13.02.1933, Коломна, Московская обл. - 24.01.2000, Москва
Заслуженный артист Украины
Начало
Лев Перфилов родился в городе Коломна Московской области. Школьные годы мальчика прошли в огне Великой Отечественной войны. Но большая мечта стать артистом, выйти на сцену, окрыляла юношу и помогала пережить все тяготы этой нелегкой жизни.
Окончив знаменитую "Щуку" в 1956 году, Лев Перфилов стал актером в киевском театре. Много ролей было сыграно артистом на сцене этого прославленного театра. Но главный образ был создан Львов Алексеевичем в спектакле "Судный день" про "этот проклятый Бабий Яр, который забирает жизни у тех, кто остался жить". Роль — глыба! Для Перфилова она стала главной ролью жизни. У актера была единственная задача: сделать так, чтобы его героя полюбили и поняли. И это ему блестяще удалось.
Но все же Лев Перфилов больше предпочитал роли в кино. Он обожал съемки, любил киностудию и главным образом работал именно в кино.
Лев Перфилов стал одним из самых интересных актеров второго плана отечественного кинематографа. С первой же роли в кино он зарекомендовал себя актером темпераментным, ярким. Его Франц Клавичек в дебютной героико-романтической драме "Павел Корчагин" Александра Алова и Владимира Наумова привлек искренностью, свежестью образа.
Новой же ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне "Циклон начнется ночью". После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, все газеты дружно отмечали: "Наконец-то появился актер, так убедительно играющий мерзавцев". Артист блестяще создал "маленький" образ, который не затерся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актерами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине.
Семидесятые годы
Талантливый и обаятельный актер не чурался ни комедий, ни драм, ни исторических кинолент. Режиссеры киностудии имени Довженко в 70-х годах удачно использовали неистовый темперамент, определяющий суть исполняемой Перфиловым роли - князь в исторической драме "Захар Беркут" о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка. Затем неповторимая роль в мистической драме режиссера Бориса Ивченко "Олеся" по одноименной повести Куприна, где в главной роли снялась неподражаемая Людмила Чурсина. Запоминающиеся, блистательно сыгранные роли в историко-биографическом военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон и почти следом в мелодраме "Путь к сердцу" - Виктора Ивченко.
Нельзя не отметить и поистине сказочную роль Льва Перфилова в современной сказке режиссера Евгения Шерстобитова "В тридевятом царстве" о гастролях Украинского самодеятельного ансамбля балета на льду, где актер снялся с такими корифеями кино, как: Ирина Мурзаева, Анатолий Папанов, Николай Гаврилов и Спартак Мишулин.
Потом, в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, алкашей, шпионов, пиратов и прочей "всякой нечести". Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Перфилов был искренне рад, что так произошло, ибо считал эти роли куда интересней, нежели безликие рабочие, шахтеры и пахари. Они продлили актеру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: Кашкет в "Старой крепости", Джексон в "Капитане Немо", Мочёный в приключении "Волны Черного моря", Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино", доктор Гук в военной киноленте "Где ты был, Одиссей?". И, конечно же, его персонажи в фантастической ленте "Кин-дза-дза", со своим плутоватым высказыванием: "Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!" и в "Приключениях Электроника" со строгой фразой: "Смотреть на шефа!".
"Место встречи изменить нельзя"
Творческой же вершиной в кино Льва Перфилова явилась роль фотографа Гриши "шесть-на-девять" в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", которая раскрыла новые грани дарования актера, принесла ему новый всплеск всенародной популярности. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать образ человека идейного, увлеченного, настоящего друга, не приемлющего фальши, обладающего обостренным чувством справедливости, открытого добру и правде. Вместе с тем, герой Перфилова не лишен обычных человеческих слабостей, он может запросто прихвастнуть перед друзьями. Все это вкупе сделало образ перфиловского Гриши живым и полнокровным. Перфилов сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актерами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский.