Songs & Films

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Songs & Films » Легенды и монстры рока » J.J. Cale


J.J. Cale

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

http://uploads.ru/t/f/y/7/fy70P.jpg
Его называют учителем Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Нил Янг, Брайан Ферри - и не только они. Его песни - "After Midnight", "Cocaine", "Call Me The Breeze", "Sensitive Kind" – известны многим меломанам. Но только не в оригинале, а в кавер-версиях. И как зовут их автора, знает далеко не всякий. А зовут его J.J. Cale - гитарист, певец, композитор, мультиинструменталист, звукоинжинер. Список инструментов, на которых играет Кэйл, впечатляет: акустическая и электро-гитары, бас-гитара, pedal steel, банджо, ударные, синтезаторы, и это еще не полный список. Скромный гений, легенда и икона американского блюза.
Полное  имя музыканта John Weldon Cale. Родился в Оклахома Сити, штат Оклахома, год рождения точно неизвестен даже самому музыканту – 1938 либо 1939, официально же признана дата 5 декабря 1938 года. Вырос в Тулсе, штат Оклахома. Впервые взял в руки гитару, будучи еще мальчишкой. В середине 50-х играл в барах в свинговых группах. После появления на свет рок-н-ролла, в возрасте примерно  17 лет, основал свою группу JOHNNY CALE QUINTET, с которой записал несколько синглов, а потом уехал в Нэшвилл, чтобы начать карьеру кантри-музыканта. После того, как идея не выгорела, в 1964-м уехал в Лос-Анджелес, где продолжал клубные выступления и работал звукоинженером с разными музыкантами и лейблами. В это время придумал удвоение инициала – J.J., чтобы его не путали с Джоном Кейлом из The Velvet Underground. Однажды французский журналист написал, что настоящее имя Джей Джей Кейла - Жан-Жак; байку подхватили, и до сих пор многие ошибочно полагают, что полное имя Джея Джея – Жан-Жак. 
После выступлений в клубах, работы в студиях и выхода нескольких синглов Кейл начал сотрудничать с композитором Роджером Тиллисоном, плодом чего стал психоделический альбом "A Trip Down Sunset Strip". Этот несколько ироничный сборник вышел под псевдонимом Leather Coated Mindes. Именно во время тех сессий и была написана его первая знаменитая вещь "After Midnight". В 1967 году Кейл возвращается в Тулсу, которая впоследствии часто упоминается в его песнях, и даже звучит в названии альбома 2004 года "To Tulsa And Back".
В 1970 году "After Midnight" в исполнении Клэптона попала в Топ-20. Кейл сказал по этому поводу: "Это как обнаружить случайно нефть на своем собственном огороде." Тогда знакомый продюсер Кейла, Оди Эшуорт (Audie Ashworth) , настоял на том, чтобы Джей Джей записал собственный альбом. Результатом стал великолепный альбом "Naturally". Альбом был записан с помощью опытных сессионных музыкантов: характерный вокал Кейла был подкреплён лирическим аккомпанементом Дэвида Бриггса (клавишные), Норберта Патнэма (бас) и Тима Драммонда (ударные) — ветеранов из Нэшвилла, которые некогда были связаны с группой Area Code 615.
На этом альбоме были авторская версия «After Midnight», а также "Call Me The Breeze", "Magnolia", "Call The Doctor" и "Crazy Mama". Последняя попала в американский Тор 30. Этим альбомом Кэйл фактически заложил основу своего музыкального стиля, называемого иногда "нэшвилльским саундом". Это не блюз в чистом виде, музыка Кэйла впитала в себя все корни американской музыки, включая блюз, джаз, кантри, фолк и кейджун (cajun).
http://uploads.ru/t/u/I/y/uIyh3.jpg
Последующие альбомы лишь подтвердили его статус великолепного автора и исполнителя. Альбомом «Really» был немного суровее предыдущего, в записи этой пластинки участвовали фанк-инструменталисты Берри Бакетт (клавишные), Дэвид Худ (бас) и Роджер Хоукинс (ударные). Следующие пластинки «Okie» и «Troubadour» презентовали более спокойную и "сглаженную" музыку. В записи пятого альбома Кэйла, просто названном "Five", впервые принимает участие Кристина Лэйкленд (Christine Lakeland), гитаристка и певица, исполняющая партии гитары, органа и некоторых других инструментов, а также бэк-вокала. Она играет вместе с Кэйлом и по сей день.
В эти годы Кейл начал собирать гитары и модифицировать их под собственные творческие задачи: "Гитары для меня — произведение искусства. Я смотрю на них, как другие смотрят на картины Рембрандта. Многие годы я был настолько беден, что, если мне хотелось купить новую гитару, я должен был продавать старую. Я не мог себе позволить иметь две гитары. Мне всегда нужно было наскребать деньги на гитару или усилок. Потом, когда я добился успеха, подумал: А ведь я могу пойти в музыкальный магазин и купить хоть пять гитар! Кроме того, я люблю переделывать, усовершенствовать гитары, это мое хобби… Я делал со своей гитарой всё, что только можно было сделать. У меня много усилителей, я добавлял "вау-вау", когда это было модно, изменял звучание… Кроме того, я иногда просто приделывал микрофон к акустической гитаре, пытаясь добиться самого чистого звука, какого только можно, при минимуме приспособлений. Я без конца экспериментировал, потому что это доставляло мне удовольствие. Я не стремился достичь некоего особого звука, важен был процесс, а не результат."
Другие исполнители продолжали исполнять каверы песен Кэйла. Клэптон исполнил его 'Cocaine' и 'Travelin' Light' с альбома 'Troubadour', а также 'I'll Make Love To You Anytime' с пластинки '5'. Масса других музыкантов исполняют композиции Кэйла. Интересную версию «Cocaine» записала и группа Nazareth на своем альбоме "The Fool Circle" (1981), где она представлена в концертной версии.
Альбомы Shades (1981) и Grasshoper (1982), пожалуй, незаслуженно обделены вниманием. Они еще более мелодичны, и несколько более разноплановы предыдущих. Некоторые композиции с них, например, "City Girls" с "Grasshoper" и "Carry On" с Shades, в стилистике очень схожи с работами Dire Straits тех времен. Не менее хороши чуть жестче звучащая, чем типичные Кэйловы вещи, "Can't Live Here" и великолепная по красоте аранжировка народной "Mama don't".
Записав в 1983 году восьмую пластинку, названную просто «8», Джей Джей Кейл на насколько лет отошел от музыки. Он объяснял это разочарованием в работе с крупными рекорд-лэйблами, а также тем, что отчислений за исполнение написанных им песен ему вполне хватает на жизнь. "Фирма платила мне кучу денег за пластинки, - говорит он, - и я чувствовал себя так, будто расплачиваюсь с ними искусством, понимаете? А они не могут торговать просто искусством. Я им отдавал самое дорогое, то, что у меня за душой - а они требовали хитов", - признавался Кэйл в одном из интервью.
В 1990-м вышел первый после длительного перерыва новый студийный альбом Travel log. Альбом как будто являет собой отчет о путешествиях Кэйла по разным странам и городам: открывает его композиция " Shanghaid", далее через несколько трэков идут "New Orleans" и "Tijuana", закрывает же альбом энергичная блюзовая композиция с акустической гитарой " River Boat Song". Альбом получился относительно (для Кэйла) разноплановым, звучащим пожестче записей 80-х. Альбом, как и последующие два, "10" и " Closer To You", записывался большим коллективом музыкантов. Начиная с этого альбома, Кэйл самостоятельно занимается продюссированием.
Следующий студийник, "Guitar Man", характерен тем, что записывался коллективом из трех музыкантов: Кэйл, сыгравший большинство партий на альбоме, та самая  Кристина Лэйкленд (гитара, бэк-вокал) и Джеймс Крус (James Cruce, ударные). Здесь в полной мере проявился талант Кэйла-мультиинструменталиста и звукоинженера.
Следующий новый студийник выходит аж в 2004 году, и с первых же секунд прослушивания становится ясно: старина Кэйл еще на коне! Альбом получился гораздо интереснее предыдущего, звучит свежо и привлекает красивыми и разнообразными аранжировками (часть треков записывалась большим коллективом музыкантов, часть же – одним Кэйлом). Очень разнопланов эмоционально: от захватывающей "Motormouth", энергетика которой сделает честь куда более молодым музыкантам, до невыразимо грустной " Blues For Mama".
В 2004 году Клэптон организовал в Далласе гитарный фестиваль "Crossroads", где выступил и Кейл. Там зародилась идея совместного альбома. Альбом "The Road To Escondido" был записан в августе 2005 года в Калифорнии. Оба музыканта совместно продюсировали этот проект, пели и играли в нем. 11 из 14 композиций диска написал Кейл, одну — Клэптон ("Three Little Girls"), одну — Джон Майер, а еще одним треком стала версия классического блюза "Sporting Life Blues". Весной 2008 года этот альбом получил премию «Грэмми» в категории "Лучший альбом в стиле Современный блюз"– единственная премия Грэмми Кэйла.
http://uploads.ru/t/m/o/1/mo1pr.jpg
Последний на настоящий момент студийник Кэйла "Roll On" вышел 24 февраля 2009 года. Спокойный, немного меланхоличный, особенно интересны его композиции "Former Me" с великолепной партией "джазового" пианино и закрывающая альбом " Bring Down the Curtain". Большая часть альбома была записана музыкантом на его домашней частной студии в Калифорнии. Исключение - заглавный трек "Roll On", задуманный еще при записи альбома "The Road To Escondido"с Эриком Клэптоном.
Поподробнее остановлюсь на "фирменном" способе записи музыки Кэйла. На когда-то заданный музыканту вопрос, чем для него является музыка –  хобби или работой, Кэйл ответил: "Музыка – это все, что я когда-либо умел". Кэйла иногда упрекали в том, что его композиции почти всегда звучат сыровато, как бы "не причесанно". Кэйл отвечал: "Я не люблю крайностей. Я считаю, что попсовая "прилизанность" – это одна крайность, явная же грязь в записи – другая. Для меня истина где-то посередине: музыка должна быть красиво оформлена, но немного импровизаций и даже небольшой фальши в отдельных партиях не повредит, это делает записанную музыку более живой".
На его способностях мультиинструменталиста и звукоинженера следует остановиться особо. "Я чувствую, что снова возвращаюсь к тому, с чего начинал – микширование и звукоинженеринг, –признается Кэйл в одном из своих последних интервью. Благодаря новым технологиям вы можете делать музыку самостоятельно, и многие сегодня делают ее именно так. Я начал заниматься этим очень давно, и, мне кажется, смог достичь своего уникального звучания. Это звучание зарождалось уже в первом альбоме Naturally", где в дополнение к вокальным партиям и гитаре я играл на пианино и басу; в этом же альбоме использовалась драм-машина. Впервые я начал так записывать, потому что не было денег расплатиться с большим оркестром. Сейчас же у меня их достаточно, чтобы нанять оркестр, но я по-прежнему делаю так, это уже само по себе стало моим фирменным стилем."
Фактически переломным в плане записи музыки можно назвать альбом Guitar Man, все партии в котором, как говорилось выше, были записаны силами всего трех человек, а сведение и звукорежиссура осуществлены самим Кэйлом. Альбом заметно отличается по звучанию от предыдущих работ и, пожалуй, местами выглядит сыровато, "как демо-запись", – словами самого Кэйла. В последующих двух новых студийниках Кэйл продолжает совершенствовать мастерство звукоинженера, часть трэков в них исполнена и сведена одним Кэйлом, хотя другие снова записываются с участием сессионников. "Я не люблю однообразия, – говорит Кэйл, некоторые треки я записывал с сессионными музыкантами с первого дубля, для других же – самостоятельно записывал и сводил все партии." В последних работах Кэйл достиг такого уровня мастерства, что даже "матерые" меломаны не могли определить сведения партий. Лучшим примером является великолепная Former Me с альбома Roll On, все партии которой записал и свел Кэйл самостоятельно.
Возможно, из-за этого фирменного стиля, признаваемого далеко не всеми, каверы его композиций намного известнее оригиналов. Кроме того, музыканты, исполнявшие каверы, всегда были более раскрученными, и подавали запись более артистично, более ярко, до кучи производя ту самую окончательную "шлифовку", которой подчас недостает Кэйлу. Но с другой стороны, в их исполнении кавер становился пусть и хитом, но несколько обезличенным, а в вещах, исполненных самим Кэйлом, он и его фирменный почерк узнается безошибочно.

В настоящее время Кэйл ведет тихую и размеренную жизнь: играет в клубах, когда ему вздумается, сочиняет и записывает песни, когда есть вдохновение, преимущественно в домашней студии. "Я просто гитарист и автор песен, в шоу-бизнесе мне делать нечего", - говорит он. О его личной жизни практически ничего не известно.
Песен, которые стали основой каверов, у него около 40 (и это, конечно, не окончательная цифра), интерпретаторов же - сотни: Карлос Сантана, Джонни Кэш, lynyrd Skynyrd, Spiritualized, Allman Brothers, Nazareth, The band, Донован, Deep Purple, Джон Майалл... Из наших отметились Калинов Мост, Чиж, Кирилл Комаров.

Официальная дискография (на ноябрь 2011 года)

1971 — Naturally
1972 — Really
1974 — Okie
1976 — Troubadour
1979 — 5
1981 — Shades
1982 — Grasshopper
1983 — 8
1984 — Special Edition (сборник )
1990 — Travel Log
1992 — Number 10
1994 — Closer to You
1996 — Guitar Man
1997 — Anyway the Wind Blows (ремастеринг)
1998 — The Very Best of J.J. Cale (сборник)
2000 — Universal Masters Collection (сборник)
2001 — Live
2004 — To Tulsa and Back
2006 — Collected (сборник)
2006 — The Road to Escondido (дуэтный альбом с Эриком Клэптоном)
2007 — Rewind: The Unreleased Recordings (сборник неопубликованных вещей ранних лет)
2009 — Roll On

Отредактировано Lazy cat (2011-11-26 12:35:29)

+1

2

А это оригинальная версия (1979 г) одной из вещей, на которую сам Кэйл сделал ремейк вместе с Клэптоном для альбома The Road To Escondido

Дивчина - Кристина Лэйкленд

Отредактировано Lazy cat (2011-11-25 19:03:10)

+1

3

Песни некоторые слышала, а про самого дядечку ничего не знала... Хорошие блюзы.
Мне кажется, что человека, которого Марк Нопфлер и Эрик Клептон называют учителя, нужно все-таки в "классики рока" определить. http://bestsmiles.net.ru/d02047_248_4061.gif

0

4

ОК, я бы его тоже в классики определил, но оставил право вынести окончательный вердикт за тобой :)

0

5

Фрагмент одного из редких интервью Кейла, данного журналу "Musician" в ноябре 1992

Кейл: Все мои пластинки - в некотором роде демо-записи. Некоторые из них записаны вживую, некоторые - в студии, с первого или второго раза, а для двух или трех пришлось сделать кучу дублей. Я редко что-то переписываю начисто. Конечно, надо бы это делать, - смеется Кейл. - Для радио, к примеру, надо отшлифовать звук. Но в основном я записывал свои вещи для музыкантов, которые потом их исполняли сами, так что я частенько оставлял их и на стадии демо-записи".

- Что заставляет вас отправляться на гастроли и играть концерты, когда у вас нет новой пластинки, которую нужно раскручивать?

Кейл: В последние годы мне действительно нечего было раскручивать во время турне. И я не делал на этом денег - к моменту возвращения домой автобусы, фургоны, гостиницы и сопровождающая группа съедали всю прибыль. Но мне нравится играть. Я музыкант. Я могу собрать 200-300 человек в любом городе - постоянный круг любителей такой музыки. Это не ради денег, не ради раскрутки, это не коммерция. У меня нет своей фирмы грамзаписи. Я музыкант, мне просто нравится ездить и играть. Я делаю это не слишком часто - шесть недель в году, не больше. Притом что остальные десять с половиной месяцев я тоже не бездельничаю, учтите. Но хотя бы раз в год я стараюсь съездить куда-то поиграть - в основном, в пределах США. Опять же, я сочинитель, и я заряжаюсь идеями, слушаю новые группы, встречаюсь с новыми людьми во время поездок, что для меня важно.

- Расскажите о вашей коллекции гитар.

Кейл: Я их начал собирать в 70-х годах. Теперь я больше их не собираю, но купил уже достаточно гитар, штук 20-30 или около того. Мне всегда нравились старые "Gibson"'ы. Я съездил на старый завод в Каламазу, как раз перед его закрытием, и понял, что старые американские гитарные фирмы отжили свое. Корейцы и японцы попросту оставили их без работы, как и в других областях бизнеса. В свое время были "Gretsch", "Gibson" и "Fender" - основные марки, не считая "Epiphone", "Guild" или "Harmony". Я всегда был их поклонником - знаете, вроде как любители peтpo-автомобилей. И я купил несколько гитар - две-три совсем старые и несколько старых на тот момент. Как раз перед тем, как они свернули дело. Гитары для меня - произведение искусства. Я смотрю на них, как другие смотрят на картины Рембрандта. Многие годы я был настолько беден, что, если мне хотелось купить новую гитару, я должен был продавать старую. Я не мог себе позволить иметь две гитары. Мне всегда нужно было наскребать деньги на гитару или усилок. Потом, когда я добился успеха, то подумал: "А ведь я могу пойти в музыкальный магазин и купить хоть пять гитар!" Кроме того, я люблю переделывать, усовершенствовать гитары, это мое хобби.
При записи первых пяти или шести альбомов я пользовался старой "Harmony" с круглой дыркой, и очень скоро она уже не была акустической "Harmony" за 50 долларов. Я раздолбал ее до основания, и мне пришлось проволокой прикрутить гриф к деке. Каждый раз, когда мне надо было отправляться в турне, она могла развалиться на части в самолете, или, скажем, прямо на сцене мог отказать звукосниматель - так что я без конца переделывал ее. На записи первых пяти-шести альбомов у меня была только эта старая "Harmony". Кажется, был у меня и электрический "Gibson" - но это была модифицированная акустическая гитара со множеством звукоснимателей.

- А какие усовершенствования вы обычно делаете?

Кейл: Я делал со своей гитарой все, что только можно было сделать. У меня много усилителей, я добавлял вау-вау, когда это было модно, изменял саунд... Кроме того, я иногда просто приделывал микрофон к акустической гитаре, пытаясь добиться самого чистого звука, какого только можно, при минимуме приспособлений. Я без конца экспериментировал, потому что это доставляло мне удовольствие. Я не стремился достичь некоего особого звука, важен был процесс, а не результат. А когда я добивался какого-то звука, тем более было все в порядке. Сам процесс доставлял мне удовольствие - видоизменять гитары, используя их при записи, так, чтобы сказали: "Тут гитара звучит обалденно", делать с ними то да се, менять аудиоаппаратуру. На самом деле я никогда не писал песни как таковые - я просто изменял электронику или музыкальные инструменты, а затем добавлял ко всему этому свой голос, чтобы получилась песня. Бывало так, что я начинал записываться, и, к примеру, отказывал магнитофон - и мне тогда приходилось бросать все и часов шесть подряд заниматься исключительно починкой, а потом, когда все было опять в порядке, у меня пропадало настроение играть (смеется). Но мне нравилось этим заниматься - чинить и все такое. Некоторые песни получились именно как результат моей борьбы с электроникой.

- Эрик Клэптон однажды сказал, что больше всего ему нравится в вас ваша неповторимость, ощущение, что точно так сыграть невозможно.

Кейл: Да, я многое сыграл по-новому. Многие годы я был рок-н-ролльным гитаристом, вроде Чака Берри - когда был молод. А когда со временем я стал вроде как сочинять песни, мне было уже года 32-33, и к тому моменту я обнаружил, что многие играют хардкор. И я подумал: может, и мне стоит попробовать что-то другое, и посмотреть, смогу ли я открыть что-нибудь новенькое? Так что я заново переиграл все - и это сработало. Рок-н-ролл 60-х, 70-х… вы же понимаете, все на него опирались. И очень многим не нравилось то, что я делаю, потому что я на него не опирался. Зато там была некая экологическая ниша - и я пытался выяснить, как можно записывать пластинки, не влезая при этом на чужую территорию, так что я вроде как сделал что-то новое, чем больше никто не занимался.

- Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли: выступать или сидеть на завалинке, живя на отчисления за право исполнения ваших песен?

Кейл: Я делаю и то, и другое. Я же говорил, что, как правило, я гастролирую шесть недель в году. Возможно, теперь я буду работать больше, но если я работаю по шесть недель в год, выезжая на гастроли, потом около месяца пишу пластинку, так девять-десять месяцев я могу сидеть на завалинке и ничего не делать, правильно? Мне нет нужды работать двенадцать месяцев в году, мне кажется, я могу сделать то же самое за гораздо меньший отрезок времени. Это не значит, что в музыке мне все так просто удается, просто она не отнимает столько уж времени... Я знаю теперь несколько больше о том, чем я занимаюсь. Возможно, я стал менее требователен, возможно, я не принимаю это настолько всерьез, как когда-то. Я всегда боялся состариться бедняком, понимаете? Теперь, когда я состарился, и при этом не бедняк, я думаю: "Ну, хоть с этим-то я, черт побери, развязался!" Я просто счастливчик. Большую часть своей жизни я играл музыку, и мне за это платили - а этого довольно трудно добиться. У меня есть друзья. Я могу пойти поиграть где-то, люди меня знают. Я не то чтобы сильно знаменит, но в каждом городке есть несколько человек, которые слыхали обо мне, и они приходят меня послушать. И мне не нужно беспокоиться об аппарате и всем таком прочем. Так что я счастливчик, честное слово!

+1

6

After Midnight в авторском исполнении

Former me с последнего альбома (студийная запись). Все партии исполнены Кэйлом.

Отредактировано Lazy cat (2011-11-26 10:59:25)

+1


Вы здесь » Songs & Films » Легенды и монстры рока » J.J. Cale