10 марта 1980 года состоялась премьера фильма Эльдара Рязанова «Гараж», наряду с другими его комедиями прочно вошедшего в классику советского кинематографа. Только в год проката картину посмотрели 28,5 миллионов человек. «Гараж» до сих пор остается одним из тех фильмов, которые мы все любим и знаем практически наизусть. Сегодня мы собрали для вас интересные факты из истории его создания.
Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.
Много лет спустя, в своей книге «Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги» Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».
Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме – поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.
Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки «несчастливый билет». Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.
В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма.
Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.
Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме – все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли.
А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров – максимум на месяц.