Она прожила с мужем более сорока лет и каждый день слышала от него признания в любви. Она никогда не изменяла себе и потому ни о чем не жалела. Ее называли русской Джульеттой Мазиной и Чарли Чаплиным в юбке.
В школе Надю дразнили артисткой — столько энергии было в озорной девчонке, которая посещала множество кружков, была хулиганкой и выдумщицей. Впрочем, это не помешало ей окончить школу в подмосковном селе Жаворонки с золотой медалью. Отец работал бригадиром на поездах дальнего следования, а мать — домохозяйка — обожала танцы и кино. Именно она привила дочери любовь к искусству. Но выбор профессии определила и нелюбовь к точным наукам. На актерский надо было сдать экзамены по литературе, истории и прочесть отрывок из художественного произведения наизусть, что казалось намного проще и приятнее, чем решение задач и уравнений. Но театральных вузов было несколько. Куда пойти? Она пришла в Школу-студию при ЦДТ, уже зная, что ей ближе: «Мне было 17, а принимали меня за четырнадцатилетнюю. Знала, что набирают в Школу МХАТа, где все будущие актрисы — маститые; в Вахтанговское — там все девушки стройные, длинноногие, мечтают сыграть принцессу Турандот. А Детский театр — это мышка-норушка в тереме-теремке. Зато мое». Впрочем, прочитав перед знаменитым Вороновым, исполнителем роли Фамусова, монолог этого героя из комедии «Горе от ума», она нимало не смутилась. Рост — 1 м 51 см, звонкий девчачий голосок… Казалось бы, Фамусов — далеко не ее образ. Да и комиссия тихо уползала под стол от смеха… Но ее приняли уже после первого тура.
С первого курса Надежда Васильевна уже играла в Детском театре. Ее амплуа — травести: актрисы, играющей юных и молоденьких девочек. После дебюта в фильме «Навстречу жизни» было восемь лет карьеры в этом амплуа. Исключением стала комедия «Неподдающиеся», где она «подросла» до роли комсомолки, пытающейся перевоспитать двух бездельников. Звездный час настал, когда режиссер Юрий Чулюкин приглашает Румянцеву в свой фильм «Девчата» на роль Тоси. Вокруг роли было немало интриг: поварихой Тосей хотела быть жена режиссера, тогда первая красавица советского кино, Наталья Кустинская.
Решение принял руководитель проекта Михаил Ромм, который заявил: «Играть будет эта пичуга». Исполнитель главной мужской роли Николай Рыбников буквально изводил Надежду из-за того, что в фильм не взяли его жену, Аллу Ларионову. При каждом удобном случае он пытался подколоть партнершу, показывая, что она никуда не годится. А актриса, не обращая внимания на интриги, просто работала. И ссор с Рыбниковым избегала. В конце концов, посмотрев часть отснятых кадров, Рыбников понял, что тратит душевные силы попусту, и даже попросил дать ему шанс и переснять некоторые сцены. Успех фильма был ошеломительным. Он получил призы фестивалей в Эдинбурге, Каннах и Мар дель Плата, где актриса получила премию за лучшую женскую роль. На награждение она вышла с голливудской звездой, голубоглазым красавцем Полом Ньюманом, который получил приз за лучшую мужскую роль в фильме «Мошенник». Надежда была в него даже немного влюблена. А советская пресса и зрители тем временем уже «поженили» их с Николаем Рыбниковым.
После фестивалей в Госкино пришло несколько приглашений из США на роли в голливудских фильмах. Румянцевой их даже не показали, а в Америку написали, что актриса занята. Она действительно активно снималась в эти годы. Режиссеры ценили не только талант актрисы, но и ее легкий характер. За «Девчатами» последовали «Королева бензоколонки» и «Женитьба Бальзаминова». Ей присвоили звание Народной артистки РСФСР, ее узнавали на улицах. Даже на рынке продавцы не хотели брать с нее деньги…
И вот тут она знакомится с дипломатом Вилли Хштояном. Вилли Вартанович работал в Министерстве внешней торговли и подолгу жил за границей. Никто не верил, что Румянцева сможет бросить блестящую карьеру ради семьи, а Хштоян перестанет заглядываться на женщин. Но общепринятые мерки и тут к Румянцевой не подходили: она повсюду следовала за мужем, стараясь разделить с ним любые трудности.
Когда в Египте появилась угроза войны, всех жен дипломатов срочно вывезли из страны. Но Надежда, наоборот, рвалась туда и буквально оккупировала министерство в Москве, пока чиновники, устав от нее, не сдались. Потом в Одессе она разыскала грузовое судно, отправлявшееся в Египет, и уговорила капитана — ее взяли на борт. Нетрудно представить себе реакцию мужа, получившего телеграмму «Надя едет! Встречай!».
С ролью жены дипломата в своей жизни она справилась так же блестяще, как и с предыдущими ролями в кино: выучила французский и английский языки, устраивала творческие вечера. На официальных приемах могла разрядить обстановку шуткой и даже специально для этого переводила на другие языки русские анекдоты. «Я хорошо знала, кто у нас глава семьи. Муж не должен говорить: «Я супруг Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича» — такой была ее позиция.
Когда они вернулись в Союз, Надежда Румянцева снова стала сниматься в кино. Но главным принципом для нее была не престижность роли, а ее нравственное начало. Она предпочитала дублировать сериалы, озвучивала мультфильмы. Ее голосом заговорила рабыня Изаура, Мартышка в «38 попугаях», утенок в «Утиных историях». А вот от роли в «Небесах обетованных» Эльдара Рязанова она отказалась, считая, что этот фильм не оставляет людям надежды. Но каждое воскресное утро для миллионов мальчиков и девочек начиналось с нее, ведущей телепередачи «Будильник».
Все, кто оказывался рядом с ней, чувствовали ее тепло и любовь. Чуть ли не с первых дней знакомства Румянцева подружилась и стала авторитетом для дочери Вилли Вартановича от первого брака Карины, а потом и внуком, который называл ее только Надюшей. Возможно, именно из-за своего позитивного отношения к жизни она всегда выглядела моложе своих лет, не сделав ни одной пластической операции. Ухаживала за цветами в саду, любила животных. Тяжело заболев, ни на что не жаловалась. Вела активный образ жизни, делала зарядку. Уже в больнице, в свои последние дни думала о муже, ругала его за то, что он мало отдыхает. Они прожили вместе более сорока лет, и каждый день он говорил, что влюблен в нее.