группа «мертвые дельфины» не имеет никакого отношения к андрею лысенко или дельфину. этот проект появился на свет в 1996 г. в ингушетии. его основатель артур ацаламов утверждает, что все началось с «песни мертвых дельфинов», которая положила начало дельфиновской философии. «мертвый дельфин» - каждый из нас является какой-то частью этого организма, - говорит артур, - даже наш слушатель может сказать, что он полноправный член этой группы. просто потому, что у него есть уши. нас с каждым разом больше, коллектив пополняется с каждым слушателем все больше, больше и больше. надеемся, вскоре вся россия будет группой «мертвые дельфины».
следующей вехой в истории коллектива стала поездка артура в москву 25 июля 2000 года. приехав в москву «с пустыми карманами и полной головой грандиозных планов», артур уже в октябре заключил контракт с лейблом extraphone. музыканты начали готовить дебютный альбом под рабочим названием «крики мертвых дельфинов». о стиле, в котором будет выдержана первая пластинка группы, артур говорит следующее: «в нас есть и альтернатива, есть гранж, есть этника, даже что-то ирландское тоже есть. есть что-то северное, есть что-то южное. я не придерживаюсь каких-то определенных вкусов, стилей».
работу над альбомом пришлось прервать зимой, когда умер бас-гитарист. следующие полгода артур, по его собственному признанию, «боролся с демонами», пока 6 июля 2001 года не узнал, что "мертвые дельфины" приглашены на фестиваль «нашествие-2001». правда, за эти полгода артур, все-таки прервав борьбу с демонами, успел собрать новый многонациональный состав «мертвых дельфинов» (бас-гитарист из тбилиси, ритм-гитарист – уроженец мурманска, соло гитарист и барабанщик-саратовчане, сам артур родился в грозном). что интересно, для молодой команды это был не просто дебют перед многотысячной аудиторией в компании признанных грандов, но и дебют перед столичным и меломанами вообще, поскольку за все время нахождения в москве группа вела сугубо студийную работу.
ильясов назир бамат-гиреевич: гитара родился 16 мая 1978 года
отличительным внешним признаком назира ильясова является крайне сосредоточенный вид и партизанское выражение лица во время выступлений группы. сосредотачивается назир в первую очередь на любимой гитаре, за подтрунивания над которой вполне можно схлопотать пару «ласковых» взглядов и кровную обиду на всю оставшуюся жизнь.
как выясняется из протокола допроса пленённого и напуганного грозным видом диктофона этого «мрачного гитариста» «мёртвых дельфинов», вся внушительная невозмутимость назира — не более, чем сценический имидж. потому что в детстве назир отличался крайней неугомонностью и непоседливостью: «я постоянно сбегал из дома, вечно лазил, где не просят и частенько дрался». родителям периодически приходилось выдвигаться на поиски шустрого назира и в буквальном смысле слова вытаскивать его за уши из всяких непредназначенных для игр мест обитания.
причем попадал в подобные ситуации назир по парадоксальным мотивам: однажды, загипнотизированный совершенной формой коробка со спичками из зеленой серы, назир сверзился в трехметровой глубины котлован. первым действием по спасению собственного организма было… правильно, немедленно схватить и спрятать подальше в карман вожделенные спички. а после этого уже можно было и о способах на предмет «и как же теперь отсюда выбраться?» позаботиться. впрочем, позаботился об этом брат назира, сбегавший за родителями, которые появились на месте событий с металлическим тросом очень вовремя, потому что к котловану вовсю направлялся эскаватор, с явным намерением закопать малолетнего похитителя зелёных спичек. за излишнюю любознательность.
иллюстрация к жестокому детскому стишку: «мальчик на стройке с бетоном играл». охотника за спичками отбили у целеустремленного экскаватора, вытащили из котлована и «первым делом ка-а-а-ак всыпали хорошенько!» мораль сей басни такова: дети, не играйте со спичками на стройке, иначе страна останется без ритм-гитаристов.
и вообще, дети, не играйте со спичками и, главное, не давайте их в руки назиру — останетесь без игровых площадок в детских садиках. т.к. по результатам подземной добычи спичек назир имел обыкновение их практически использовать, поджигая деревянные паровозики в соседском детсаду.
как гипотетически следует из этих поучительных историй детства — назир подсознательно хотел стать пожарником. ну, или хотя бы шахтером — доподлинно неизвестно. самым невинным развлечением этого разностороннего естествоиспытателя была игра на венике, которая и повлияла коренным образом на род занятий назира.
но изменения происходили очень постепенно и последовательно, а также с истинно творческим размахом. на перечисление одних спортивных секций, в которых успел позаниматься назир, уйдет пол-страницы убористым почерком: «драм-кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…». ну, насчет «петь» — это вопрос к несколько более другому «мёртвому дельфину», а вот фотокружки, кружки моделирования, настольный теннис… помимо всего этого, по ночам назиру не давала покоя осуществившаяся в 9 лет мечта о вступлении в картинг-клуб. откуда родители, расстроенные дикой скоростью изощренного уничтожения одежды, очень скоро забрали назира домой. напоследок расстроенный юный гонщик взял второе место в соревнованиях и отправился на поиски новых увлечений.
новым увлечением стал спорт, отношения с которым складывались непросто: для начала назира с братом вежливо отправили на выход из тренажерного зала — по причине юного возраста и недостаточной еще сформированности скелета. обиженный назир пошел вразнос по спорту, успев перепробовать бокс, каратэ, дзюдо и спортивную гимнастику. куда ни кинь — везде отчетливо мешали бухгалтерские курсы, которые начались еще во время обучения в школе (видимо, не зря назир с артуром — самые устойчивые «мёртвые дельфины»: бухгалтер бухгалтеру — брат, товарищ и друг).
после окончания школы назир принялся упорно готовиться к поступлению в кабардино-балкарскую сельскохозяйственную академию. карьера агронома-технолога прельстила его настолько, что даже ненавистную ботанику и химию назир, обливаясь потом, учил ночи напролет.
года через два назиру поведали о неизвестном еще для него виде восточных единоборств — кёкушинкай. к этому стилю контактного каратэ назир подошел со всей ответственностью — очень уж ему нравился зеленый цвет пояса. но остановиться в своих достижениях пришлось на синем, т.к. академия была закончена и пришло время возвращаться домой.
музыка для назира началась в нальчике, хотя с детства все старшие мужчины в семье играли вечерами на гитаре. в детстве назир не вышел ростом и размером кистей рук для покорения любимой женщи… гитары, то есть, и терпеливо ждал, надеялся и взрослел.
посчитав, что для гитары он повзрослел достаточно, назир с присущим ему упорством принялся ее, собственно, покорять. упорно «снимал» аккорды песен «кино», «наутилуса», перейдя со временем на «нирвану» и более серьезные группы. помимо осуществления детских мечт, назир в то время впервые увидел выступление артура со старым составом на «студенческой весне» 1997 года и интерес к спорту переломным образом перешел в интерес к музыке. упорство назира было целенаправленным и объяснимым: он учился в надежде на то, что его пригласят в группу.
артур же, привыкнув к собрату-бухгалтеру, как к «товарищу, брату и другу» — помогал осваивать репертуар «мёртвых дельфинов», но полноценного гитариста группы в нем упорно не видел, пока не пошел очередной поиск на вакантное место и кого-то не осенила простая и очевидная мысль: назир же уже гитарист, оказывается! назир, молча ждавший этого момента целый год, аккуратно сложил барабанные палочки, которыми баловства для постукивал за ударной установкой и подумал про себя: «ну наконец-то! не прошло и полгода!» с тех пор назир окончательно распрощался с перспективами спорта, о чем ни разу не жалеет: «группа «мёртвые дельфины» — это моя семья».
как примерный семьянин и просто один из целеустремленных «мёртвых дельфинов», назир очень оптимистично смотрит в будущее: «всё будет хорошо. просто потому, что такой материал не может пропасть даром. мы станем известными и заберем себе все премии «грэмми», vma и что там к ним еще прилагается». что тут скажешь? «дельфин большой — ему видней».
помараев александр александрович: бас-гитара. родился 5 октября 1979 года.
«музыка преследовала меня, начиная с самого детства: в 7-8 лет меня отдали в музыкальную школу по классу флейты, где и пришлось отбарабанить 8 лет — сначала на блок-флейте, потом на обычной. учиться ужасно не нравилось, так как делалось всё это в основном для успокоения родителей. очень тяжело давались такие предметы, как музыкальная литература и сольфеджио. но я прилагал немалые усилия и мне всегда удавалось сдать экзамены хорошо, чему преподаватели немало удивлялись: ничего не учит, а экзамены сдает».
помимо «немалых усилий» по отношению к учебе на флейте — саня одновременно умудрялся прикладывать немало усилий по отношению к прогулам этой же самой музыкальной школы: «я часто сбегал с занятий и бродил по магазинам вместе со своей флейтой, после чего с чувством глубокого удовлетворения возвращался домой». кроме побегов из музыкальной школы, саня так же старательно и с чувством подсознательного страха увлеченно бегал в школе от зубных врачей и всяческих плановых прививок.
с горем пополам саня закончил музыкальную школу и на некоторое время ограничился ролью завзятого слушателя «очень разной музыки в больших количествах»: майкл джексон, пола абдул — в качестве поп-меню, vanilla ice… а дальше начался рок-н-ролл. начался очень просто: ни с того, ни с сего саня, наслушавшись культовых rhchp, поймал «бзик» и срочно захотел бас-гитару в безраздельное пользование. инструмент ребенку купили, причем достаточно дорогой, а вот дальше пришло время призадуматься: придя домой и открыв чехол, саня постиг размеры бедствия и расстроился: «боже мой! зачем я ее купил — теперь мне придется учиться на ней играть!» учиться пришлось начинать самому, с помощью знающих знакомых, потом пошли в дело «группы-однодневки, выступавшие там-сям и тут-вам-не-здесь».
с высоты нынешнего своего профессионального статуса о музыке и гитаристах саша помараев отзывается примерно следующим образом: «у нас очень мало людей, действительно умеющих играть: они много выступают, но приходит такой человек в студию — и становится понятно, что никакой он не музыкант. светит, но не греет. а есть люди, которые умеют играть минимум, но в этом минимуме есть все: душа, мастерство, понимание музыки. и я всегда стремлюсь именно к этому минимуму».
помимо музыкальных устремлений, саня ведет по-московски размеренный рабочий образ жизни: «работаю в рекламном агентстве менеджером среднего звена. работа эта, если честно, угнетает, но это реальная возможность зарабатывать на жизнь. знаешь, как у шнура: «step-by-step, пока от монитора не ослеп». собссно, вот такая жизнь у басиста «мёртвых дельфинов».
а нашелся такой басист «мёртвых дельфинов» до изумления неожиданно и вполне в духе современных информационных технологий. до сих пор изумленный этим «диким подогревом всевышнего», артур ацаламов вспоминает сашино пришествие в группу:
«саня нашелся так, как хорошие музыканты в принципе не находятся! когда «на моей луне» пошла в хит-парады и стало ясно, что нужно срочно сколачивать состав — первым делом ринулись искать басиста.
кинули объявление в интернет, на какой-то совершенно отстойный музыкальный форум, следующего скромного содержания: «группа «мёртвые дельфины» ищет бас-гитариста. любителям «арии» и «киша» — просьба не беспокоить, мы играем хорошую музыку». на следующий же день позвонил саня, который слышал нас еще на «нашествии-2001», где выступал с группой «магнитная аномалия». договорились встретиться на репетиционной базе и «попробовать» друг друга. пришли вполне такие нормальные современные «перцы»… а потом саня как выдал нам кач! мы все только переглянулись: «да так не бывает!» с тех пор вот так вот мы и рубимся».
сам саша излагает свое появление в «мёртвых дельфинах»:«получилось очень просто: я на тот момент расстался со своей последней группой, решил немножко отойти от музыки, немножко переждать, все взвесить и понять: нужно ли мне к чему-то стремиться и продолжать дальше заниматься этим делом. я читал очень много объявлений разных групп, слушал большое количество демок, много куда звали, но оно того не стоило: ни музыки, ни голоса. я увидел объявление, что требуется басист, «только чтобы играл» — думаю: «господи, ну что за объявление!». позвонил артуру, тот предложил скачать пару песен с официального сайта и мне понадобилось буквально 10 секунд, чтобы понять: это то, что я искал.
я понял, что артур — человек не «пустой» и чувствует музыку. сразу перезвонил, захватил с собой барабанщика саню, с которым мы были уже сыграны. артур был очень осторожен в выборе, но, попробовав две песни, сказал: «ребята, если так пойдет и дальше — то всё будет просто супер!» все остались довольны и до сих пор играем вместе» (прим. — барабанщик саня ушел из группы после выступления на «нашествии-2003» в силу личных причин, и стараниями все того же саши помараева в группе появился сергей золотухин).
как протекает процесс «играем вместе»:
«я уверен в том, что в музыке главное — голос, подача, а второстепенное — это уже музыканты, которые, конечно же, должны играть хорошо. но если нет вокала — это всё. для меня смысловая нагрузка имеет мало значения, главное — дух песни, её энергетика и то, что я чувствую в момент игры. ты не поверишь: я не знаю большую часть слов наших песен, легко могу перепутать названия. вот смотри — например, я говорю: «артур, ну вот та песня, где «я люблю тебя»…» артур, возмущенно: «не я люблю тебя, а я куплю тебя!».
то есть, я путаюсь, но это не говорит о том, что я не знаю материала, это говорит о том, что я вижу — какое это имеет значение для артура: какие-то личные моменты, переживания… и я просто подхватываю, я на этой волне, для меня важно просто эмоционально поддержать, я сам сопереживаю эти моменты. но для этого мне не нужно знать слова, вникать в философию… философия — это вообще всё для девушек, а группа «мёртвые дельфины» должна делать музыку нормальную! вот такие дела.
на сегодняшний момент «мёртвые дельфины» — это этап в моей жизни. я очень хочу, чтобы мы чего-то добились, появилась сплоченность, которая, в принципе, есть уже сейчас, но нам явно не хватает выступлений и насыщенного гастрольного графика. в таком случае мы проводили бы вместе гораздо больше времени, чем сейчас, встречаясь большей частью на репетициях и концертах.
очень хочется, чтобы у нас была грамотная организация и менеджмент, и чтобы каждый занимался своим делом. еще очень хочу, чтобы люди в местах, где мы будем выступать — действительно понимали: что мы делаем. чтобы не было лицемерия, фанатизма этого пустого подросткового... чтобы к группе «мёртвые дельфины» было осмысленное взрослое отношение».
дополнительным стимулом участия сани во всем этом дельфиновском безобразии незримо является «тёплое дружеское предупреждение» артура: «саня, если тебе предложат играть в какой-нибудь крутой группе типа rhchp или radiohead, и ты от нас уйдешь — я тебя найду и зарежу нафиг. нельзя таких басистов терять!»
золотухин сергей валерьевич: барабаны. родился 20 августа 1979 года в москве.
будущий «главный по тарелочкам» группы «мёртвые дельфины» с первого класса и до среднего школьного возраста увлекался химическими опытами, с любопытством наблюдая за превращениями веществ в пробирках, устраивая маленькие локальные взрывы и потихоньку поджигая занавески в квартире.
ничто, как говорится, не предвещало масштаба разрушений в размере завалов переломанных барабанных палочек и отбитых соседских ушей, пока у сергея не начался, по его выражению, «пубертатный период». а начался он, собственно, с занятий музыкой: школьные добровольно-принудительные экзерсисы на фортепиано, эксперименты с гитарой… и закончился весь этот мультиинструментализм точно найденным призванием, располагавшимся за ударной установкой.
особенно много времени на творческие поиски не потребовалось, т.к. уже в 14 лет серега вовсю барабанил в своей первой группе, постигая ритмические рисунки и профессиональные приёмы методом «научного тыка» и ориентируясь при этом в основном на «тяжелую музыку» импортного производства. в чем ему немало помогал ударник «чёрного обелиска» володя ермаков, у которого сергей по знакомству брал уроки.ближе к школьному выпускному стало ясно, что музыка и ударные — «это уже диагноз», всерьёз и надолго.
степень серьезности намерений подтверждается тем фактом, что подаренный на день рождения компьютер, выдержавший немало геймерских усилий сёреги и рухнувший под натиском вирусов, был без сожаления продан и заменен на свежекупленные барабаны. с целью заниматься всем этим грохотом уже на серьезной профессиональной основе. помимо этого все сомнения, которые обычно преследуют вчерашних выпускников школы: «что делать? куда поступать?
и как размножаются ёжики?» — были решены в пользу музыкального училища эстрадно-джазовой направленности. атмосфера учебного заведения сильно повлияла на неокрепший рок-н-ролльный склад характера серёги: увлёкшись джазом, как «более умной и содержательной музыкой», он усердно занимался по 10-11 часов в сутки (чему немало были «рады» все окружающие соседи), забывая при этом, как минимум, нормально питаться и вовсю гордясь силой своей воли и характера.
продолжать гордиться достижениями своего характера сереге пришлось уже в больнице с диагнозом «истощение организма». на волне истощения серега скоропостижно решил, что джаз он играть не умеет, отчего сильно расстроился и «подвис» на некоторое время. барабаны были проданы вслед за компьютером, как главные виновники морального и физического истощения, а серёга тем временем уже вовсю грезил о романтической карьере официанта в вегетерианском ресторане. вегетерианские грёзы перемежались парфюмерными, с чем связан компрометирующий факт серегиной биографии: в канун 8 марта сергей решил опробовать принципиально новый способ трудоустройства, выбрав для места действия гум.
найдя охраняемый отдел парфюмерии, серёга со скучающим видом свистнул с полки флакон туалетной воды и неспешно поволок его на выход, попутно наблюдая за реакцией ошарашенного такой беспардонностью охранника. профессиональные инстинкты у охранника сработали с некоторым опозданием, и задержали кандидата в парфюмеры уже далеко за выходом из магазина, в порыве негодования грохнув флакон туалетной воды на пол. серёге пришлось применить всю силу своего красноречия, чтобы убедить охранника в непорочности своих трудоискательных намерений, что, в принципе, удалось: собеседование было назначено «на после праздников». судя по нынешнему профессиональному статусу сергея золотухина — на собеседование это он благополучно задвинул.
продолжил свои творческие поиски сергей уже в институте по специальности «режиссёр рекламных роликов», т.к. его притянула к себе обаятельность режиссуры и творческое начало рекламы. интерес к рекламе сошел на «нет» еще до начала первой сессии, потому что наблюдать «огромный поток 18-летних придурков, напрочь не слушающих лектора» — было выше серьёзных серегиных намерений.
к общему знаменателю своих творческих поисков и первоначальному диагнозу «барабанщик» серёга пришел не без помощи своей девушки, перед строгим лицом которой решил доказать свою профессиональную состоятельность. договорившись «побарабанить» со знакомым в августе прошлого года, случайно встретил там сашу помараева. через несколько дней саша позвонил и рассказал про интересный проект «мёртвые дельфины», которым на тот момент требовался ударник, и поделился демо-записью.
первая совместная репетиция состоялась на улице 1905 года, где сергей и познакомился с группой в ее нынешнем составе. по словам серёги, «всё было очень красиво и ненапряжно», назир и артур произвели «неизгладимое визуальное впечатление», попутно «разведя» кандидата в барабанщики на возраст с одной им известной корыстной целью. некоторое время после этого серёга был уверен, что артур и назир — 22-летние пацаны, путался в правильном произношении имён и смущенно реагировал на то, как его воспринимают в должности нового ударника группы.
несмотря на вышеперечисленное и четко выраженный характер каждого из «мёртвых дельфинов» — серёга считает, что общий язык в группе находится без особых напрягов и в первую голову «мёртвые дельфины» интересны для него внутренним настроением, взаимодействием, а музыка и хиты — понятие более абстрактное. «мы занимаемся этим, чтобы получать удовольствие» — эти слова саши сергей всегда держит в голове, что выражает часть внутренней философии ритм-секции группы «мёртвые дельфины».
2 июля 2007 года сегея золотухина не стало. он повесился в своей квартире. никто из его родных и друзей-музыкантов из группы "мертвые дельфины", не смогли предположить, что именно заставило его уйти из жизни...
zvezdi.ru