком, немецкий офицер грозился застрелить обоих и только вмешательство Домны Кузьминичны предотвратило расправу.
После школы Ободзинский сменил несколько рабочих профессий: работал кочегаром, натягивал пружины на матрасах, а также непродолжительное время проработал в артели, делая замки для мебели.
Началом его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе «Адмирал Нахимов». Затем он поступил солистом в Костромскую филармонию, руководителями которой на тот момент были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель, Валерий Иванович. После этого местом его работы стала Томская филармония, с концертами от которой он объездил всю Сибирь, а затем — и всю Россию.
В 1966-67 гг. работал в оркестре Олега Лундстрема. В 1967-72 гг. — солист Донецкой филармонии. В 1973-77 гг. — сотрудничество с ВИА «Верные друзья» (художественный руководитель).
Феномен Ободзинского заключался в своеобразной, самобытной манере пения, чрезвычайно востребованной в 1970-е годы. По существу, Ободзинский серьёзно не учился пению, его вокал производит впечатление самодеятельного — голос не «сделан», верхние ноты задавленные по звучанию, плоские, нет певческого дыхания. По существу, Ободзинский — самородок, с чрезвычайно развитым от природы музыкальным чутьём, слухом, с приятным, ласковым тембром голоса (лирический тенор).
Популярность Валерия Ободзинского в первой половине 1970-х годов была огромной, по многочисленным отзывам современников, Муслим Магомаев — единственный, кто на равных конкурировал с Ободзинским в те годы.
Голос Ободзинского — мягкий, очень приятный, ласковый тенор. Репертуар — в основном любовная лирика. Пение Ободзинского всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска. Наряду с песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников»), Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Демиса Руссоса. Всё это, а также высокая трудоспособность сделало Ободзинского кумиром советской публики (особенно женщин). Миллионные тиражи его грампластинок раскупались полностью и в короткие сроки после выпуска. Музыкальные критики отмечали творческий рост певца в начале 1970-х годов, расширение его репертуара.
Администратор певца Павел Шахнарович:
«Приведу для сравнения такие цифры: в Запорожье у Магомаева — 8 концертов на круг, 89 процентов заполняемости зала. Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из „фондов“ местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста России ему дали заслуженного артиста Марийской АССР».
Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Почему-то некоторые критики объявили специфическую манеру пения Ободзинского «западной», возможно, из-за чрезмерного проявления чувств, которое принимали за распущенность или слащавость. С начала 1970-х годов Ободзинского за это часто критиковали, издеваясь над ним в различных фельетонах. В силу каких-то личных причин Ободзинского невзлюбили министр культуры СССР Е. Фурцева и председатель Гостелерадио С. Лапин. На стройках коммунизма петь про любовь считалось неуместным. В 1987 г. Ободзинский полностью покинул сцену. Он работал сторожем на галстучной фабрике и вёл соответствующий образ жизни.
В начале 90-х годов Ободзинский решает возобновить творческую деятельность и записывает альбом песен Александра Вертинского. В сентябре 1994 года прошёл в концертном зале «Россия» первый концерт после семилетнего перерыва.
Ободзинский умер 26 апреля 1997 года. Был похоронен на Кунцевском кладбище (участок № 10).