«Потрошители»: интервью с Форестом Уитакером
Форест Уитакер – одна из самых неразговорчивых звезд мирового кино. Может, это и к лучшему: его дело, как он сам признается, рассказывать истории. А уж интерпретируют их пусть зрители. Его последняя роль — Джейк, веселый потрошитель-убийца из недалекого будущего, где каждый по желанию может заменить себе любой орган. В случае непогашения кредита за органом к несчастным являются двое замечательных парней, вооруженных скальпелем и вакуумным пакетом: Уитакер и Джуд Лоу составили вместе совершенно неожиданный дуэт. На него стоит посмотреть.
Форест, почему вы согласились на роль, ведь это первый крупный проект Мигеля Сапочника?
Мигель позвонил мне, и мы поговорили и фильме. Мне понравилось его видение. Да и вообще, я работал со многими дебютантами. С ними часто бывает интереснее — они очень страстно относятся к тому, что делают, многие маститые режиссеры теряют эту страстность. Я предпочитаю работать с разными режиссерами — и независимыми, и крупными, снимающими блокбастеры. Каждый режиссер говорит на свой голос. Мне интересно знакомиться с другим голосом, даже если я могу быть не согласен с ним.
Вы не разочаровались?
С Мигелем оказалось интересно работать: на площадке он дает первый толчок для вдохновения, отправную точку для создания персонажа. Это может быть клип, музыка, обсуждение того, как сцена будет выглядеть в деталях, он дает представление о мире, который мы должны создать… А дальше позволяет тебе самому решать, что делать с этими знаниями. Если режиссер дает актеру возможность построить своего персонажа практически от начала и до конца — то я буду только рад работать с ним.
А вообще, будущее, которое вы создали в фильме, выглядит весьма правдоподобно…
Мигель изначально не хотел делать далекое будущее, в которое трудно поверить. Даже наши костюмы вполне современные, а не фантастические. Наши с Джудом кевларовые жилеты, такие и сегодня не в новинку. Наша обувь — самая обыкновенная обувь, такую носят и сегодня. Наша машина — это немного измененный «Фольксваген». Мы хотели быть впереди сегодняшнего дня лишь на пару шагов, чтобы вам было проще поверить в историю.
Вы довольны работой с Джудом Лоу?
Я думаю, главное, что между нами на площадке сложились отношения. Химия, простите за клише. Мы полностью доверяли друг другу. Мы тренировались и репетировали шесть недель, и у нас было время приглядеться друг к другу, понять, что за людей мы играем, прежде чем приступить к съемкам.
А вы встречали настоящих потрошителей, людей, которые отбирают у людей дома, машины?
О, нет, слава богу, мне не приходилось сталкиваться ни с теми, кто отбирает дома, ни с теми, у кого отобрали дом.
Ваш фильм о финансовом кризисе, о том, что все рухнуло из-за неумеренных аппетитов клиентов банков, берущих кредиты?
Он о многом, и о мировой системе финансов, и об американской системе здравоохранения. Это фильм о дружбе. И о потрошителях, которые работают на корпорацию и отбирают неоплаченные органы. И больше — о том, что один из друзей просыпается однажды и видит свою жизнь иначе.
А ваш герой делает то, что он делает только потому, что это его работа?
Наши герои выросли вместе, они прошли войну, и, вернувшись домой, им пришлось решать, что делать дальше в жизни. Это вопрос, который людям часто приходится решать: что делать, если они ничего не умеют, они могут только быть солдатами? Как им вернуться в общество? В фильме они нашли способ делать то же, что они делали на войне, только и всего.
Вы когда-то сказали, что для того, чтобы сыграть роль, вам нужно найти что-то в себе самом, что вашего в этой роли?
Дружба, глубокая привязанность к другу. Прощение, оправдания своего поступка, которые он ищет у самого себя в финале. Да и потом, они же во многом обычные люди – они ходят в бар, слушают музыку, выпивают, ужинают.
Но в итоге дружба такая странная получается…
Я думаю, о ней можно сказать как об обычной дружбе двух людей. Мы взрослеем, у нас меняются жизненные обстоятельства, появляются семьи, дети, дом, и в какой-то момент дороги друзей, когда-то шедших вместе, расходятся в разных направлениях. И мой герой, Джейк — из тех, кто хочет жить в мире, который ему хорошо знаком, он не хочет перемен и не верит в них. Он думает, что поступает правильно, он хочет оставаться рядом с другом, он боится, что их дружба и установленный порядок изменится. Он боится потерять смысл своей жизни.
Какая сцена была для вас самой сложной?
Это смешно, но та, которая в итоге не вошла в фильм. Когда мы с Джудом плавали на лодке. Было ужасно холодно, и дул сильный ветер. Это было тяжело физически, потому что на корабле было, конечно, некомфортно. Если вы хотели услышать от меня, что тяжелыми были тренировки, то я вам этого не скажу. Я отлично провел время на площадке, у нас была отличная команда, так что мы получали только удовольствие от работы.
А вы бы показали «Потрошителей» своим детям?
Да они смотрят далеко не все мои фильмы. Да и нет у меня таких уж ужасных фильмов. Если они захотят посмотреть «Потрошителей» — пожалуйста. «Последний король Шотландии» – почему бы и нет? У меня есть и просто замечательные фильмы для них, «Там, где живут чудовища», например. Хотя, пожалуй, мне бы не хотелось, чтобы они видели «Точку обстрела».
Вам удается оберегать свою частную жизнь от любопытных?
Да, хотя меня часто узнают на улицах, и вы не поверите — в Китае больше всего! А так как я снимался в разных фильмах, меня узнают и взрослые, и дети, и хиппи и консерваторы. Но я живу обычной жизнью. У меня есть семья, дети. Не знаю, насколько моя жизнь закрыта. Но мы так же как вы играем в футбол, делаем барбекю…
Вы сняли несколько фильмов в качестве режиссера, ищете роли, которые вам больше никто не предлагает?
Для меня главное не то, где ты находишься относительно камеры, а то, что обе работы дают мне возможность рассказывать истории. Я очень люблю рассказывать истории.
А в апреле я, надеюсь, начну съемки своего фильма. Это будет фильм о Луи Армстронге, я сам сыграю главную роль. Пока у меня такие планы на будущее.
Стоит нам ждать сиквела «Потрошителей»?
Почему бы и нет, никогда не знаешь, куда история завернет. Но не знаю. Не знаю.