Киноиндустрия США столкнулась с кризисом идей
МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Семь из десяти самых кассовых голливудских фильмов 2011 года были сиквелами, один — перезапуском старой франшизы, а остальные два — экранизациями комиксов, свидетельствует статистика, опубликованная в четверг в газете Daily Telegraph.
Самым прибыльным проектом года на американском рынке стала заключительная часть «Гарри Поттера» (Harry Potter and the Deathly Hallows — Part 2), выручившая в США и Канаде 381 миллион долларов. На втором месте оказались «Трансформеры: Темная сторона Луны» (Transformers: Dark of the Moon) с 352 миллионами долларов, на третьем — «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1» (The Twilight Saga: Breaking Dawn — Part 1) с 271 миллионом долларов, четвертую позицию занял «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (The Hangover Part II) c 254 миллионами долларов, пятую — «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides) с 241 миллионом долларов.
Вторая пятерка кассовых лидеров состоит из двух франшиз — пятого «Форсажа» (Fast Five, 209 миллионов долларов) и вторых «Тачек» (Cars 2, 191 миллион долларов), — двух блокбастеров по комиксам — «Тора» (Thor, 181 миллион долларов) и «Первого мстителя» (Captain America: The First Avenger, 176,6 миллиона долларов), — и «Восстания планеты обезьян» (Rise of the Planet of the Apes, 176,7 миллионов долларов), которое возродило к жизни франшизу, популярную в 1970-х годах.
Первый оригинальный, не основанный ни на каком литературном бестселлере сюжет встречается в списке блокбастеров на 15-м месте — это «Девичник в Вегасе» (Bridesmaids) Пола Фейга (Paul Feig).
Кроме того, существенные доходы начали приносить перевыпуски классических фильмов в 3D: трехмерный «Король Лев» (The Lion King) принес студии Disney 94,2 миллиона долларов, а в следующем году появятся обновленные «Красавица и чудовище» (Beauty and the Beast), «Звездные войны» (Star Wars) и «Титаник» (Titanic).
Кризис идей сказывается и на выручке: с прошлого года суммарный объем североамериканского рынка сократился на 4%, составив 10,15 миллиарда долларов, а по количеству проданных билетов 2011 год оказался на уровне 1995-го: тогда их было 1,26 миллиарда, теперь — 1,27 миллиарда.
Единственным источником оптимизма для Голливуда стали показатели иностранных рынков: та же заключительная часть «Поттерианы» выручила в общей сложности 1,3 миллиарда долларов, третьи «Трансформеры» — 1,1 миллиарда долларов, четвертые «Пираты» — 1,04 миллиарда долларов. Таким образом, американская касса, прежде составлявшая львиную долю прокатного дохода, теперь дает лишь треть, а то и четверть от общих сборов.
Самыми быстрорастущими рынками считаются Китай и Россия.
Объем российского кинорынка второй год кряду превышает миллиард долларов, что позволило нашей стране поделить шестое место в мире с Германией. Объем китайского кинорынка составил около 1,5 миллиардов долларов, однако там действует жесткая квота на иностранную продукцию — не более 20 наименований в год. Голливудским студиям приходится прибегать к совместным американско-китайским проектам, а китайские режиссеры начали приглашать к себе голливудских звезд. Одним из последних экспериментов в этой области стал «Цветок войны» (Flower of War) Чжана Имоу с Кристианом Бейлом в главной роли.