Tiamat — шведская группа, в разное время игравшая в стилях готик-рок, готик-метал и дум/дэт-метал. Основана в 1989 году в Стокгольме.
Своими корнями Tiamat уходит в дэт-металлическую группу Treblinka, образовавшуюся в 1988 году в одной шведской деревушке недалеко от Стокгольма и названную в честь одноимённого нацистского концлагеря. Под этим названием группа выпустила две демозаписи (Crawling the Vomits и Sign of the Pentagram), которые помогли команде заключить контракт с английским лейблом CMFT.
В 1989 году группа меняет своё название на Tiamat (по имени шумерской богини хаоса Тиамат), и в 1990 году выходит её дебютный альбом Sumerian Cry, который один из критиков британского варианта Metal Hammer назвал «полным дерьмом»[1]. Альбом был записан в студии Sunlight в период с 14 по 29 октября 1989 года вокалистом и гитаристом Йоханом Эдлундом, басистом Йоргеном Тульбергом и двумя сессионными музыкантами — гитаристом Стефаном Лагергреном и барабанщиком Андресом Хольмбергом.
Разочаровавшись в продажах дебютной пластинки, Tiamat переходят на лейбл Century Media. С приходом в группу в это же время гитариста Томаса Петерссона и барабанщика Никласа Экстранда оформляется первый состав Tiamat. В результате работы с продюсером Вальдемаром Сорыхтой и звукорежиссёром Зигги Беммом, уже на втором альбоме The Astral Sleep (1991) группа демонстрирует значительное изменение звучания, соединяя прежний агрессивный дет-метал c тягучим готик-металом и атмосферными пассажами сессионного клавишника Йонаса Мальмстена. Следующий релиз — Clouds (1992) — только подчеркнул взятое группой направление, добавив в саунд акустические гитары. Многие поклонники считают эти альбомы вершиной творчества группы и классикой дум-метала. В том же году Tiamat совершают турне в качестве хедлайнеров по Германии и Голландии.
Во время работы над Clouds состав группы претерпел некоторые изменения — у Tiamat появился «официальный» клавишник Кеннет Рус, а место басиста занял Джонни Хагель. Однако уже после выхода концертного мини-альбома The Sleeping Beauty (Live in Israel) (1994), записанного во время тура по Израилю, Эдлунд увольняет из команды всех музыкантов кроме Хагеля, ссылаясь на «неудовлетворённость прогрессом группы». С приглашёнными гитаристом (Магнусом Сальгреном) и барабанщиком (Ларсом Скольдом), и продюсером Вальдемаром Сорыхтой за клавишами, Tiamat приступают к записи легендарного альбома Wildhoney (1994), который стал для них настоящим музыкальным и коммерческим прорывом. Получивший положительные отзывы критиков Wildhoney считается переходным для группы альбомом, сочетающим в себе жёсткий вокал, сложные гитарные риффы и чистое атмосферное звучание клавишных. Говоря о психоделическом саунде альбома, часто имеют место сравнения с Pink Floyd (при этом на мини-альбоме Tiamat Gaia (1995), помимо ремиксованных треков с Wildhoney, присутствует кавер-версия инструментальной композиции Pink Floyd «When You’re In»).
После тура в поддержку Wildhoney Эдлунд перебирается жить из Швеции в немецкий Дортмунд. После этого Tiamat фактически превращается в группу одного человека — Эдлунд объявляет себя единственным официальным и постоянным членом группы. Барабанщиком остаётся Скольд, на пост сессионного гитариста возвращается Петерссон. Параллельно происходит «обмен» басистами со шведским коллективом Cemetary, впоследствии преобразованным в Sundown: Хагель уходит в Cemetary/Sundown, а оттуда в Tiamat приходит Андерс Иверс. Следующий альбом — A Deeper Kind of Slumber (1997) — записывался на домашней студии Эдлунда и продюсировался Дирком Дрегером (Morgoth). Звучание диска оформилось дальнейшим креном Эдлунда в сторону электронной и психоделической музыки, совершенно не похожей на ранние работы Tiamat.
Однако последовавший за этим релизом альбом Skeleton Skeletron (1999) не стал продолжать эту тенденцию и предложил утяжелённый гитарный саунд и глубокий насыщенный вокал, став отходом к готик-року и вновь расколов аудиторию Tiamat, а записывавшийся в Дании следующий диск Judas Christ (2002) лишь закрепил трансформацию звучания Tiamat в готик-рок с лёгким налётом хэви-метал, в котором отчётливо прослеживается влияние The Sisters of Mercy и Nosferatu.
Песня «Cain» была использована в качестве саундтрека к игре Vampire: The Masquerade Bloodlines (2005 год, Troika Games).
Альбом 2008 года Amanethes вышел уже на лейбле Nuclear Blast.