Родился 16.08.1934, Валансьен, Франция
Маленький кривляка
Пьер Ришар (настоящее имя актера - Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей) родился 16 августа 1934 года в небольшом городке Валансьен, расположенном на севере Франции в департаменте Нор, в респектабельной семье преуспевающего текстильного промышленника.
Дед Ришара, потомок одного из феодальных родов Франции, будучи сталелитейным магнатом, сколотил огромное состояние, но легкомысленный папаша Пьера, поначалу весьма преуспевающий человек, был неисправимым гулякой и игроком, и вскоре после рождения сына, промотав состояние на скачках, оставил жену и малыша на попечение своего отца.
Детство Пьера прошло в пансионе, куда его каждую неделю в течение последующих восьми лет привозили на лимузине. Именно здесь он начал "овладевать профессией, чтобы спасти свою шкуру", - шутливо замечает сам Пьер Ришар. Чтобы как-то сгладить отчуждение сверстников, сыновей крестьян и шахтеров, Пьеру приходилось смешить их и кривляться. Явное присутствие таланта юноши подтверждали аплодисменты взрослых гостей в замке деда, где юный лицедей читал собравшимся отрывки из «Сирано де Бержерака».
Юноша горел желанием поступить на драматические курсы, и, достигнув заветного совершеннолетия, объявил об этом своей семье, чем вызвал яростное сопротивление родителей и деда, которые хотели видеть родное дитя на поприще продолжателя семейного бизнеса. Конфликт зашел настолько далеко, что привел к разрыву отношений юноши с семьей. Возмущенный дед отказал внуку в какой бы то ни было поддержке, что не помешало тому покинуть свой родной северный городок и отправится в поисках аристократического счастья в Париж.
Театр
Первая попытка Пьера Ришара поступить на драматические курсы потерпела крах – его не приняли, сославшись на то, что он недостаточно красив для трагедий. Но все же впоследствии ему удалось поступить на знаменитые курсы драматического искусства Шарля Дюллена, а затем он проходил стажировку у самого Жана Вилара. Казалось бы, фортуна улыбнулась, но вот незадача: работать приходилось, в основном, «на выходах», а у дебютанта явно не хватало терпения жить в ожидании «настоящей роли» – ему всегда давали роли второго плана; ко всему прочему его в то время всерьез увлекала эстрада.
Вместе со своим другом, Виктором Лану, Пьер Ришар начал сочинять короткие юмористические скетчи и в течение нескольких лет выступал с ними на подмостках кафе-театрах, рядовых кабаре и престижных мюзик-холлов, но в глубине души продолжал грезить о кино…
«Невезучий блондин в черном ботинке»
Радости Пьера Ришара не было предела, когда - наконец-то (!) - в 1968 году режиссер Ив Робер пригласил его сняться в картине «Блаженный Александр». Уже впоследствии Робер, став главой киностудии «Гевиль», помог Ришару поставить в качестве режиссера несколько лент – «Несчастья Альфреда», «Я робкий, но я лечусь» и знаменитую картину «Рассеянный», идею которой Пьер Ришар вынашивал несколько лет. В этой картине уже был найден характер-маска Пьера Ришара: это романтичный и влюбчивый простак с кудрявой шевелюрой и телом акробата. Смесь грустного тезки Пьеро с Рыжим клоуном, робкого вздыхателя с отчаянным донжуаном.
Невероятный успех и настоящую популярность сначала во Франции, а затем и во всем мире принесла киноактеру главная роль в вышедшей в 1972 году авантюрной комедии Ива Робера «Высокий блондин в черном ботинке». Пьер Ришар сыграл в этом фильме несчастного растяпу-скрипача, оказавшегося случайно в центре интриг руководителей секретной полиции Тулуза и Милана. Продолжение удачной ленты не заставило долго ждать – уже через два года было снято «Возвращение высокого блондина».
У актера сложился прочный имидж комедийного актера, и на протяжении более чем тридцати лет кинематографической карьеры Пьер Ришар работал с лучшими французскими режиссерами-комедиографами. Так, в 1974 году он впервые снялся у Клода Зиди в фильме «Он начинает сердиться» (еще одно название фильма – «Горчица бьет в нос»), где сыграл роль учителя математики, который постоянно попадал в смешные ситуации. Год спустя вместе с Джейн Биркин сыграл еще в одной комедии этого режиссера «Не упускай из виду».
А в 1976 году вышла в свет знаменитая сентиментально-реалистичная комедия Франсиса Вебера «Игрушка», в которой главную роль журналиста Франсуа Перрена и сыграл Пьер Ришар. Сюжет же фильма зародился у режиссера за пятнадцать лет до его выхода, пока Вебер не показал его Ришару. Будучи молодым журналистом, Франсис Вебер увидел у витрины Парижского универсального магазина симпатичного карапуза, состоятельные родители которого старались угодить любому его капризу. Вернувшись вечером домой, Вебер сразу же написал небольшой рассказ. Пьеру Ришару настолько понравился этот сюжет, что он не только согласился сыграть главную роль, но даже выступил продюсером этого фильма.
Настоящая дружба с Вебером, а затем и с «коллегой по цеху» Жераром Депардье вылилась в плодотворное сотрудничество замечательного режиссера и талантливых актеров, создав прекрасные фильмы, по сей день пользующиеся любовью зрителей. По сюжету «Невезучих» невероятно невезучая дочка президента крупной компании, отправившись на курорт в Латинскую Америку, попадает в рабство к бандитам. Поиски не дают результатов, президент безутешен, но тут штатный психолог подсказывает ему одну идею: в бухгалтерии работает весьма невезучий тип Франсуа Перрен (наш герой), и если направить его по следу пропавшей, то он попадет в те же неприятности, что и она, выведя таким образом на ее след. Президент хватается за соломинку и направляет Перрена по следам своей дочери, а приглядывать за ним просит опытного частного сыщика Кампану, роль которого сыграл Жерар Депардье. Комический дуэт Ришар-Депардье превзошел даже самые смелые ожидания, позволив вышедшему в 1981 году фильму собрать рекордные кассовые сборы. Грандиозный успех «Невезучих» вдохновил троицу - режиссера и двух актеров – к созданию еще двух комедий: спустя два года вышел фильм «Папаши», а еще через три года – «Беглецы».
У Жерара Ури - создателя великолепных «Разини» и «Большой прогулки» с Луи де Фюнесом - Пьер Ришар сыграл главные роли в картинах «Побег» и «Укол зонтиком». Актер-неудачник Грегуар Леконт, герой фильма «Укол зонтиком», отправляется на кастинг на роль убийцы. Однако в результате недоразумения попадает на встречу с мафиози и, приняв их главаря за продюсера, подписывает с ними контракт. Грегуар не подозревает, что ему предстоит выступить в роли настоящего киллера и убить торговца оружием, уколов его зонтиком с отравленным наконечником. Любопытно, что в основу идеи способа преступления в фильме легло убийство в 1978 году болгарского диссидента Георгия Маркова, осуществленное в Лондоне агентом болгарских спецслужб именно таким методом.
Рассказывая о своих героях, или, правильнее сказать – герое (поскольку из фильма в фильм Пьер Ришар играл очень похожих персонажей), актер отмечал: «Самое смешное, что моего героя женщины обожали всегда. И дрались из-за него, и ревновали, и вообще ужас что делали… Такие растяпы крайне популярны в дамском обществе. Именно потому, что с ними весело, от девушек у них не будет отбоя».
Разнообразие таланта
В конце 1980-х годов Пьер Ришар основал свою компанию «Фиделин фильм», занимающуюся производством и прокатом фильмов, а также выпуском пластинок с песнями в своем собственном исполнении. Да-да, успешный актер, режиссер и продюсер еще и поет!
А с 1996 года и по сей день актер играет в театре «Алеф»; автобиографическая пьеса «Пьер и сын», где он исполняет одну из главных ролей, с огромным успехом идет в парижском «Театре Варьете» при полных аншлагах.
Сюжетом же спектакля "Страсти Ришара" является сам Пьер Ришар. В спектакле участвуют музыканты, в том числе один из двух сыновей Ришара - саксафонист Оливье Дэфэйс, а также чилийская певица Аурора дель Кармен. Существует также вышедшая в 2004 году телеверсия этого спектакля, повествующая о забавных наблюдениях о жизни людей в разных странах, размышлениях Ришара об актерской профессии с присущей ему самоиронией.
Конечно же, мы привыкли уже к комическим ролям Пьера Ришара, но его последние роли в кино чаще всего - вовсе не комические, а драматические ролей - как, например, в телефильме «Без семьи», поставленном по знаменитому роману Гектора Мало. Но неожиданно для самого себя, по признанию самого актера, когда он вернулся в театр, ему снова захотелось играть смешных персонажей. Он потерял было к ним вкус, но натура весельчака все равно в итоге прорывается наружу! «Смех зрителей - это мой наркотик, без которого я погибну. Ничто другое - даже алкоголь - не могут привести меня в состояние такой эйфории» - говорит Пьер Ришар, непревзойденная звезда и один из символов французской комедии.