тип музыканта: певец
страна: сша
город: нью йорк
жанр: hip-hop, alternative
официальный сайт: Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку
неофициальные сайты: Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть ссылку
50 cent (настоящее имя curtis jackson) родился в 1976-м году в нью-йоркском куинсе - одном из беднейших черных кварталов города. его мать перепродавала наркотики, чтобы прокормить семью и пользовалась большим авторитетом в местной общине. однажды ее нашли убитой, убийцу так и не отыскали. куртису в тот год исполнилось восемь лет. мальчика взяли к себе родители матери, внимательно следившие, чтобы куртис не свернул на скользкую дорожку. не уследили - уже в средней школе парень начал зарабатывать себе на жизнь распространением наркотиков. примерно в то же время куртис джексон, как и его сверстники, начинал пробовать рифмовать и воображал себя крутым рэппером. свой псевдоним «50 cent» парень взял в честь крутого гангстера из fort green projects, незадолго до этого покинувшего сей бренный мир. «я перенял у него это имя, - поясняет рэппер. - подумал, что это будет круто - люди ведь, каждый раз завидя меня, будут вспоминать его... ».
в то время куртис еще не считал сочинение музыки чем-то полезным и серьезно задумался только тогда, когда его кустарные записи начали пользоваться популярностью на улицах. а окончательное решение заняться музыкой всерьез музыкант принял после рождения своего сына.
первым человеком, который обратил внимание на способности начинающего рэппера, был jam master jay, участник легендарной группы run-dmc. сотрудничество не продлилось долго, но 50 cent до сих пор вспоминает своего наставника с уважением в голосе: «jam master jay был первым человеком, который научил меня обращать внимание на ритм, рифму и так далее. я по гроб жизни буду ему благодарен». в 1999-м году музыкант познакомился с продюсерским формированием the trackmasters и через них был представлен боссам лейбла columbia. заинтересовавшись новичком, мейджор дает the trackmasters карт-бланш и 50 cent отправляется в студию для записи своего первого альбома. как вспоминают the trackmasters, за две с половиной недели напряженной работы в студии было записано 36 песен - гораздо больше, чем нужно для альбома. материал columbia понравился и с рэппером подписали контракт на выпуск альбома. и тут случилось непредвиденное. 24 мая 2000-го года, выходя из дома своих родственников в куинсе, 50cent подвергся нападению и получил девять огнестрельных ранений, в том числе в лицо. произошло это за день до того, как 50 cent должен был сняться вместе с девушками из destiny''s child в их дебютном клипе и за несколько недель до выхода собственного альбома. узнав о случившемся, columbia посчитала, что вытащила не ту карту - получившие ранение в лицо звездами обычно не становятся. контракт был расторгнут, о чем 50 cent вспоминает с плохо скрываемым злорадством: «к тому времени я получил задаток - половину суммы, на которую был заключен контракт. вторую должен был получить после выхода альбома. но они испугались, сказали, что я не смогу больше выступать и расторгли контракт. так я и заработал ни за что и получил свои записи обратно».
«я провел в госпитале 13 дней и еще несколько месяцев провалялся дома. и гораздо более страшно мне было после того, как в меня стреляли, чем тогда, когда это случилось - я не знал, что мне теперь делать... если бы я не смог больше выступать, заниматься музыкой... я бы вернулся к тому, с чего начинал - распространению наркотиков. у меня никогда не было ни работы, ни страховки, ни-че-го... я реально продавал крэк до того, как занялся музыкой... я занялся музыкой, чтобы убежать из уличной реальности... все, что я хотел - это заниматься музыкой. я не умел делать ничего, кроме музыки... и продажи наркотиков».
таким образом, музыкант получил на руки свой свежезаписанный и свежесведенный альбом «power of a dollar» и волен был распоряжаться им, как заблагорассудится. ничего удивительного, что «power of a dollar» сразу же оказался у бутлегеров, которые только и успевали штамповать все новые и новые копии. такой успех объяснялся просто: вместе с другими в альбом была включена злостно-шутливая песенка «how to rob», в которой перечислялись самые известные личности хип-хопа (среди которых очутились master p и timbaland) и способы их ограблений. благородным «робин гудом» в этой песне выступал, естественно, сам 50 cent. тусовка была в восторге, а вот жертвам «ограблений» наезд не понравился. и каждый из них счел своим долгом пройтись по молодому рэпперу. «я ничего не имел против них, ничего персонального, - говорит 50. - это просто юмористическая песенка, фантазия - ничего больше. я надеялся, что услышав эту песню, они станут говорить: «кто такой этот 50 cent?». так и получилось, и 50 cent стал «народным» героем.
не имея контракта на выпуск своих альбомов, 50 cent продолжал писать песни и, когда они накапливались, «писал» альбомы и распространял записанное через бутлегеров. второй альбом, «guess who''s back», был выпущен на волю в 2001-м году в сотрудничестве с sha money xl. примерно в это же время вокруг 50 cent образовалась «группа поддержки», которая стала называться g-unit. группы поддержки возникают только вокруг авторитетов и g-unit положительно свидетельствовала о статусе 50 cent.
в том же 2001-м году вышел еще один альбом музыканта - «50 cent is the future». слухи о новом даровании постепенно достигли ушей владельцев крупных записывающих компаний и рэппер попал в настоящую осаду - каждый хотел заполучить его к себе. но проворнее всех оказался эминем, который заметил 50 cent еще несколько лет назад и в одном интервью даже успел назвать его своим «любимым новым исполнителем». перед тем, как позвонить 50 cent, эм, как примерный мальчик, пришел посоветоваться со своим наставником dr dre и получил "добро". эминема и dr dre куртис джексон «фальшивками» не считал, поэтому сразу же согласился работать с ними и подписал контракт с shady/afterman records. а предварительно отдал свою новую песню «wanksta» в саундтрек в фильму «8 mile», ставшему для эминема актерским дебютом. фильм стал большой сенсацией и принес большую кассу, так же, впрочем, как и саундтрек. о 50 cent наконец-то узнали все те, кто до сих пор о нем ничего не знал, и масс-медиа от лица трудящихся начали нервно вопрошать о сроках выхода дебютного альбома рэппера.
работа над «get rich or die tryin''» началась осенью 2002 года, как только эминем разобрался с «8 mile» (за это время 50cent выпустил в народ еще один бутлег «no mercy no fear», куда вошла та самая «wanksta» - о столь нелюбимых куртисом «фальшивых» рэпперах.). работа велась в студии эминема в лос-анжелесе и об этом времени 50 cent вспоминает с большим энтузиазмом: «я не могу сказать, что его песни выворачивают меня наизнанку или что-то в этом духе, но его я уважаю - он настоящий. вы знаете, как зовут его мать, кто такие ким и хейли... он поет о своей настоящей жизни, то же самое делаю и я. когда мы начали работать вместе, я понял, как много сил и энергии он вкладывает в то, что делает. он может два дня напролет работать над одной и той же песней, не отвлекаясь на перерывы! он работает до тех пор, пока не начинает считать песню удавшейся. он - перфекционист... я думаю, этого он у дре набрался, тот точно такой же... »
название своего альбома рэппер объясняет просто и даже как-то буднично: «стать богатым или умереть» - это давняя жизненная установка, которой следуют многие и многие».
«get rich or die tryin''» вышел в свет 6 февраля 2003 года. всего для альбома было записано 48 песен, вошло же только 16. чтобы избежать потерь от пиратских продаж, релиз альбома передвинули на несколько дней вперед, но и по результатам трехдневных продаж (872 тысячи экземпляров!) он сумел опередить все остальные вышедшие на той неделе релизы, сразу же очутившись на вершине «биллборда». и тут на бывшего наркодилера свалилась настоящая слава. ибо попавший на вершину «биллборда» хотя бы единожды автоматически считается звездой, а «get rich or die tryin''» провел в топе целый месяц кряду. за полторы недели с начала продаж разошлось полтора миллиона альбомов, что позволило 50 cent поставить галочку в графе «рекорд продаж дебютного альбома». своим успехом, помимо собственного невероятного таланта (50 cent явно не умрет от скромности), рэппер благодарен... бутлегерам, которые, по его мнению, позволили всем желающим ознакомиться с его песнями задолго до релиза дебютного альбома. ну хоть кому-нибудь пираты помогли добиться всемирной славы!
«я не волнуюсь на этот счет, - говорит 50 cent. - я получаю достаточно денег, мне хватит. в конце концов, люди, которые покупают мои пиратские диски, они поддерживают меня на концертах... я считаю, что бутлегерство - отличный способ донести свою музыку людям... бутлегерам ведь тоже нужно кормить свои семьи и они не будут заниматься тем, что не приносит дохода. а раз люди покупают, раз есть спрос, значит, будет и предложение. и еще кое-что. благодаря пиратским записям, я могу обращаться к своим слушателям без посредников».
«get rich or die tryin''» понравился не только простым слушателям, но и критикам. благодаря эминему и dr dre, съевших собаку на продюсировании, альбом получился разнообразным и свежим, внесшим новую струю в застоявшееся было жанр, что дало право музыкальным обозревателям назвать «get rich or die tryin''» одной из лучших работ в хип-хопе за последние годы. свою роль сыграли и тексты 50 cent - ироничные и устрашающие, восхваляющие автора и втаптывающие в грязь его соперников. похоже, последним валяться там еще долго - в настоящее время весь мир молится на 50 cent, как молился на эминема несколько лет назад. прямые «непричесанные» тексты 50, рассказывающие об иллюзиях уличного «братства», смерти друзей и реалиях гетто не имеют ничего общего с читками «глянцевых» рэпперов. 50 cent рассказывает о себе и своей жизни, а опыта у него не занимать. музыкальная составляющая «get rich or die tryin''» отличается большой выдумкой и дифференцированным подходом к каждому из треков.
главная сила 50 cent - в его реальности. уж кому, как не бывшему пушеру, знать, что творится на улицах? осознание своей «настоящести» дает рэпперу право издеваться над большинством своих коллег: «уж слишком много развелось сейчас «студийных ганста», я думаю, их сейчас процентов 90% из всей тусовки... как им можно верить? пока не увижу их в реальной жизненной ситуации, я не поверю, что они знают, о чем поют». а 50cent теперь, благодаря своей известности, у всех на виду. живет он в том самом куинсе и общается с теми же улицами - чтобы не утратить чувство реальности. иногда попадает в неприятные ситуации - как и остальные хип-хоп персонажи: в новогоднюю ночь 2003 года его арестовали за незаконное владение огнестрельным оружием, правда, обвинения не предъявили. неделей позже офис фирмы violator, представляющей интересы 50, был изрешечен пулями, однако стрелявшего так и не нашли. немногим ранее устроители концерта исполнителя в одном из клубов сан-франциско отменили концерт, потому что какой-то умелец распространил фальшивые билеты и собравшаяся толпа запрудила улицы перед зданием клуба.
50 cent вряд ли доволен происходящим вокруг него, но от своих убеждений отказываться не собирается: «я надеюсь, что никогда не порву связи с улицей, потому что без знания того, что происходит здесь, не смогу заниматься тем, чем занимаюсь сейчас