За что влюблялись в Одри Хепберн?
Мы так привыкли к очарованию Хепберн, и ее так часто имитируют, что уже легко забыть, как, снявшись впервые в "Римских каникулах" в 1953 году, она буквально одним стремительным рывком стала первой леди Голливуда.
С ее внешностью феи, высоким ростом и худобой, почти наводящей на мысли о болезненности, Одри появилось в то время, когда звезда должна была обладать формами, формами и еще раз формами - "желе на ножках", как назвали как-то героиню Мэрилин Монро в фильме "В джазе только девушки".
Режиссера этого фильма Билли Уайдера, однако, стройность Хепберн привела в восторг: "В то время когда так много официанток становятся кинозвездами, вдруг появляется некий стиль; появляются люди, которые по-честному ходили в школу, умеют грамотно выражаться и даже, может быть, играют на фортепиано".
Балериной не стала, но грацию сохранила
По словам фотографа Лео Фукса, 20 лет снимавшего кинолегенд 1950-1960-х и живущего сейчас во Франции, она была совершенно оригинальна. "Одри - это одиночка, таких немного, - сказал он в интервью Би-би-си. - Понятие "красивая женщина" очень трудно объяснить, но она была поистине красивой. Она всегда была очень соблазнительной. Она была талантливой актрисой и очень привлекательной".
Естественная грация
Родившаяся в Брюсселе в 1929 году, Одри Катлин Хэпберн-Растон была дочерью Джона Виктора Хепберн-Растона и баронессы Эллы ван Хеемстры. "Она нашего круга", - сказала после встречи с ней британская королева-мать своей дочери Елизавете II.
Получившая образование в престижной английской школе в 1930-е, годы Второй мировой Одри провела в консерватории голландского Арнхема. Затем училась танцам, надеясь последовать примеру Марго Фонтейн. Но ее рост в 170 сантиметров делал ее слишком высокой для прима-балерины. Хотя впоследствии ее перерастет любовь всей Америки Джулия Робертс (175 см), заявившая как-то, что она "слишком высокая, чтобы быть девушкой". Тем не менее, Одри навсегда сохранила грацию танцовщицы.
В 19 она пела в хоре на сцене лондонского Уэст-Энда, а в 1951-м пошла в кино, снявшись в ролях продавщицы сигарет и дежурной в отеле.
Вскоре, однако, ее заметила французская писательница Колет, и ей предложили большую роль на Бродвее, а следующим поворотом судьбы стали уже "Римские каникулы". Блестящее исполнение роли беззаботной принцессы, влюбившейся в простого смертного, снискало ей "Оскара" как лучшей актрисы. Впоследствии она еще четыре раза будет номинироваться в этой категории.
Определяющую для себя роль Хепберн сыграла в 1961 году в фильме "Завтрак у Тиффани". Ее реплика "Как я выгляжу?" была впоследствии обработана парижским ди-джеем Димитрием, и этот саундрек под названием "Очень стильная девочка" сопровождал многие показы мод 1990-х.
Лица, напоминающие Одри, любимы и сегодня
В 1964 году на экраны вышла "Моя прекрасная леди", в которой актриса пережила очередную трансформацию, сменив образ дамы из высшего света на роль простолюдинки. А к концу 1960-х она еще глубже погрузилась в эту сферу, сыграв слепую женщину в триллере "Дождись темноты".
После этого ее работа в кино замедлилась, а последней ролью стал ангел в работе Стивена Спилберга 1989 года "Всегда". Через четыре года, в возрасте 63 лет, Одри Хепберн умерла.
Но все эти годы она не предавалась безделью, посвящая всю свою энергию гуманитарной работе. В 1988 году Хепберн стала посланником доброй воли Международного детского фонда ЮНИСЕФ. Она и сама росла в условиях оккупированной Голландии (говорили даже, что ее стройность была результатом детского недоедания, хотя биографы припоминали, что у нее была склонность к анорексии, то есть отвращению к еде).
"Я знаю ЮНИСЕФ очень давно, с самой Второй мировой войны, когда она помогала тысячам детей, таких как я сама, изнуренным жертвам пяти лет немецкой оккупации Голландии, - говорила она. - Мы жили почти в полной нищете, как люди в сегодняшнем развивающемся мире".
Минималистка
Фотограф Сесил Битон уверен: своей внешностью и своим духом Одри украсила свое время. "Для того, чтобы появилась такая блестящая персона, вобравшая в себя дух времени, понадобились бельгийский фундамент, английский акцент и американский успех", - говорит он.
И правоту его, считает Битон, подтверждает то, что ей так часто подражали: "Кругом полно было чахлых юных леди с ощипанными, как у летучей мыши, волосами, и лицами цвета бледной луны".
Впрочем, и сегодня таких не меньше.
Легендарные очки - символ Одри
"Моя внешность не недостижима, - сказала она в 1989 году в одном из интервью. - Женщины могут выглядеть, как Одри Хепберн, если наплюют на свои волосы, купят себе большие очки и маленькое платье без рукавов".
И еще нужны балетные туфли на плоской подошве, осиная талия, длинное пальто с поясом и классическая сумочка с ручками-цепочками. Кейт Мосс урок явно уяснила.
Эксперты в области моды говорят, что долголетие ее стиля объясняется тем, что Хепберн просто нашла то, что ей подходит: чистые линии, простые, но смелые аксессуары, минималистскую палитру - и все это осталось с ней до конца дней.
Без высокомерия
В числе кутюрье, с которыми она работала, был Оливер Голдсмит, признанный мастер солнечных очков, создавший, в числе прочего, легендарные "стеклышки" для Майкла Кейна.
"Она четко понимала, что ей нравится, а что нет, - говорит внучка Оливера Клэр Голдсмит, директор созданной им компании и большая поклонница Одри Хепберн. - Ее внешность безвременна, потому что проста; вычурность выходит из моды".
После двух десятилетий, прошедших без особенных всплесков, теперь торговая марка Голдсмита снова играет на наследии Одри: вместе с новыми моделями компания выпускает и свои классические очки.
Любовь Клэр Голдсмит к Хепберн частично основана на воспоминаниях ее деда, но в большей степени - на многократном просмотре ее фильмов.
"В ней совершенно не было высокомерия; большинство красивых людей ее лишены, - говорит она. - А еще она великолепно умела шутить над собой, совершенно этого не стеснялась. Поэтому она получала такие прекрасные роли в кино, и люди в эти роли сразу же влюблялись".
Можно ли ее очарование свести к одной черте? Ответ Голдсмит, вероятно, многих не удивит. "Это ее глаза, эти огромные карие теплые глаза. Женщины любили ее за то, что от нее не исходила угроза, а для мужчин она была самой невинностью".
Но это очарование не только физическое. Те, кто встречал ее, соглашаются: она обращалась с ними так, как будто других людей в ее мире просто нет, - редкостный дар, которым владеет, например, Билл Клинтон, харизматичность которого общепризнанна.
Одри Хепберн не была женщиной сексуальной, она была женщиной, в которую влюблялись.