Дата рождения: 9.11.1953
Биография:
Актер, продюсер, режиссер, сценарист.
Малкович учился на биологическом факультете Чикагского университета, но увлекся театром и после окончания учебы начал выступать в чикагском театре «Степпенволф». В 1984 за роль в спектакле «Настоящий Запад» по пьесе Сэма Шепарда получил приз «Оуби». Режиссер Роберт Бентон увидел его в этой роли: «Я подумал, что он либо психопат, либо величайший актер нашего времени, ребячливый, неприглядный цирковой уродец, смешной и эксцентричный». Режиссер снял не юного, 31-летнего актера в дебютной для него в кино роли слепца (номинация на «Оскар») в фильме «Место в сердце» (Places In The Heart, 1984). В том же году Малкович сыграл вместе с Дастином Хофманом в бродвейском спектакле «Смерть коммивояжера» (Death of a Salesman), за телеверсию этого спектакля получил премию «Эмми».
Странные, действительно, маргинальные и извращенные типы, которых порой воплощает Малкович на экране, как бы дополняют складывающееся в мозгу зрителей представление о нем как о дьяволе-искусителе, по крайней мере падшем ангеле, попавшем в хитро расставленную (подчас им же самим) ловушку. Сам Малкович не раз намеренно потворствовал подобным впечатлениям, трактуя своих героев как физически или умственно ущербных людей («Место в сердце», «О мышах и людях», Of Mice and Men, 1992), гомосексуалистов («Стеклянный зверинец», The Glass Menagerie, 1987), невольных и, напротив, бравирующих развратников («Опасные связи», Dangerous Liaisons, 1988; «Мэри Райлли», Mary Reilly; «Портрет леди», The Portrait of a Lady, 1996), почти безумцев («На линии огня», In the Line of Fire, 1993 — еще одна номинация на «Оскар» за роль; «Сердце тьмы», Heart of Darkness, 1994), педофилов («Чудовище», The Ogre, 1996) и просто разочарованных, впавших в глубокую депрессию («Под покровом небес», The Sheltering Sky, 1990).
Актер объясняет это «очуждение» персонажей несомненно по-брехтовски: «Как говорил Брехт, нужно заново изобретать реальность. Реалистичное — не всегда очевидное. Надо найти реальность, которая удивит и шокирует». На самом же деле, Малкович прекрасно осознает, что причина маргинальности и даже чуждости этих героев по отношению ко всему остальному миру кроется гораздо глубже. Он ведь сам остается непонятым и как бы нездешним, а порой и человеком не от мира сего для тех, кто привык все на свете воспринимать согласно незыблемым рамкам. Актер настолько строго подходит к своим экранным работам, что жалеет почти обо всех фильмах, за исключением, пожалуй, «Опасных связей» (как ни странно, эта лучшая и самая знаменитая роль актера даже не была выдвинута на соискание «Оскар») и «Места в сердце». Малкович во многих ролях существует дистанцированно — мало того, что герои будто отделены от всего некой непроницаемой стеной, но и сам он оказывается своего рода наблюдателем и комментатором событий. Любопытно, что Роберт Бентон сразу же отметил особую склонность этого актера: «Он исследует характер так же, как писатель, а не так, как другие актеры, которых я знаю». Именно эту способность Малковича быть словно незримым свидетелем происходящего, кем-то посторонним, спустившимся из-за облаков на грешную землю, ходящим среди людей и порой даже участвующим в том, что случается с персонажами, которые больше похожи на плод его собственной фантазии, почувствовали лучше всего Микеланджело Антониони и Вим Вендерс в картине «За облаками» (Al di la delle nuvole, 1995).
Герой-кинорежиссер сам рассказывает придуманные им истории, наброски к неосуществленным фильмам, что-то подсматривает в реальности, выступает и как демиург-манипулятор, дергающий за нитки подобно заправскому кукловоду, и одновременно тоже вынужден играть одну из ролей в этом кукольном спектакле под названием Жизнь. А ведь зачатки этого образа наличествовали уже в картине «Поля смерти» (The Killing Fields, 1984). Малкович также одобрительно отзывается о ней, хотя и считает, что мог бы сыграть лучше роль американского фотографа, который с любопытством и в то же время отстраненно следит за агонией марионеточного камбоджийского режима в 1975 году, после провала южно-азиатской военной авантюры США. И фильм «Опасные связи», основанный, кстати говоря, на эпистолярном романе, то есть своеобразных записках очевидца в предреволюционную эпоху во Франции конца 18 века, является, по сути, двойственной хроникой нравственного падения и неизбежной смерти дворцового интригана, виконта Вальмона, который сам запутывается в расставленной паутине и выглядит уже как трагически пострадавший герой. Неким обобщением этой темы стал фильм «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich, 1999) — три номинации на «Оскар», 4 номинации на премию «Золотой глобус», — в котором объектом манипуляций становится сам актер, играющий в картине самого себя. Сюреалистический сюжет фильма построен на том, что существует дверца, ведущая непосредственно в мозг Малковича, и герои борются за право быть им, чтобы удовлетворить свои желания славы, любви, вечной жизни.
Отредактировано Maryana (2010-07-03 01:49:00)