Дэвид Джуд Хейворт Лоу (англ. David Jude Heyworth Law; род. 29 декабря 1972) — британский кино- и театральный актёр. Наибольшую известность приобрёл после фильмов «Талантливый мистер Рипли» (1999, премия BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана), «Холодная гора» (2003, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), «Близость» (2004).
Детство
Джуд Лоу родился 29 декабря 1972 года на юго-востоке Лондона (Великобритания), в семье школьных учителей Питера и Мэгги Лоу. Его отец работал учителем младших классов, а мать преподавала английский язык детям беженцев. Джуд был вторым ребёнком в семье и до четырнадцати лет учился в обычной школе, но затем из-за издевательств одноклассников родители были вынуждены перевести его в частную школу в Далвиче. В настоящее время родители Джуда владеют театральной компанией во Франции, а старшая сестра Наташа работает фотографом.
Первые роли
Родители Джуда любили театр и поощряли проявившееся довольно рано стремление сына выступать на сцене. Так, уже в возрасте шести лет он исполнил свою первую роль в детском спектакле, а в двенадцать стал членом труппы Национального музыкального юношеского театра. В 1986 году Лоу дебютировал на телевидении, появившись в одном из скетчей передачи для подростков «Карманные деньги». В возрасте семнадцати лет он продолжил свою телевизионную карьеру, сыграв конюха в фильме «Глостерский портной» по рассказу-сказке писательницы Беатрисы Поттер. В том же году он бросил школу и приступил к съёмкам в телесериале «Семьи», где исполнил роль неблагополучного подростка Натана Томпсона. Далее на протяжении двух лет Лоу был в основном занят на театральных подмостках — гастролировал по Италии со спектаклем «Пигмалион», в 1991 году снялся в эпизодической роли в телесериале про Шерлока Холмса, затем дебютировал на лондонской сцене в постановке «Самые быстрые часы во Вселенной», лучшей театральной премьере 1992 года по версии журнала «Time Out».
Начало карьеры
В 1992 году Джуд принял участие в короткометражном фильме «Журавль» в рамках проекта Британского института кинематографии, а в 1994 году впервые получил главную роль в кино, снявшись в молодёжном криминальном триллере «Шоппинг» Пола Андерсона — фильме о молодых хулиганах, которые в погоне за острыми ощущениями угоняли дорогие автомобили и разбивали их о витрины магазинов. Эта картина провалилась в прокате, однако на съёмках Джуд познакомился с своей будущей женой Сэди Фрост («Дракула Брэма Стокера»), которая играла Джо, подругу его героя Билли.
Затем Лоу вернулся в театр, появившись в постановках «Снежная орхидея», «Живут как свиньи» и «Смерть торговца». В 1994 году он принял участие в трагикомедии «Ужасные родители» по пьесе Жана Кокто — эта работа имела скандальный оттенок, так как всю первую сцену второго акта, где его персонаж принимал ванну, Джуд играл обнажённым. «Ужасные родители» принесли ему первые заметные симпатии зрителей и номинацию на премию Лоуренса Оливье за лучший театральный дебют.
В 1995 году постановка под новым названием «Нескромность» отправилась за океан, где партнёршей Джуда на подмостках Бродвея стала знаменитая Кэтлин Тёрнер. «Нескромность» прошла в США с большим успехом — Лоу был номинирован сначала на премию Тони как лучший актёр второго плана, а затем как лучший начинающий актёр на премию Иэна Чарльстона (в том числе за участие в спектакле «Иона» по пьесе древнегреческого драматурга Еврипида).
Вслед за театральным успехом пришли первые удачные работы в кино, во многом определившие его актёрское амплуа. В 1996 году Лоу принял участие в съёмках мелодрамы «Люблю тебя, не люблю тебя», затем последовала второстепенная роль в драме «Влечение» о преследовании гомосексуалистов в нацистской Германии.
В 1997 году Джуд снялся в биографической драме «Уайльд». Знаменитого писателя и поэта Викторианской эпохи Оскара Уайльда сыграл известный британский актёр Стивен Фрай, а Лоу исполнил роль изнеженного аристократа Бози, лорда Альфреда Дугласа, возлюбленного и близкого друга писателя. Эта работа принесла Лоу награду таблоида Evening Standard за лучший дебют.
Голливуд
После успеха в Великобритании Лоу за короткое время снялся в нескольких голливудских картинах. В 1997 году он сыграл роль парализованного инвалида Джерома Морроу в фантастическом триллере «Гаттака». Его партнёрами на съёмочной площадке были Ума Турман и Итан Хоук, а оригинальную музыку к фильму написал британский композитор-минималист Майкл Найман. По сюжету Джером Морроу помог персонажу Хоука осуществить заветную мечту — полёт в космос. Несмотря на благожелательные отзывы критиков, фильм провалился в прокате, собрав всего 12 с половиной миллионов долларов при бюджете около 36 миллионов. Далее последовали картины «Полночь в саду Добра и Зла» (1997) — криминальная драма Клинта Иствуда по одноимённому роману Джона Берендта, где Лоу играл Билли Хэнсона, незадачливого любовника персонажа Кевина Спэйси — и романтическая комедия «Музыка из другой комнаты» (1998).
2 сентября 1997 года двадцатипятилетний Лоу женился на тридцатидвухлетней актрисе Сэди Фрост, с которой познакомился за три года да этого на съёмках «Шоппинга». Свадьба состоялась в Англии, на барже посреди канала Гранд-Юнион, соединяющего реки Темзу и Трент. В том же 1997 году Джуд Лоу совместно с женой и несколькими британскими актёрами — Эваном Макгрегором, Шоном Пертви и другими — организовал собственную кинокомпанию Natural Nylon (от слияния названия городов NY и London). Компания просуществовала до 2004 года и продюсировала среди прочих фильмы «Экзистенция», «Собственность Махоуони», «Небесный Капитан и мир будущего». После короткого творческого отпуска Лоу вернулся к работе и в 1998 году вместе с Сэди снялся в непримечательной драме «Окончательный монтаж».
Далее последовала более удачная работа в Великобритании — триллер «Мудрость крокодилов» (1998, в американском прокате шёл под названием Immortality), в котором Лоу исполнил роль красавца-вампира, соблазняющего женщин в поисках идеальной возлюбленной. В следующем году Лоу снялся в фантастическом триллере Дэвида Кроненберга «Экзистенция» вместе с такими известными актёрами как Дженнифер Джейсон Ли, Иэн Холм и Уиллем Дефо. В том же 1999 году Лоу появился в небольшой роли секретаря в костюмной драме «Присутствие духа» по новелле американского писателя Генри Джеймса «Поворот винта».
Занимаясь своей голливудской карьерой, Джуд Лоу не отказывался от участия в проектах у себя на родине. В 1999 году он пробует себя в режиссуре и снимает один из эпизодов фильма «Истории подземки» для британского телеканала Sky TV. В работе над этой картиной, состоящей из девяти новелл, основанных на реальных случаях в лондонском метро, помимо Лоу участвовали Эван Макгрегор, Стивен Хопкинс, Боб Хоскинс и другие постановщики.
Первый крупный успех
Хотя предыдущие работы Лоу в кино были относительно удачны, первое настоящее признание он получил, снявшись в 1999 году в ленте Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли», где его партнёрами были такие же молодые актёры Мэтт Дэймон и Гвинет Пэлтроу. В этом психологическом триллере по одноимённому роману Патриции Хайсмит Лоу исполнил роль богатого прожигателя жизни Дикки Гринлифа, объекта зависти и желания Тома Рипли, героя Мэтта Дэймона. В итоге Рипли убивает Гринлифа и присваивает себе его имя, положение и образ жизни.
Картина имела грандиозный успех. При бюджете в 40 миллионов долларов она собрала в прокате 81 миллион, завоевала признание зрителей и высокую оценку критиков, которые писали, что Лоу удалось точно передать образ высокомерного Дикки — притягательного и в то же время вызывающего неприязнь. За игру в «Талантливом мистере Рипли» Джуд был номинирован на несколько престижных кинопремий (в том числе на «Оскар» и «Золотой глобус») и в итоге получил премию Британской Академии кино и телевидения как лучший актёр второго плана.