Лауреат почетных премий всех основных кинофестивалей:
Каннского (1961), Венецианского (1958, 1998), Московского (1965, 1997), Берлинского (1994)
Лауреат пяти премий "Золотой глобус"
Лауреат премии "Оскар" (1961)
Лауреат премии "Оскара" с формулировкой "одному из сокровищ мирового кинематографа" (1991)
Детство
Софии Лорен, настоящее имя София Шиколоне, родилась 9 сентября 1934 года в итальянской столице Рим, в госпитале для неимущих, почти в артистической семье. Ее отец, несостоявшейся актер передвижного театра Рикардо Шиколоне, по следам которого кинулась в Рим ее мать, неудавшаяся провинциальная актриса Ромильда Виллани, на которой он так и не женился.
Помыкавшись в безучастной столице с грудным ребенком на руках, мать-одиночка вернулась в родной поселок Пиццуоли, в ветхую лачугу на берегу моря, в ужасную тесноту и бедность. Тут-то София и провела свое трудное детство у дедушки с бабушкой. К пятнадцати годам "Стеккетто", что означало "Жердочка", так прозвали девочку, на удивление и на зависть всем превратилась в стройную красавицу с ярким и запоминающимся лицом.
Начало карьеры
Первой ступенькой к славе для девушки стала победа на местном конкурсе красоты, после чего ее мама, предчувствуя большие перемены в судьбе красивой дочери, перебралась с Софией в Рим. И не ошиблась, в 1950 году София получила приз "Мисс Элегантность", созданный жюри специально для нее, в конкурсе "Мисс Италия".
Окрыленная победами на конкурсах красоты юная Софи Лорен, этот псевдоним она получила как только начала сниматься, начала штурмовать мир кино, а ее честолюбие, настойчивость и сила воли помогли ей в достижении этой цели.
Первоначально Софии Лорен снималась в фотокомиксах для журналов, и, конечно же, в кино в малоизвестных картинах, беря скорее не качеством, а количеством сыгранных ролей. Да и сами роли частенько были проходными, носили однобокий характер: девушка в толпе на празднике в "Голосе", похищенная девушка в "Шести женах Синей Бороды", девушка из ночного клуба в "Анне", одна из девушек племени в картине "Тото Тарзан" или просто девушка в "Наших временах". Однако саму Софи Лорен это обстоятельство нисколько не удручало, и она с завидным терпением продолжала переходить с одной съемочной площадки на другую, из одного образа в другой: Одалиска в "Это был он... да! да!" и Кончита в "Мечте о Зоро", Барбара Лама в "Африке за морями" и Инесс в "Воскресном дне добрых людей", Мариса "Мы находимся в галерее", Эльвира в "Торговля белыми рабынями" и Лина Строппиани в картине "Жаль, что ты каналья". 34 роли, 34 фильма за пять лет!
Действие этих кинолент частенько происходило в экзотической обстановке, и Софи Лорен щеголяла перед зрителями в замысловатых нарядах, а в ряде картин ее можно было увидеть и топлесс, будущая суперзвезда абсолютно не стеснялась наготы.
Сотрудничество с Витторио Де Сика
Однако терпение, упорство, честолюбие, все это в принципе не плохо, но если к этому добавилось однажды еще и везение... И действительно Софии Лорен пришло везение, предрешившее ее артистическую судьбу. Витторио Де Сика, гениальный режиссер и талантливый актер открыл Софи Лорен, стал ее учителем. С ним она создала лучшие свои роли. Без режиссера Витторио Де Сика киноактрисы Софии Лорен в его нынешнем качестве не было бы.
Де Сика сразу же понял, что мало использовать только фактуру красивой девушки, надо заставить работать и ее ум, и ее наблюдательность, надо заставить ее "переварить" ее жизненные знания обыденной жизни простых неаполитанцев.
В первом совместном фильме Витторио Де Сика и Софи Лорен "Золото Неаполя" молодая актриса попала в родную стихию, талантливо сыграла энергичную неаполитанскую лавочницу, продавщицу пиццы. Красивая актриса сразу же понравилась зрителям, она привлекла внимание серьезных кинокритиков, заметили ее и режиссеры.
Фильмы, где Софи Лорен мелькала в ролях второго плана, следовали один за другим. Именно роли обычных женщин из народа, которых она хорошо знала с детства и одной из которых могла бы стать, удавались Лорен лучше всего. Они то и вызывали наиболее благосклонные отзывы критиков: доброжелательная Сисина в "Неаполитанской карусели" и искренняя Донна София в "Хлеб, любовь и...", уравновешенная Кармела в "Прекрасной мельничихе" и чувственная Агнес Тирабасси в "Знаке Венеры".
Софии Лорен была актриса не представления, а переживания, которая не столько играла своих персонажей, сколько становилась ими: шумоватая Нивес Монголини в "Женщине с реки", взбалмошная Антониетта в "Счастье быть женщиной" и степенная Дита в "Легенде о былом".
Однако именно фильмам гениального Де Сика суждено было стать наиболее значительными в фильмографии актрисы. Вершиной актерского мастерства Софи Лорен было исполнение оскароносной роли матери - римлянки, которая всеми силами старалась уберечь свою дочь в страшном водовороте войны, в неореалистическом фильме гениального режиссера "Чочара", снятом по антифашистскому роману Альберто Моравиа. Так с "Чочары" и с подготовленного продюсером и супругом актрисы Понти контракта, в соответствии с которым Де Сика обязался снимать по одному фильму в год с участием Софи Лорен, началась великая киноэпоха Лорен - Де Сика.
За двадцать лет творческим дуэтом было сделано 20 фильмов, актриса создала свои самые значительные и интересные работы: красавица Зоя в "Бокаччо-70", прелестная Джоанна в "Затворниках Альтоны", гордая Аделина Сбаратти в ленте 1963 года "Вчера, сегодня, завтра". Актерская карьера Софии Лорен успешно продолжалась. Большой удачей актрисы стала работа в фильме "Брак по-итальянски" в 1964 году, где она блестяще исполнила главную роль жизнерадостной Филумена Мартурано.
В совместном советско-итальянском проекте о нелегкой судьбе итальянцев, вынужденных воевать в России во Вторую мировую войну "Подсолнухи" кинозвезда мирового уровня Софи Лорен сыграла темпераментную, на редкость умную в щепетильной жизненной ситуации красавицу Джованни в партнерстве с именитым Марчелло Мастроянни в главной роли итальянца Антонио. Однако, несмотря на звездный актерский ансамбль: Людмила Савельева, Петр Колбасин, Надежда Чередниченко, Гунарс Цилинский фильм не стал культовым, и более того был в пух и прах разнесен кинокритиками.
Великий Марчелло Мастроянни был еще "одним любимчиком" Де Сика. С Софии Лорен они составили один из самых знаменитых дуэтов в истории кино. Их совместные самые успешные фильмы были весьма далеки от сексуального символизма - "Две женщины", "Брак по-итальянски", "Вчера, сегодня, завтра", "Подсолнухи" в отличие от современных картин. Любовные сцены Лорен с Мастроянни в "Прет-а-порте"- очень милые, приятные. Это один из немногих случаев, когда секс на экране явился естественным следствием хорошей, творческой и солидной истории.