Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни (итал. Marcello Vincenzo Domenico Mastroianni, 28 сентября 1924 — 19 декабря 1996) — итальянский актёр итало-еврейского происхождения, который чаще других снимался у Федерико Феллини и Витторио де Сика. Его сосредоточенная, сдержанная манера исполнения послужила идеальным фоном для художественных поисков этих режиссёров.
Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1924 г. в горной деревушке Фонтана-Лири в Апеннинах. Мать — Ида Идельсон, еврейка, родилась в 1898 году в Минске, в 1906 году перебралась в Германию, а затем в Италию, где вышла замуж за итальянца. Всю жизнь Ида хранила тайну своего еврейского происхождения, особенно при Муссолини и в годы войны, и раскрыла её только перед смертью сестре своего мужа.
Детство и юность Мастроянни прошли в Турине и Риме. Во время Второй мировой войны Мастроянни был депортирован немцами в лагерь на севере Германии, однако сумел сбежать оттуда и в течение нескольких месяцев скрывался в Венеции. По окончании войны переехал работать в Рим, где стал играть (сначала на любительской основе) в труппе Лукино Висконти. Спектакли тех лет были выдержаны в сугубо (нео)реалистической тональности, равно как и первые фильмы с участием молодого актера.
Сыграв у Висконти в «Белых ночах» (1957) и у Марио Моничелли в криминальной комедии «Злоумышленники неизвестны» (1958), Мастроянни был замечен великим Феллини, который пригласил его на главную роль в своей грандиозной кинофреске «Сладкая жизнь» (1960). Этот фильм мгновенно сделал его известным и востребованным по всей Европе в непривычной для него актёрской ипостаси интеллектуала и космополита.
В 1961 г. последовали не менее восторженные отклики кинокритиков о работе Мастроянни в фильме Микеланжело Антониони «Ночь», где его отрешенная манера исполнения точно соответствовала режиссерской задаче передачи отчуждения, царящего в современном обществе. Следующие две картины с его участием — «Развод по-итальянски» со Стефанией Сандрелли (реж. Пьетро Джерми) и «Частная жизнь» с Брижит Бардо (реж. Луи Маль) — были ориентированы на более широкую аудиторию.
Выиграв две подряд награды Британской академии кино, Мастроянни исполнил главную роль в новом шедевре Феллини — «Восемь с половиной» (1963), после чего продюсер Карло Понти привлек его к ряду проектов с участием своей супруги, Софи Лорен. Под руководством режиссера Витторио де Сики Мастроянни и Лорен сыграли супругов в «Браке по-итальянски» и в другом популярном фильме, «Вчера, сегодня, завтра». Так родился один из самых знаменитых дуэтов мирового кино.
Хотя Мастроянни с 1946 года состоял в браке с Флорой Карабеллой, свою подлинную любовь он нашёл во Франции. Там он встретил актрису Катрин Денёв, у которой от него родилась дочь Кьяра — впоследствии известная актриса. Перешагнув сорокалетний рубеж, Мастроянни вновь работает с Висконти («Посторонний», 1967), Феллини («Рим», 1970) и Романом Полянским («Что?», 1973). Очередной проект с Витторио де Сикой и Софи Лорен — «Подсолнухи» (1970) — был осуществлён не без советского участия.
Во второй половине 1970-х и в 1980-х актёр снимался ещё больше, чем раньше. Каждый год выходило по нескольку фильмов с его участием, однако большая часть из них с художественной точки зрения оставляла желать лучшего. Хотя звездный статус Мастроянни несколько пошатнулся, критики по-прежнему благоволили к нему. В 1986 г. он получил приз Каннского кинофестиваля и был в третий раз выдвинут на «Оскар», на этот раз за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные».
В одном из последних своих фильмов — «Прет-а-порте» Роберта Олтмана (1994) — Мастроянни сыграл русского, который влюблён в героиню Софи Лорен. Он умер два года спустя от рака поджелудочной железы. У его смертного одра дежурили как законная супруга, так и мать его дочери — Катрин Денёв.